25.12.2006 В минувшую пятницу в Москве на Останкинской телебашне прошли пожарно-технические учения МЧС России. Спасатели показали, что теперь башне не страшны пожары. Огонь был потушен с помощью новейшей и пока единственной в стране установки с жидким азотом. Борцы с огнем заверили, что благодаря этому инертному газу они смогут своевременно и быстро тушить пожары в тоннелях метро, автомобильных тоннелях и коллекторах.
По плану учений взрыв произошел не в самой башне, а рядом, в масляном трансформаторе. Масло начало стекать в кабельный коллектор. В коллекторе моментально возник пожар. Появилась угроза проникновения пламени в верхние ярусы телебашни. Громкий хлопок – и вверх устремляются мощные клубы дыма. Тотчас начинают реветь сирены. В считанные минуты на место прибывают пожарные расчеты. Часть пожарных бросается эвакуировать из башни людей, часть – тушить горящий коллектор.
При помощи специального автомобиля, удаляющего дым, борцы с огнем пытаются не пустить продукты горения в ствол башни. Одновременно огонь в коллекторе устраняют при помощи новейшей разработки – автомобиля газового тушения АГТ-4000. Всего за полчаса пожарные гасят пламя.
«Автомобиль АГТ-4000 – это установка, вмещающая четыре тонны жидкого азота, – объяснил «НИ» главный государственный инспектор по пожарному надзору города Москвы Виктор Климкин. – Азот в газообразном состоянии заполняет коллектор, вытесняя оттуда кислород. Когда количество кислорода в воздухе становится меньше 12%, горение прекращается само собой».
Эта установка с азотом – пока единственная в России. Спасатели уверяют, что пожаротушение с применением азота – настоящий прорыв в области борьбы с огнем. Одно из главных ее преимуществ в том, что пожары в коллекторах и тоннелях можно тушить без снятия напряжения. Кроме того, азот легко подавать на большую высоту, не прибегая к специальному оборудованию. «Идея тушения пожара при помощи инертных газов не нова, – делится с «НИ» информацией начальник службы пожаротушения ГУ МЧС России по Москве Евгений Чернышев. – Однако российскими спасателями она впервые реализована на практике».
Автомобиль АГТ-4000 будет применяться при тушении огня в коллекторах, в автомобильных тоннелях и тоннелях метрополитена. «А недавно мы получили уникальный подъемник финского производства высотой 101 метр, – поделился с «НИ» начальник управления оперативного реагирования ГУ МЧС России по Москве Игорь Куряков. – До этого у нас было четыре подъемника высотой девяносто метров».
Уже летом Останкинская башня, возможно, откроет двери для посетителей. Шесть с лишним лет прошло после памятного пожара в августе 2000 года, когда на башне горели кабели и погибли трое человек – пожарный и двое служащих. С тех пор там были сооружены новые лифты, а фидеры – высоковольтные кабели – были поставлены немецкие. Сама башня теперь поделена на секции. Если в одном из отсеков произойдет возгорание, доступ к нему автоматически перекроется с двух сторон./newizv.ru/