11.10.2006 Cамой сильной головной болью любого крупного руководителя - будь то политик или бизнесмен - являются... собственные дети. И наша российская элита не исключение. Один из самых распространенных сегодня вопросов в коридорах власти: где и как пристроены отпрыски.
Лет пять-семь назад среди депутатов Госдумы принято было оформлять любимых чад (наряду с женами и тещами) помощниками друг к другу, и в думском отделе кадров даже появился термин "перекрестное опыление", но сегодня подобная скромность у нашей VIP- элиты не в почете.
Три недели назад в здании Госдумы открылся ювелирный бутик. На прилавке стандартный ассортимент: бриллианты, сапфиры. Средненький набор - кольцо и сережки - тянет на 266 тысяч рублей, есть и колье за 385 тысяч, и золотые кресты с бриллиантами. Но суть не в цене - впервые за всю историю российского парламентаризма в здании Госдумы официально торгуют ювелиркой. Кто позволил? Ларчик открывается просто - хозяйкой магазина под вывеской фирмы ООО "Ювелайн" является Светлана Язева, дочь председателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, члена "Единой России" Валерия Язева. Кстати, у предприимчивого думца есть еще и сын, и тоже ювелир - он входит в руководство предприятия "Ювелиры Урала". В нынешнем году отец активно продвигал наследника в депутаты областной думы, но пока безуспешно - в список "Единой России" сынка не вписали.
Уточним: после того, как история с фамильным ювелирным магазином стала достоянием гласности, депутаты стыдливо отвернулись от роскошных безделушек и даже решили прикрыть магазин. В этом их поддержал и спикер Борис Грызлов. Однако, как выяснили наши корреспонденты, дальше разговоров дело пока не пошло. Если попадете в Госдуму, то после металлоискателей у гардероба - направо. Там киоск и поныне.
Те дети, которые еще не организовали своего бизнеса, охотно идут в политику. Конечно, не без папиной помощи. Лучшим полигоном для обкатки служит верхняя палата российского парламента.
Вадим Артюхов, сын бывшего министра природных ресурсов России Виталия Артюхова, представляет в Совете Федерации Волгоградскую область. И это притом, что недлинная пока биография молодого сенатора не содержит и намека на какую-либо принадлежность к этому региону. Зато какой карьерный взлет (две недели назад молодому человеку исполнилось 34 года)! Судите сами: по окончании Московской академии управления имени Серго Орджоникидзе парнишка некоторое время трудится в структурах Внешэкономбанка, затем неожиданно становится зам. начальника управления Государственной налоговой службы РФ. В 2000 году Артюхов-младший переходит на работу к тогдашнему премьеру Михаилу Касьянову. Через год - в 2001 году - Вадим Витальевич назначен заместителем руководителя секретариата Касьянова, а спустя еще год становится заместителем министра имущественных отношений. Однако, как поведали нам некоторые сотрудники этого ведомства (на сегодня оно преобразовано в агентство), юноша этот в бытность свою замминистра на работе появлялся крайне нерегулярно, прямого общения с подчиненными всячески избегал. Сегодня он член Комитета Совета Федерации по финансовому и денежному обращению, зампред Комиссии по взаимодействию со Счетной палатой.
Игорь Брынцалов, племянник аптечного магната Владимира Брынцалова, делегирован в Совфед от Московской областной Думы.
Впрочем, не всегда фамилии родителей - благо для политической карьеры их детей. Так "прокатили" на выборах в Мосгордуму 21-летнюю Жанну Немцову, дочь Бориса Немцова. Мария Гайдар, дочь "отца всех реформ" Егора Гайдара, была зарегистрирована кандидатом в депутаты Госдумы на довыборах в 201-м округе Москвы. Но в ходе выборов она сняла свою кандидатуру. За компанию с ней в том же 201-м округе баллотировался сын депутата Госдумы Геннадия Гудкова - Дмитрий. Не прошел.
Фактически работает у папы Юлия Шойгу, старшая дочь Сергея Шойгу, министра МЧС. Получив образование психолога, Юлию сразу устроили в "чрезвычайное министерство", где она работала по специальности. Поднабравшись опыта, Юлия возглавила внезапно созданный Центр экстренной психологической помощи МЧС. В министерстве поговаривают, что центр создавали специально под нее.
28-летний Борис Ковальчук, мало искушенный в аппаратной работе и плохо знакомый с жизнью кремлевских чиновников, вдруг возглавил департамент по реализации приоритетных национальных проектов. Ковальчук фактически стал "правой рукой" Дмитрия Медведева. Чтобы карьерный рывок не имеющего опыта бюрократической работы Бориса Ковальчука выглядел более естественным, он был срочно введен в секретариат первого вице-премьера в статусе помощника. Такой "взлет" по чиновничьей лестнице объясняется просто. Отец Бориса Ковальчука - Юрий Ковальчук, председатель совета директоров крупного российского банка, входит в число доверенных лиц Владимира Путина.
"Кузницей кадров" для многих сыновей политэлиты становится и Академия ФСБ. Это учебное заведение с давних пор известно своими славными традициями. Несмотря на то что по окончании выпускник Академии ФСБ должен начать работу кадровым чекистом, определенная прослойка дипломированных молодых специалистов трудоустраивается несколько иначе. Так выпускник академии 25-летний Павел Фрадков, младший сын премьер-министра правительства Михаила Фрадкова, сейчас работает в Министерстве иностранных дел в должности третьего секретаря департамента общеевропейского сотрудничества. Этот департамент, отвечающий за связи со странами G8 и с Евросоюзом, один из самых престижных в МИДе. Похожая история и у Андрея Патрушева, младшего сына директора ФСБ Николая Патрушева. Он окончил Академию ФСБ, отслужил пару лет на благо Родины, в звании капитана уволился из ФСБ и вот совсем недавно получил "генеральскую" должность в "Роснефти": теперь он советник председателя совета директоров.
"Прикормленными местами" для работы детей принято считать Газпром, Внешэкономбанк и Внешторгбанк.
28-летний Петр Фрадков, старший сын премьер-министра, сегодня возглавляет департамент структурного финансирования Внеш-экономбанка. До этого в 26 лет Петр Фрадков был назначен заместителем гендиректора Дальневосточного морского пароходства, а спустя год уже вошел в совет директоров этой компании.
Сергей Иванов, младший сын Сергея Иванова, министра обороны, в 25 лет получил назначение... вице-президентом Газ-промбанка. В этой нехилой должности Иванов-младший курирует "вопросы стандартизации международной деятельности". А вот 28-летний Александр Иванов, старший сын Сергея Иванова, работает во Внешэкономбанке. И ему там, по всей видимости, не скучно: бок о бок с ним трудится и первенец директора ФСБ Дмитрий Патрушев (тоже выпускник Академии ФСБ). Он, по некоторым данным, отвечает за выдачу кредитов нефтяным компаниям. По этим же банковским коридорам, но только в ранге вице-президента, ходит Сергей Матвиенко, сын губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко.
Банковским бизнесом увлечен и 30-летний Алексей Титов, сын губернатора Самарской области Константина Титова, - он председатель совета директоров местного банка "Солидарность". По оценкам экспертов, молодой человек с популярной в Самаре фамилией занимает 306-е место в списке российских миллионеров.
Кстати, на смену детям уже подрастают внуки. Борис Ельцин, внук экс-президента России Бориса Ельцина, скоро окончит Высшую школу бизнеса при МГУ. А Анастасия Горбачева, младшая внучка Михаила Горбачева, президента СССР, вот-вот получит диплом факультета международной журналистики МГИМО. Вакансии, надо полагать, уже готовы...
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Георгий САТАРОВ, политолог, глава фонда "Индем":
- Это древняя форма продвижения своих людей на различные сладкие места, которая называется "кумовство". Но в этом явлении есть гораздо более интересная сторона. Мы все наелись мифа, что у нас в стране строится государственный капитализм. Действительность показывает нечто совершенно другое: у нас строится суверенный капитализм. Это по аналогии с суверенной демократией. Что такое суверенный капитализм? Это - капитализм для узкого круга лиц. Люди, пришедшие к власти, выяснили, что они не могут построить капитализм в масштабах страны. Тогда они стали строить капитализм для "людей своего круга". И размещение детей на разные должности - это усиление контроля над основными богатствами страны, которые постепенно переходят в частные руки этих самых суверенных капиталистов.
Евгения ШОХИНА, дочь Александра Шохина, председателя Российского союза промышленников и предпринимателей:
- Мне кажется неправильным, когда родители устраивают своих детей сразу на высокие посты. Конечно, родители могут помочь сделать первые шаги. Когда моему брату было 18 лет, то папа устроил его в юридическую фирму мальчиком на побегушках. Потом брат сам начал расти. Нас воспитали так, что мы сами должны уметь добиться всего. Лично я со своей подругой открыла агентство, которое занимается организацией вечеринок и праздников./Trud.ru/