13.12.2006 Интервью: Сергей Шойгу, министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
Сергей Шойгу единственный среди российских министров руководит своим ведомством уже целых 15 лет. Построив с нуля государственную систему спасения людей, он сейчас готовит ее реформу в довольно либеральном духе. МЧС собирается передать частным экспертам надзор за безопасностью на подавляющем большинстве предприятий. Помимо пожарных инспекторов, которые смогут трудоустроиться в новых компаниях, занимающихся аудитом безопасности, от грядущей реформы заметно выиграют страховые компании. Новая система надзора предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности для владельцев производств. А без страхового полиса предприятие может быть попросту закрыто. Так что руководители предприятий, по убеждению министра, будут прямо заинтересованы в соблюдении новых правил.
В беседе с "Ведомостями" Шойгу заметил, что у реформы есть противники. Однако в эффективности частного аудита безопасности ветеран российской политики не сомневается: "Государство не может отвечать за все". В начале нашей встречи Сергей Кужугетович был настроен мрачновато — вероятно, из-за недавней спортивной травмы. Но он подобрел, стоило заговорить с ним о тувинской шаманке Ай-Чурек и книге Сергея Маркуса "Тува: словарь культуры", изданной при поддержке Шойгу. О том, почему он сначала решил стать спасателем, а затем войти в руководство "Единой России", самый известный тувинец рассказывает в интервью "Ведомостям".
— Вы уже более 15 лет возглавляете "чрезвычайную" службу России. Как получилось, что вы, строитель по образованию, занялись спасением людей?
— При ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС было много задач для строителей: заселять поселки, заниматься рекультивацией почв. Тогда, в конце 1980-х, после землетрясения в Спитаке, Чернобыля, взрыва на железной дороге в Арзамасе стало очевидно, что стране необходима оперативная, мобильная и эффективная спасательная служба, которая займется предупреждением и ликвидацией различных чрезвычайных ситуаций. В 1990 г. был создан Российский корпус спасателей. Чуть позже он был преобразован в Госкомитет по чрезвычайным ситуациям, в состав которого вошли войска гражданской обороны. Я тогда не думал, что из него вырастет такая большая система. Следующим этапом стало создание в 1994 г. Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Спустя семь лет в его состав вошла Государственная противопожарная служба, а в 2004 г. — Госинспекция по маломерным судам.
— Недавно вы заявили о готовности министерства передать часть полномочий пожарного надзора частным экспертам. Для силового министерства инициатива довольно оригинальная.
— Мы заинтересованы в том, чтобы наша надзорная деятельность была качественной, понятной и прозрачной. Во-первых, сегодня у нас порядка 5 млн поднадзорных объектов, которые обслуживают всего 15 000 инспекторов. Такое соотношение числа объектов и количества проверяющих говорит не в пользу качества проверок. Во-вторых, уровень зарплаты инспектора государственного пожарного надзора, прямо сказать, невысокий — отсюда в том числе и проблема коррупции в надзорных органах. Поэтому возникла идея создать в стране аудит пожарной безопасности: передать часть надзорных полномочий независимым экспертам-аудиторам, которые будут по аналогии с финансовым аудитом проверять пожарную безопасность на предприятиях. Чем меньше у федерального ведомства будет разрешительных функций, тем лучше: меньше будет возможностей для коррупции.
— Сколько объектов перейдет под надзор частных компаний?
— Порядка 4,5 млн. Под контролем государства останутся около 500 000 объектов — это прежде всего предприятия энергетического и ядерного комплексов, критически важные для обеспечения национальной безопасности страны объекты, памятники культуры и архитектуры, а также места массового пребывания людей.
— Не приведет ли ваша реформа к тому, что многие предприятия просто ослабят контроль за собственной безопасностью?
— Будет создана такая схема, при которой руководители предприятий сами будут заинтересованы в пожарной безопасности. Государственная дума приняла в первом чтении закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте”. Он разработан по инициативе Ростехнадзора, страхового сообщества, депутатов и при активной поддержке нашего министерства. Без заключения об аудите безопасности объекта невозможно будет получить полис обязательного страхования имущества: ни одна компания не застрахует опасное предприятие. А без страхового полиса деятельность предприятия станет незаконной. Его работа будет приостановлена до устранения нарушений закона, а если нарушения не будут устранены, то предприятие будет закрыто по решению суда.
— Откуда возьмутся независимые эксперты в нужном количестве, если сегодня существует дефицит пожарных инспекторов?
— Будет спрос — будет и предложение. Многие специалисты в области пожарной безопасности сейчас работают в других отраслях. Когда появится возможность честно работать и хорошо зарабатывать, новые рабочие места заполнятся достаточно быстро. У МЧС есть специализированные высшие учебные заведения с курсами переподготовки. Мы начали готовить профильных специалистов в строительных вузах.
— Сегодня крупные российские города переживают бум высотного строительства. Как на это смотрит МЧС?
— При проектировании высотных зданий учитываются все нормы и требования пожарной безопасности. Мы запрещаем строить высотки, если город не обеспечен достаточным количеством специальных лестниц для спасения людей с верхних этажей. Поэтому, прежде чем согласовывать строительный проект, город должен приобрести необходимые средства спасения. Например, Санкт-Петербург уже приобрел три высотные лестницы, такая же работа сейчас ведется в Москве.
Другое дело, когда нормы пожарной безопасности грубо нарушаются после заселения дома. Нередко жильцы блокируют пути эвакуации, используют их не по назначению, перегружают балконы, отрезая тем самым себе путь к спасению в случае пожара. По статистике, более половины от общего числа всех погибших при пожарах приходится именно на жилой сектор. Существует общая проблема культуры безопасности. Люди привыкли иметь в своей машине аптечку и огнетушитель, но мало кто имеет огнетушитель у себя дома или заботится о коллективной безопасности в подъезде. Вы видели когда-нибудь в подъезде жилого дома пожарный щит? Уверен, что нет. Это серьезный вопрос, и одна организация за его решение отвечать не может.
— Как вы сегодня оцениваете общий уровень безопасности в экономической сфере?
— В целом он повышается. Если раньше в промышленности мы наблюдали повышение уровня безопасности из-за закрытия производств, то сегодня это происходит благодаря вложению денег в новые технологии. Все больше и больше предприятий уделяют внимание безопасности. Например, “Лукойл” недавно подписал с МЧС соглашение о сотрудничестве и сегодня вкладывает в безопасность своих объектов порядка 5 млрд руб. в год. “Российские железные дороги” также выделяют значительные средства на безопасность, поэтому ситуация у них заметно лучше, чем на других видах транспорта.
— У МЧС в последние годы, наверное, бюджет тоже вырос?
— Конечно. Бюджет на 2006 г. составил 33,3 млрд руб. На следующий год ожидаем порядка 40 млрд руб. Прежде всего эти средства пойдут на закупку техники, научные разработки, заработную плату, строительство новых пожарных частей и жилья для пожарных и спасателей.
— Как МЧС пережило административную реформу?
— Наверное, в силу специфики нашей деятельности министерство она затронула в минимальной степени. Отдельно выделенных агентств у нас нет, система осталась неделимой. Произошло сокращение штата на 25%, но на качестве работы это не сказалось. Еще три года назад мы выступили с инициативой сокращения штата, причем сэкономленные средства фонда заработной платы оставались в распоряжении министерства. Таким образом, сегодня мы имеем возможность повышать нашим сотрудникам зарплату.
— После принятия закона № 122 о разграничении полномочий центра и регионов городские пожарные команды не вправе были тушить возгорания федерального уровня и наоборот. Эту проблему удалось решить?
— К счастью, да. С октября 2005 г. после внесения поправок в законодательство МЧС может создавать в населенных пунктах подразделения федеральной противопожарной службы для тушения любых пожаров. Ранее порядок тушения был иной — по закону 122-ФЗ пожары делились на "федеральные" и "муниципальные". Другими словами, когда МЧС занималось тушением "не своих" пожаров, нас могли обвинить в нецелевом использовании средств. Теперь все эти проблемы сняты. В 122-ФЗ была еще одна существенная проблема: замена обязательного принципа содержания пожарных частей на предприятиях на разрешительный. Некоторые руководители этим воспользовались и закрыли свои пожарные части. Сейчас внесена поправка, в соответствии с которой на всех предприятиях, где есть опасное производство, должна быть пожарная часть.
— Каким образом МЧС составляет прогнозы чрезвычайных ситуаций?
— Здесь все зависит от вида чрезвычайных ситуаций. При прогнозе таких явлений, как тайфуны, землетрясения и ураганы, мы опираемся на мировую статистику, на данные международных прогнозных центров. Сегодня из этих данных следует, что за последние 10 лет из-за глобального потепления количество природных чрезвычайных ситуаций в мире возросло более чем вдвое — с 150 до 348 [в год]. Проблема, как видим, актуальная. В конце декабря каждого года мы готовим аналитический прогноз чрезвычайных ситуаций на следующий год, а дальше идет его уточнение. Кроме того, наши специалисты составляют прогнозы на сутки, неделю и месяц. В этом году из-за аномально теплой зимы прогнозируем сложную ситуацию на реках: кое-где лед еще не встал, а в отдельных регионах уже зафиксировано вскрытие рек ото льда.
Прогноз пожарной обстановки также моделируется в соответствии с климатическими изменениями, но нередко на ситуацию влияют и такие трудно прогнозируемые вещи, как, например, “бизнес-пожары”. Это когда участки леса поджигают, чтобы снизить его стоимость, или, например, при сборе папоротника выжигают лес, чтобы облегчить работу сборщикам. Поэтому при составлении прогнозов мы учитываем разные факторы. Например, в 1992-1993 гг. мы спрогнозировали рост числа аварий на железной дороге, в том числе потому, что железнодорожники заказали в шесть раз меньше крепежного материала, чем в предыдущие годы. И наш прогноз подтвердился. К нам вовремя прислушались, приняли меры, и серьезных последствий удалось избежать.
— Все знают, что в США действует единый телефон службы спасения 911. Когда в России появится такой же номер?
— Работа в этом направлении ведется уже несколько лет. Есть постановление правительства, согласно которому в ближайшие годы наша страна перейдет на единый номер 112. В США по номеру 911 можно вызывать и врачей, и спасателей, и пожарных, и коммунальную службу. Все они объединены единой диспетчерской службой. Диспетчеры принимают звонок, оценивают обстановку и направляют на место происшествия необходимых специалистов. А в России пока у каждой службы свой номер.
Когда несколько лет назад спасатели и пожарные по всей стране переходили на единый номер 01, затраты составили несколько миллиардов рублей. Сегодня ни у кого уже нет сомнений в необходимости создания единой службы, поэтому работа в этом направлении будет продолжена.
— Почему в конце 1990-х вы решили заняться политикой, возглавили движение "Единство", которое сейчас преобразовалось в “Единую Россию”?
— Рано или поздно наступает момент, когда перед человеком встает вопрос: готов он и дальше терпеть то, что происходит вокруг него, или в его силах повлиять на изменение обстановки. Было время, когда армия по девять месяцев не получала зарплату и пенсионеры жили без пенсий, когда каждую зиму сотни тысяч человек оставались без света и тепла и вся страна замирала: даст ли нам Всемирный банк очередной транш или не даст? В то время стране необходима была сильная власть, сильная партия и сильные люди, готовые взять на себя ответственность за решение этих проблем. Понимая это, я не мог оставаться в стороне.
Что изменилось с тех пор? Сегодня мы досрочно выплачиваем внешние долги, зарплаты и пенсии растут не по просьбе митингов, а потому, что над бюджетом идет постоянная работа: за прошедшие пять лет он вырос в шесть раз. Достигнута также стабильность в политике. Появилась партия, которая не на словах, а на деле сегодня кардинально меняет ситуацию в стране.
— Вы один из немногих министров, входящих в политическую партию. Как считаете, не пора ли создавать в России партийное правительство?
— Я считаю, что правительство должно быть не партийным, а профессиональным. Достаточно включить телевизор и посмотреть новости про партийное правительство на Украине, где министра иностранных дел, отстраненного от должности по решению парламента, восстанавливает на работе районный суд города Киева. Не берусь критиковать такую систему — они живут, как хотят. Но я бы не хотел, чтобы в нашей стране так было.
— Какое правительство за 15 лет работы министром вам запомнилось как наиболее эффективное?
— Оценивать эффективность работы правительства — дело президента, премьер-министра и парламента. За собой таких прав я не чувствую, да и не стремлюсь их иметь. В целом же эффективность работы правительства зависит от ситуации в экономике и социально-политической сфере. Чем стабильнее эта ситуация, тем менее заметна работа кабинета министров. Вряд ли сегодня вы с ходу назовете министра экономики Германии или Великобритании. Там более заметны президент, премьер-министр, министры обороны и иностранных дел. К этому, я считаю, должны стремиться и мы.
— Министр по чрезвычайным ситуациям в этот список не входит?
— Думаю, это ни к чему. Хотя в последние годы во многих странах — от СНГ до Японии — начали создавать министерства по чрезвычайным ситуациям. Наверное, мы работаем с видимой эффективностью, если коллеги следуют нашей организации работы.
— Чем вы намерены заниматься в ближайшие годы? Продолжите руководить министерством или займетесь каким-нибудь новым проектом?
— Работа министром не мешает мне уделять внимание другим проектам, которые я хотел бы реализовать как человек и гражданин. В работе я никогда не предпринимал ничего специального для того, чтобы быть назначенным или переназначенным. Мы с коллегами придерживаемся прежних принципов в работе: делай что должно — и будь что будет.
--------------------------------------------------------------------------------
БИОГРАФИЯ
Сергей Кужугетович Шойгу родился 21 мая 1955 г. в г. Чадан (Тувинская АССР). В 1977 г. окончил Красноярский политехнический институт по специальности "инженер-строитель". В 1977-1978 гг. — мастер треста "Промхимстрой" (Красноярск). В 1978-1979 гг. — мастер, начальник участка треста "Тувинстрой" (Кызыл). С 1979 г. — старший прораб, главный инженер, начальник треста "Ачинскалюминийстрой" (Ачинск). В 1984 г. стал замуправляющего трестом "Саяналюминстрой" (Саяногорск). С 1985 г. — управляющий трестом "Саянтяжстрой" (Абакан). С 1986 г. — управляющий трестом "Абаканвагонстрой" (Абакан). В 1988 г. — второй секретарь Абаканского горкома КПСС. С 1989 г. — инспектор Красноярского крайкома КПСС. С 1990 г. — зампредседателя Госкомитета РСФСР по архитектуре и строительству. В 1991 г. — председатель Российского корпуса спасателей, затем председатель Госкомитета по чрезвычайным ситуациям. С 1994 г. — министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий./vedomosti.ru/