14.05.2006 МЧС завершило работу над проектом Федерального закона "Об общем техническом регламенте "Об общих требованиях пожарной безопасности". По информации МЧС, проект уже поступил на рассмотрение в Правительство РФ и в случае одобрения правительством будет внесен в Государственную Думу. К сожалению, окончательная версия проекта пока недоступна для общества; на сайте Федерального агентства по промышленности можно ознакомиться лишь с одной из версий проекта, не являющейся последней.
Проект данного технического регламента - огромный документ (примерно 350 страниц), регулирующий практически все, что так или иначе относится к пожарной безопасности в пределах населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов. Правила пожарной безопасности в лесах этот технический регламент непосредственно не регулирует (по всей видимости, специалисты МЧС сочли пожарную безопасность непосредственно в лесах и вообще на природных территориях недостойной своего внимания). Однако, он регулирует вопросы пожарной безопасности на многих территориях и объектах, прилегающих к лесам, и на предприятиях лесной отрасли - и потому напрямую касается специалистов как лесного хозяйства, так и лесной промышленности.
Что касается пожарной безопасности в лесах, то основные положения проекта технического регламента состоят в следующем (здесь и далее речь идет о версии проекта, расположенной на сайте Роспрома).
1. В соответствии со статьей 61, "Расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м. В городских поселениях для районов одно- двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м".
2. В соответствии со статьей 114, "В сухой и жаркий летний период в сельских населенных пунктах, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и на предприятиях органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, правлениями садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, руководителями предприятий, соответственно, должен быть установлен особый противопожарный режим и приняты дополнительные меры по снижению опасности возникновения пожаров (введены ограничения по проведению пожароопасных работ, разведению костров, въезду автомототранспорта в лесные массивы, на торфяные поля и т. д.), организовано патрулирование силами населения и членов добровольных пожарных дружин территорий населенных пунктов и прилегающих к ним лесных (степных) массивов с первичными средствами пожаротушения, а также подготовка к возможному использованию техники, приспособленной для целей пожаротушения".
3. В соответствии со статьей 115, "Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должна быть организована разработка и обеспечено выполнение мероприятий, исключающих возможность распространения огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и др.).
Территории летних детских дач, детских оздоровительных лагерей, расположенных в массивах хвойных лесов, должны иметь по периметру защитную минерализованную полосу шириной не менее 3 м".
4. В соответствии со статьей 139, "Перед созреванием колосовых культур хлебные поля в местах их прилегания к лесным и торфяным массивам, степной полосе, автомобильным и железным дорогам должны быть обкошены и опаханы полосой шириной не менее 4 м".
5. В соответствии со статьей 154, "Участки железных дорог, здания и сооружения, насосные и переездные будки должны отделяться от хвойных лесов и хлебных массивов заполненными водой канавами или минерализованной защитной полосой шириной не менее 1,4 м по внешнему периметру полосы отвода".
Что касается предприятий лесной промышленности, то основные требования к их пожарной безопасности определяются статьями 96 "Перечень зданий, сооружений, пожарных отсеков и помещений, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", 135 "Предприятия с горючими пылями (волокнами) и твердыми веществами и материалами" и 149 "Склады лесопиломатериалов". В связи с большим объемом этих статей, их текст здесь не приводится - желающие могут ознакомиться с данными статьями и полным текстом проекта на сайте Роспрома. В целом можно отметить, что большинство российских предприятий лесной промышленности, особенно малых и средних предприятий деревообработки, принципиально не соответствует требованием вышеуказанных статей. Соответственно, если технический регламент будет принят и потом будет соблюдатся, то перед многими такими предприятиями встанет выбор между довольно серьезной реконструкцией или принудительным закрытием по причинам пожарной небезопасности./forestforum.ru/