04.12.2006 30 ноября, в последний день уходящей осени, в здание Главного управления МЧС Украины проникли люди в масках со стрелковым оружием в руках. Днем позже официальные источники лаконично сообщили о том, что за взятку задержан один из высокопоставленных сотрудников Народной службы спасения. Сразу же работники МЧС Харьковщины собрали экстренную пресс-конференцию.
Сегодня МЧС — одна из самых публичных и открытых силовых структур государства. Именно поэтому пресс-конференция стала первой реакцией руководства МЧС на произошедшие события. С журналистами встретились помощник начальника Главного управления МЧС Украины в Харьковской области подполковник внутренней службы Игорь Лупандин и начальник сектора предотвращения правонарушений этой же организации подполковник внутренней службы Виктор Сытник. По словам спасателей, операция правоохранителей стала для них полной неожиданностью. Больше того, официальные сообщения коллег из МВД поразили их своей ошибочностью: всюду сообщается, что за взятку задержан один из заместителей начальника ГУ МЧС Украины в Харьковской области, в то время как на самом деле милиция увела с собой руководителя среднего звена, начальника одного из отделов этой структуры.
Виктор Сытник рассказывает:
— О том, что произошло, мы узнали, как это ни странно, из средств массовой информации. Как начальник создаваемого отдела собственной безопасности и противодействия проявлениям коррупции, я видел все своими глазами. В 17.30-17.40 была заблокирована дверь ГУ МЧС Украины в Харьковской области, в здание ворвались люди в масках, скрутили руки постовому, который не оказывал никакого сопротивления, просто выполнял свой долг, давал информацию посетителям. Группа захвата прорвалась на пятый этаж, проникла в кабинет, милиционеры надели наручники на нашего сотрудника. В кабинет никого из руководства ГУ МЧС Украины в Харьковской области не впускали, о том, что там происходило, мы не знаем. Затем сотрудники милиции поднялись на восьмой этаж, где работники спецподразделения УБОП «Сокол» вошли в помещение юридического отдела. Задержанный милицией сотрудник никогда в этом отделе не работал и по роду своей службы не мог там находиться. Милиционеры грубым путем отстранили от несения обязанностей сотрудников юридического отдела. Кстати, в тот момент в комнате находился наш работник, бывший сотрудник УБОПа, который пытался возражать против таких действий бывших коллег, однако ему в грубой форме было приказано выйти, в конце концов этого работника вынесли на руках. Также в том помещении находилась сотрудница на шестом месяце беременности. Женщина была напугана… В помещение пытались пройти представители руководства Главного управления, чтобы узнать, какие именно документы интересуют визитеров, что они собираются предпринимать в дальнейшем. Но информации им никакой не дали. Тем самым, на мой взгляд, был нарушен пункт 16 Закона Украины «О милиции». Конечно, они имели право проходить в помещения, но должны были действовать корректно, ведь никто никакого противодействия им в работе не оказывал!
Спасатели отмечают: факт, что якобы имела место взятка в 20 тысяч долларов, они узнали по бегущей строке в теленовостях тем же вечером. Виктор Игнатьевич добавляет:
— Насколько я знаю, не только с нами не стали говорить, но еще и нашему сотруднику не дали возможности оповестить о задержании семью, так что нам самим пришлось звонить его родным и сообщать о случившемся. Насколько мне известно, родственники сразу же наняли ему адвокатов, которые теперь занимаются выяснением причин и обстоятельств задержания.
У Виктора Сытника есть значительная доля скепсиса по поводу данного случая:
— По слухам, взятка была дана задержанному милицией сотруднику за подписание договора аренды. Сразу скажу, что арендой мы, ГУ МЧС Украины в Харьковской области, не занимаемся. Не имеем права. Арендными вопросами у нас ведает министерство, это направление очень жестко отслеживается. Вообще, сумма в 20 тысяч долларов (100 тысяч гривен) для нашей организации является колоссальной. Я не знаю, что должен был подписать данный сотрудник, но подозреваю, что если бы все работники нашего учреждения что-то подписали, и то сумма была бы меньшей…
— Скажите, а каково самочувствие постового после «нейтрализации» милицией?
— У нас работают крепкие ребята, спасатели, они выносливы и живучи. Парень здоров, он пришел в себя и продолжает работу в прежнем режиме. Госпитализации не потребовалось.
Подполковник Сытник подчеркивает:
— Отдел собственной безопасности создан в МЧС только в этом году. Борьбу с коррупцией мы ведем постоянно и планомерно. Уже по подозрению в коррупции освободили от занимаемых должностей одиннадцать человек. Из них четверо были руководителями. И работа в этом направлении будет только расширяться и усиливаться. Я хочу сказать, что через средства массовой информации мы неоднократно обращались (и еще не раз будем это делать) к населению с просьбой о помощи в выявлении взяточников: работают телефоны доверия, мы анализируем заявления от людей. С коррупцией нужно бороться всем миром, и нам нужна помощь.
— А могли ли быть злоупотребления в том отделе, начальник которого был задержан?
— Наши сотрудники проводят не только спасательные работы в огне, в воде, в любых чрезвычайных ситуациях, но и осуществляют масштабную профилактическую работу, контактируют с руководителями любого ранга, с предпринимательскими структурами. Конечно, человеческий фактор исключать нельзя. Все может быть. И я как руководитель данной службы не могу исключать возможности того, что наши сотрудники могли где-то нарушить законодательство. Но по данному факту не могу ничего сказать: мы отрабатывали разные подразделения, в том числе и этот отдел. Что касается задержанного, то он — выпускник военного училища, человек, воспитанный в крепких, хороших, порядочных манерах. Он был на хорошем счету, наши проверки его работы не вызывали подозрений. Однако я не хотел бы развивать здесь свои фантазии и тиражировать слухи. Мы обязательно еще раз встретимся с вами по этому поводу через какое-то время, и если наш сотрудник окажется виновным, мы обязательно позовем вас, чтобы разобраться в причинах, вместе подумать, как не допустить повторения такого случая в дальнейшем. А если он окажется невиновным — мы также обязательно пригласим вас, чтобы обелить его честное имя.
Подполковники подчеркнули, что к милиции, к правоохранительным органам спасатели относятся как к коллегам, поскольку делают с ними «одно общее дело» — защищают общество от опасностей. Взаимодействие МЧС и МВД — тесное, охватывает оно много вопросов, в том числе и борьбу с коррупцией в рядах спасательной службы. Представителей службы гражданской защиты населения беспокоит не то, что сделано милицией, а то, как именно это было проведено. Насколько известно спасателям, их коллеге пока не предъявлено обвинение, уголовное дело не возбуждалось. То есть уверенности в вине спасателя пока ни у кого нет…/vecherniy.kharkov.ua/