05.04.2006 По итогам работы в 2005 году управление государственного пожарного надзора по Курской области признано лучшим в Центральном федеральном округе. В прошлом году в Курске дважды принимали гостей: участников регионального сбора МЧС России и первого Всероссийского сбора начальников главных управлений и государственных пожарных инспекторов. - Такой результат стал возможен благодаря слаженной работе всего коллектива, - уверен главный государственный инспектор Курской области по пожарному надзору полковник внутренней службы Алексей Качикин. - Работать лучше в команде, так и результат нагляднее. Рядом со мной коллектив единомышленников.
О том, как работает команда сотрудников УГПН, об их успехах и планах и состоялся разговор с Александром Качикиным.
- Конечно, один из главных показателей – это все же статистика пожаров и гибели на них людей. На протяжении последних 2-3-х лет она позитивно меняется. Но чтобы прийти к такому результату нам пришлось перестроить свою работу, искать новые подходы к решению многих вопросов.
80% всех пожаров происходят в жилье. Предупредить пожар на объекте проще. Пришел инспектор, проверил, оштрафовал. Руководители в большинстве своем понимают, что это их собственность и необходимо выполнять требования инспектора, чтобы сберечь свое имущество. В жилье - сложнее. Кто-то должен этим предметно заниматься. Поэтому главным итогом ушедшего года с уверенностью можно считать найденное взаимопонимание с главами администраций. Уже в течение двух с половиной лет тесно работаем с органами местного самоуправления, с участковыми инспекторами милиции. Что греха таить, взаимопонимание пришло не сразу и не ко всем. Предшествовали этому кустовые совещания, проведенные в начале и в конце прошлого года во всех муниципальных образованиях. Но все же, например, Тимский и Мантуровский районы так и остались за гранью плодотворного сотрудничества и понимания.
- И как быть в таком случае? Кто спросит за нерадивость?
- Сложные вопросы мы часто выносим на рассмотрение областной комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, в работе которой принимает участие прокурор Курской области. Во время последнего расширенного заседания он заметил, что если руководитель не знает своих обязанностей в соответствии с федеральным законодательством, то можно не сомневаться - такой человек не на своем месте.
Взять для примера одно из общежитий в Рыльском районе, принадлежавшее раньше сахзаводу. Оно в ужасном противопожарном состоянии. Главу администрации пришлось в течение недели убеждать, что это здание теперь – его муниципальная собственность. А сколько же понадобится времени, чтобы он навел там порядок?! Выход здесь один – либо работать либо уступить место другому.
- А с кого можно брать пример?
- Полная противоположность – Уланковский сельский совет Суджанского района. Здесь создали группы общественных инспекторов, на базе сельхозпредприятия организовали добровольную пожарную дружину. Ее оснастили 2 тракторами с бочками и помпами. В Фатежском, Золотухинском районах, в Курчатове тоже идет аналогичная реальная работа.
- Какие задачи вы ставите перед госпожнадзором в 2006 году?
- Наш главный приоритет – развитие инфраструктуры пожарной охраны, как в городе, так и в селе. Мы не решим этот вопрос за год. Но над ним надо начинать активно работать. Сегодня нормативный радиус обслуживания пожарного депо составляет 3 километра. И за этим нормативным радиусом выезда, особенно в сельской местности, находятся 90% населенных пунктов. И опять же выход есть. При отводе земельных участков для нового строительства (это не касается индивидуального строительства), должен решаться вопрос об инвестировании пожарной охраны. Может быть, это не совсем патриотично, но если не будут вкладываться средства в строительство пожарных депо, на приобретение техники и прочего, мы будем препятствовать новому строительству.
Памятуя о пожарах во Владивостоке и Москве, мы сейчас ведем очень жесткий контроль над зданиями, независимо от их ведомственной принадлежности, с массовым пребыванием людей. И здесь есть свои подвижки. Взять, к примеру, больницу на улице Хуторской. Выясняется, что из бюджетных средств на решение противопожарных вопросов там десятилетиями не выделялось ни копейки. А вопрос прост и я его задал главврачу: "Вы уверены, что в здании не произойдет пожар и по его результатам в отношении Вас не будут приняты соответствующие меры, в том числе, уголовного характера?" Ответ: "Нет, не уверен". Значит, надо искать возможности и пути решения этих вопросов.
Есть и другой способ воздействия. Наконец-то сдвинули с мертвой точки вопросы вокруг здания РГСУ, именуемого курянами "свечкой". Так вот, чтобы эта самая "свечка" не сгорела, пришлось передать материалы в суд. Теперь определились и с собственниками. Уже решаются режимные вопросы: проводится ревизия проводки, приобретаются огнетушители. Из-за длительного отсутствия собственника были запущены инженерные вопросы. Сейчас определяется объем предстоящих работ. Если говорить о наших действиях, то мы направили документы в суд на приостановку деятельности организаций, арендующих помещения в этом здании. Однако суд принял, мягко говоря, странное решение – наложил незначительный штраф и все. УГПН передали материалы в прокуратуру, чтобы довести все до логического конца.
Следующий приоритет – здания повышенной этажности. Только в Курске их 39. Лишь в трех выполнены требования пожарной безопасности. А это значит, что в остальных велика угроза гибели большого количества людей из-за сильной задымленности в случае пожара на нижних этажах.
- Для обеспечения пожарной безопасности и выполнения всех требований пожарных инспекторов требуются, в общем-то, немалые финансовые затраты. Где же их взять, если денег всегда и всем катастрофически не хватает?
- На мой взгляд, есть практический выход. Мы годами платим за коммунальные услуги. Куда-то ж эти средства идут?! Наверное. В первую очередь не на содержание чиновничьего аппарата. Раз в пять лет должен проводиться косметический ремонт подъездов. Вы такое припомните? Значит, надо разбираться. Куда эти средства идут и как их использовать. Люди оплачивают свое проживание и не должны рисковать своими жизнями.
- Вы заботитесь о курянах, оберегая их от пожаров, спасая от беды. А вам самим-то, государственному пожарному надзору, нужна чья-то помощь?
- Безусловно. Сегодня нам необходима помощь областной администрации и Думы, конечно, в пределах их компетенции. А именно, очень важно принять областную "Программу пожарной безопасности", которая была бы ориентирована на развитие инфраструктуры пожарной охраны независимо от источников финансирования. Но именно финансовая составляющая - главная. У нас есть печальный опыт аналогичной программы на 2002-2005 годы, которая была профинансирована лишь на 12 %. К слову, за последние 5 лет парк пожарных автомобилей обновлялся весьма скудно, это же касается и в части приобретения другого необходимого оборудования.
Надеемся, что будет принят подготовленный закон Курской области "О добровольной пожарной охране", определяющий, где и как будут создаваться ДПД, их структуру, социальные гарантии и прочее. В течение первого полугодия планируем разработку закона "Об общественных пожарных инспекторах".
Хотелось бы более внимательного отношения и к работе пожарных инспекторов. Нагрузка на одного инспектора непомерно велика. К примеру, в Центральном округе Курска зарегистрировано более 5000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И это – на 13 инспекторов. Можно ли за два года их детально и контрольно проверить в установленные сроки, а при необходимости - дважды?! В идеале хочется, чтобы между объемом работы, который мы вменяем инспектору и который он выполняет, стоял знак равенства. Потому что сейчас, как никогда в связи с возникающими пожарами, возрастает ответственность государственного пожарного надзора. По материалам журнала "Курские ведомости"/KURSKCiTY.RU/