15.10.2006 Огромные пространства пяти стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) - Брунея, Индонезии, Малайзии, Сингапура и Таиланда - затянуты густым удушающим дымом. В десятках городов и тысячах деревень люди вынуждены то и дело надевать маски и респираторы.
Закрыты школы. Нарушено судоходство по главной морской трассе планеты - соединяющему Индийский и Тихий океаны Малаккскому проливу. Видимость в ряде районов упала до 30 метров, и многие аэропорты гигантских индонезийских островов Калимантан и Суматра прекратили прием и отправление самолетов. Даже на реках сталкиваются суда. Тысячи и сотни тысяч людей приходят в мечети с одной молитвой о дожде.
На Калимантане и Суматре вновь - как и каждый сухой сезон на протяжении минимум 15 лет до этого (а в меньших масштабах - на протяжении сотен лет) - горят леса. Но в этом году - особенно сильно.
Дым от охватывающих территории в сотни тысяч квадратных километров пожаров настолько силен, что окутал часть соседних Малайзии и Таиланда и всю территорию города-государства Сингапур и Брунея, здоровью населения которых тем самым наносится серьезный ущерб. Власти Сингапура в отдельные дни вообще рекомендуют жителям не выходить надолго из дома на некогда "свежий" воздух.
В 1997-98 годах, когда пожары достигли рекордного размаха, ущерб, понесенный от них странами региона, составил около $9 миллиардов. В этом году он уже, по некоторым оценками, превысил $1 миллиард - только для Калимантана и Суматры.
Причин пожаров много. Прежде всего, это подсечно-огневое земледелие, к которому до сих пор прибегают многие индонезийские крестьяне в глубинке гигантской страны. Раз в несколько лет они валят лес, дают стволам подсохнуть, а незадолго до наступления сезона дождей поджигают их, чтобы очистить и удобрить землю перед посевом. Через несколько лет, когда почва истощится, все повторяется по-новому.
Подобное подсечно-огневое земледелие существует в Индонезии уже сотни и тысячи лет, однако в последние десятилетия население Калимантана и Суматры резко возросло, и потому отдельные очаги пожаров сейчас сливаются уже в настоящие моря огня.
Кроме того, большие площади двух островов сейчас заняты плантациями масличной пальмы, требующими периодической очистки и замены стареющих деревьев. Образующиеся горы сухих ветвей проще всего сжечь - хотя на бумаге это и запрещено. Впрочем, как и расчистка земель при помощи огня. Кстати, под новые плантации место также расчищать проще всего огнем. А мировые цены на пальмовое масло в последние месяцы стоят на рекордно высоком уровне.
Наконец (и, пожалуй, это самое страшное) горит уже и торф (а что такое торфяной пожар, в России знают не понаслышке). По оценкам министерства лесного хозяйства Индонезии, только в одном месте провинции Центральный Калимантан горит миллион гектар торфа. Кстати, именно этот легко воспламеняющийся, но трудно тушимый материал и дает больше всего дыма.
Между тем, в условиях далеко зашедшего процесса расширения полномочий местных властей у официальной Джакарты явно не хватает сил и средств не только для контроля за соблюдением законов против пожаров на местах, но и на борьбу с последствиями их нарушений. Тем более, что, как заявил индонезийский министр лесного хозяйства Малам Самбат Кабан (Malam Sambat Kaban), три четверти пожаров приходится не на государственные леса, а на частные земли. Для возбуждения дел поджигателей надо поймать с поличным, но кто это будет делать?
Да, около 300 человек арестованы, а шести компаниям-поджигательницам вчинены иски. Но, на самом деле, это капля в море. Все равно, что тушить море огня с вертолета. Хотя сбрасываемые с них "водяные бомбы" и смогли погасить сотни мелких очагов. Однако теперь не помогают уже и самолеты.
"С 8 октября мы 37 раз вылетали, чтобы вызвать дожди", - говорит командующий ВВС Индонезии маршал Херман Прайитно (Herman Prayitno). Но сейчас в облаках уже не осталось влаги, и попытки вызвать дождь искусственно пришлось прекратить.
Прошедшая в затянутой густой пеленой дыма столице индонезийской провинции Риау городе Пеканбару срочная встреча министров по вопросам окружающей среды пяти стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) не смогла предложить каких-то радикальных мер.
Решено бороться с принявшими размах регионального бедствия пожарами совместно, в частности, создать особый совместный фонд для финансирования соответствующих мер.
"Дым нельзя устранить быстро, поскольку в борьбе с ним Индонезия сталкивается с серьезнейшими проблемами. А посему мы решили сотрудничать", - заявил государственный министр по вопросам окружающей среды Индонезии Рахмат Витулар (Rachmat Witoelar).
Между тем, президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдхойоно только что заявил о принятом им решении арендовать для борьбы с пожарами два российских самолета.
"В частности, они должны быть способны принимать на борт много воды, и мы знаем, что у России есть очень удачные подобные модели", - подчеркнул он.
"Конечно, мы могли бы обратиться и к другим странам, однако пожарные самолеты такой грузоподъемности, как Илюшин и Бе-200, фактически, являются монополией России", - заявил РИА Новости государственный министр по вопросам научных исследований и технологий Индонезии Кусмаянто Кадиман (Kusmayanto Kadiman).
Немаловажно и то, что самолеты российского производства способны садиться для осуществления забора воды прямо на поверхность моря, что также является их уникальной особенностью, добавил собеседник агентства.
Как отметил в беседе с РИА Новости Рахмат Витулар, главной проблемой в настоящее время является необходимость "действовать чрезвычайно быстро".
"У нас просто нет времени", - подчеркнул он.
Индонезия с радостью примет помощь других стран АСЕАН и России, говорит и Прайитно.
А Малайзия на конференции в Пеканбару вообще предложила приобрести в России два пожарных самолета, чтобы те постоянно базировались в угрожающих пожарами местах./РИА Новости/