05.07.2006 В Министерстве экономического развития и торговли согласовывается проект постановления правительства РФ "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов", разработанный МЧС РФ совместно с Ростехнадзором. Постановление предполагает ужесточение контроля за деятельностью АЗС: вдобавок к лицензии на эксплуатацию пожароопасных объектов предпринимателям предлагается обзавестись еще и второй - на эксплуатацию взрывоопасных объектов. Участники рынка жалуются, что новшество потребует дополнительных высоких затрат. По мнению экспертов, проект был разработан по заказу крупных нефтяных компаний с целью убрать с рынка мелких игроков и снизить конкуренцию.
Первое положение о лицензировании деятельности пожароопасных объектов было принято в 2002 году и сразу вызывало недовольство владельцев АЗС. Первая претензия - деятельность автозаправочных станций не попадает под действие Федерального закона от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", согласно которому АЗС не относятся к опасным объектам. Правда, впоследствии Высший арбитражный суд все-таки добавил АЗС в список таких объектов. Вторая проблема - фактически получение лицензии обходилось намного дороже установленной законом таксы в 1,3 тыс. руб. за одну АЗС. По оценкам участников рынка, затраты на каждую АЗС составляют 50-60 тыс. руб. В эту сумму входят подготовка документов, экспертиза участка и устранение недостатков. К тому же после получения лицензии каждая АЗС автоматически тратила по 2-6 тыс. руб. в месяц на штрафы сотрудникам пожарной службы.
На днях стало известно, что в дальнейшем количество проблем с законом у бензиновых ритейлеров будет только расти. Сейчас в Минэкономразвития России на согласовании находится новый проект постановления правительства РФ "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов", разработанный МЧС РФ совместно с Ростехнадзором. Авторы предлагают ввести второй вид лицензирования - на ведение взрывоопасной деятельности. Как пояснили в МЧС, за пределами Москвы качество АЗС оставляет желать лучшего: за МКАД можно встретить курсирующие по автостраде заправщики и топливораздаточные комплексы образца 1940 года. Все это способствует возникновению опасных ситуаций, констатируют в ведомстве.
Несмотря на соображения безопасности, новый законопроект не вызвал восторга у участников рынка. Представители компаний отказались от официальных комментариев, но в один голос заявили, что необходимость получать вторую лицензию - автоматическое удвоение расходов на получение документа и соответствие нормам. Руководитель сети АЗС, попросивший об анонимности, назвал еще одну возможную проблему - длительность получения этой лицензии. "Когда появилось первое положение о лицензировании, процедура ее получения длилась месяцами: требования к АЗС постоянно меняются. В частности, однажды пожарные потребовали наличия горячей проточной воды и кранов, как в операционной, - которые локтем открываются и закрываются. Единственный способ получить документ без проблем - сразу дать крупную взятку", - рассказывает собеседник.
Сейчас ритейлеры пытаются скорректировать проект и убрать из него два наиболее мешающих им пункта: необходимость получения второй лицензии и контроль за взрывоопасной деятельностью со стороны соответствующих служб. В частности, Российский топливный союз сейчас собирает аргументационную базу: стоимость предлицензионной подготовки документов, стоимость разработки и согласования плана ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов, стоимость договоров на абонентское обслуживание АЗС аварийно-спасательными формированиями, стоимость разработки и экспертизы паспортов безопасности АЗС. Ассоциация, защищая интересы предпринимателей, также намерена представить свои поправки, которые МЧС рассмотрит на согласительной комиссии. Как сообщил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, предприниматели надеются достичь компромисса с властями.
По мнению экспертов, основная цель законопроекта - отнюдь не забота о здоровье и безопасности потребителей АЗС. "В среднем в России взрывается одна АЗС в год, и каждый второй случай - конкурентные войны. На нефтебазах пожары случаются чаще", - отмечает старший аналитик ИГ "Петромаркет" Анатолий Каретников.
Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков полагает, что, по сути, эти поправки можно признать монополистическими, направленными на вытеснение мелких игроков и дальнейшее снижение конкуренции на рынке. "Если проект вступит в силу, расходы АЗС могут значительно возрасти. В проигрышной ситуации окажутся независимые игроки: получение дополнительных лицензий, необходимость заключения новых договоров и т. д. приведут к снижению рентабельности бизнеса. Одновременно он станет более бюрократизированным, что затруднит доступ на рынок новых мелких игроков", - считает Владислав Кочетков.
С ним соглашается аналитик ЦИК ННР "КОРТЕС" Павел Строков, который отмечает, что изменения никак не отразятся на крупных компаниях, так как у них достаточно ресурсов для заключения всех необходимых договоров и ухода от традиционных для России проблем с проверками. Наблюдатели уверены, что МЧС смягчит свой законопроект только в одном случае: если он затронет интересы крупных нефтяных компаний. "Вертикально интегрированные структуры не единожды добивались отмены неугодных им законов, у них достаточно серьезное лобби, чтобы писать законы под себя", - полагает Анатолий Каретников из "Петромаркета"./au92.ru/