Конный обоз и прадедушка Розенбаума. С чего начиналась пожарная служба в Гомеле : Новости.0-1.ru
 О сайте Контакты Аренда на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Важнейшие события Выставки Реклама на 0-1.ru Контакты


Специальное предложение Боевая Одежда Пожарного (БОП) нового образца
Специальное предложениеПодробнее

Реклама:

Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!! здесь могла быть ваша реклама

О нас


Полезное:


Давайте обсудим:

Активные темы обсуждений:
Запись с камер видеонаблюдения
[23.11 1:52] 3/443


Новые темы обсуждений: Подробнее

Новости и События

Конный обоз и прадедушка Розенбаума. С чего начиналась пожарная служба в Гомеле
25.07.2024 25 июля 1853 года в Минске была создана первая профессиональная пожарная часть. Эта дата и стала Днём пожарной службы Республики Беларусь. Борьбой с огнём всегда занимались самые смелые, мужественные и неравнодушные к чужой беде люди…

ГОРОД ГОРЕЛ ПОСТОЯННО
На протяжении многих веков вся городская застройка в Гомеле была деревянной. Одной случайной искры из дымохода было достаточно, чтобы соломенные крыши зданий заполыхали. И случалось, что пожары выжига­ли полгорода. Как, например, в сентябре 1737 года. Пла­мя вспыхнуло на улице Троицкой (ныне — Крестьян­ской), где местная жительница сушила грибы. Неосто­рожность хозяйки привела к большому пожару в центре города. Профессиональной службы в то время не было, тушением занимались горожане. Каждому полагалось иметь пожарный багор и по очереди дежурить по ночам.

В начале ХХ века ситуация мало изменилась — в большинстве случаев пожары вспыхивали из-за не­исправности печек и дымоходов. По этой причине неоднократно горели лучшие бани Гомеля на Фельдмар­шальской улице (ныне — Пролетарской). Но случались и поджоги, например, в октябре 1911 года кто-то засунул зажжённую тряпку с керосином за обшивку дома Скры­жацкого на Гусевской улице. А в январе 1906 года весь центр Гомеля снова был выжжен пожаром, умышлен­но устроенным во время погрома хулиганами из «чёр­ной сотни». Ущерб тогда оценили в миллионы рублей.

Пожары случались повсеместно, и положить этому конец первыми решили в Минске. Губернское прав­ление и городская дума 25 июля 1853 года утвердили смету расходов на содержание пожарной части в соста­ве одного брандмейстера, двух унтер-брандмейстеров и 48 рядовых. Вскоре профессиональная пожарная ко­манда появилась и в Гомеле. Размещалась она в районе Базарной площади (ныне — площади Ленина) и нахо­дилась в распоряжении городской полиции. Правда, в составе команды было всего несколько человек, от ко­торых требовалось в случае пожара мобилизовать насе­ление, раздать горожанам хранящиеся в кладовке топо­ры, багры, лопаты и вёдра. Территорию города пожар­ные осматривали с наблюдательной вышки.

Централизованное ведомство вроде нынешнего МЧС и соответствующее финансирование в царское время отсутствовало. А на большее в бюджетах местных са­моуправлений просто не было средств. Метод тушения пожаров применялся по сути средневековый — вокруг очага горения создавали разрывы, снося любые на пу­ти огня постройки. Часто ими оказывались целые жи­лые дома. Со временем гомельчане освоили гуманный способ профилактики — начали строить брандмауэ­ры — разграничительные защитные стены из кирпича. Остатки последней такой стены были демонтированы несколько лет назад на улице Плеханова.

Ресурсов небольшой пожарной команды явно не хватало для борьбы с огнём. И тогда ей в помощь сно­ва призвали общественность. На этот раз её организа­ция приняла более масштабный и системный характер. В 1896 году было образовано Гомельское вольно-пожарное общество (ГВПО). В районе современного стадиона «Центральный» на площади Восстания было построено пожарное депо с каменной каланчой. Здесь же располагался чудесный Максимовский парк с лет­ним амфитеатром и трек-катком. Финансировалось об­щество по большей части за счёт взносов, доходов от вечеров и гуляний, аренды и пожертвований.

ЛЕТУЧИЕ ОТРЯДЫ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ
Упомянутый парк был назван в честь первого пред­седателя общества Ивана Максимова, одного из выдаю­щихся общественных деятелей Гомеля начала прошло­го века. Преподаватель географии в правительственной мужской гимназии и завуч в частной гимназии Ратнер снискал немалую известность на педагогическом по­прище, будучи автором 50 специальных работ на эту те­му. Кроме ГВПО, Максимов руководил местным Крас­ным Крестом, был гласным городской думы и депута­том уездного земского собрания, входил в руководя­щий состав ещё с полдюжины общественных органи­заций. А ещё Максимов был большим любителем охо­ты, вот почему в рядах пожарных летучих отрядов бы­ло так много охотников.

Добровольцы-пожарные в мирной жизни могли быть кем угодно, но все они проходили специальную подготовку на регулярных сборах. И если наблюда­тель с вышки замечал, как в каком-либо районе Гомеля вздымались в небо клубы дыма — туда устремлялся летучий отряд. По гомельским улицам лихо мчался конный пожарный обоз.

Сейчас повозка с бочкой может вызвать улыбку, но для того времени это был прогрессивный метод ту­шения пожаров. Благодаря ручной помпе струю во­ды можно было направлять на полыхающие построй­ки с относительно безопасного расстояния. Теле­га с помпой, запряжённая лошадьми, стала прооб­разом современной пожарной машины. Летучая ко­лонна ГВПО располагала четырьмя ручными насоса­ми, пятью бочками и таким же количеством лошадей.

В 1913 году в Гомеле на Базарной площади было по­строено второе пожарное депо — полностью каменное и с высокими воротами. Возможно, такие проёмы за­ранее были рассчитаны на использование в будущем пожарных автомобилей, уже появившихся в мире.

В годы Первой мировой войны в Залинии открылся ещё один пожарный двор, в дополнение к пожарным ча­стям в центре Гомеля и пожарной команде в Новобелице.

ГРУППОВОЕ ФОТО С ИСТОРИЕЙ
Групповая фотография, ныне хранящаяся в фондах музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля, сдела­на около 1900 года, вероятно, на фоне деревянного зда­ния Гомельского вольно-пожарного общества в районе нынешней площади Восстания. Снимок даёт представ­ление о том, кто жертвовал в те годы на нужды ГВПО и всей душой болел за развитие пожарного дела в горо­де и его окрестностях.

Во втором ряду на стульях сидят «сливки» гомельского общества. Девятый слева в служебном мундире и фу­ражке — уже знакомый нам председатель общества Иван Максимов. По правую руку от него — преимуще­ственно представители деловых кругов Гомеля — вла­дельцы заводов, газет, пароходов и гомельских торговых синдикатов. Классические представители буржуазии то­го времени — некоторые в котелках, со стоящими квер­ху усами. По левую руку от председателя — в большин­стве своём госслужащие в униформе и два гомельских священника.

Шестой слева — старший офицер с хорошей армей­ской выправкой и орденами Св. Анны и Св. Станисла­ва на груди. Как нам удалось установить, это командир 160-го пехотного Абхазского полка полковник Нико­лай Сулимов. И он здесь вовсе не «свадебный генерал». Солдаты и офицеры полка неоднократно привлекались к тушениям крупных пожаров, в частности — учебная полковая команда, которой в 1911 году руководил ка­питан Копиш.

Рядом с командиром «абхазцев» сидит чиновник вы­сокого класса со шпагой гражданского чина в руках. На­сколько позволяет рассмотреть старая фотография — у него в петлице три большие звезды, что говорит о зва­нии тайного советника, чине 3-го класса, соответствую­щем генерал-лейтенанту в армии. В центре композиции можно рассмотреть и лицо молодой девушки в шляп­ке, и ребёнка. Вероятно, это члены семьи кого-либо из пожарных.

Очевидно, что чиновники и предприниматели в пер­вых рядах на снимке являлись членами правления и по­чётными членами ГВПО. Основную же тяжесть борь­бы с огнём несли добровольцы-дружинники и началь­ники команд.

ХРОНИКА ПОЖАРОВ ОДНОГО ЛЕТА
Сообщениями о пожарах гомельская пресса того времени буквально пестрела. Вот что писала летом 1911 года популярная газета «Гомельская копейка».

Из-за неисправного дымохода 12 июня горел дом на Замковой улице (ныне — проспект Ленина). Четыре дома сгорели дотла 25 июня в селе Кузминичи, убы­ток составил четыре тысячи рублей. А 9 июля огонь несколько часов бушевал в Николаевке Гомельского уезда и уничтожил 40 крестьянских домов, в пламе­ни погибли все лошади.

В тот же день загорелся дымоход дома Раевского на Аптечной улице (ныне — Жарковского), к месту пожара устремилась и городская пожарная команда, и охотники вольно-пожарного общества. Но огонь удалось потушить самим жильцам.

Конец июля 1911 года стал вообще трагическим. Воз­можно, по причине аномальной для того времени жары — 27 июля термометр показывал «32 градуса на солн­це», пожары бушевали в разных местах Гомельского уез­да. В 9 утра полыхало в деревне Кунторовка, горело 76 дворов. В огне погибли женщина и 4-летний ребёнок. От небрежного обращения с огнём сгорел дом в деревне Иваки Гомельского уезда, двое погибших. А 12 августа полыхал кирпичный завод в семи верстах от Любен.

Но и сами гомельские пожарные время от времени несли потери. Так, в 5 часов вечера 22 декабря 1911 го­да загорелся доходный дом Ивицкого на Румянцевской улице, в котором размещалась гостиница «Москва».

Как писали газеты, «огонь с невероятной силой рас­пространился в верхнем этаже дома». На пожар лично прибыл городской полицмейстер Орда, но огонь уда­лось победить только поздно вечером. При этом рядо­вой Блескин получил ранение уха, а охотник ГВПО Бирбраер — рану головы. Обоих доставили в лечеб­ницу доктора Сапожкова.

В августе того же года в Шерстине из-за неосто­рожного обращения с огнём 11-летнего крестьянско­го мальчика сгорело 67 дворов и 36 овинов с запасами хлеба. Пожар уничтожил и казённую винную лавку с запасами вина и спирта в 102 ведра. Общие убыт­ки составили 62 тысячи рублей. Но самое страшное — в огне снова погибли люди.

До революции никакой государственной помощи погорельцам не полагалось. Пострадавшие могли рас­считывать только на поддержку из деревенских об­щественных складов — если там что-то было, конеч­но. «Люди остались буквально в одном белье. Поло­жение их отчаянное. У многих вместе с имуществом погибли и наличные деньги, сбережённые путём не­доедания», — писала «Гомельская копейка».

Иногда дело доходило до печальных курьёзов — в 1911 году погорельцы в Прудке только отстроились, как очередной пожар уничтожил 16 домов, в том чис­ле и только что возведённые. Помощь пострадавшим в этом случае оказало ГВПО. Его дружинники оста­новили пожар на 11-й хате, чем спасли село от пол­ного уничтожения. После чего председатель обще­ства Иван Максимов лично собрал 140 рублей помо­щи и отправил в Прудок на лошади 20 пудов хлеба.

В августе того же года пожарные потушили са­рай с яблоками и грушами на Аптечной улице у до­ма Цыпоркиной, не дав огню перекинуться на сосед­ние здания. В тот же день горела мастерская Желуде­ва на углу Румянцевской и Базарной (ныне — Трудо­вой). А через несколько дней на станции Гомель за­горелся вагон с шелковичными коконами в мешках, шедший из Средней Азии. Вагон отцепили и поту­шили, но 88 пудов товара почти полностью сгорело.

О ПРОБЛЕМЕ В СМИ
Тем же злополучным летом «Гомельская копейка» вы­шла с большой статьёй на первой полосе под названием «Красный петух». Автор напомнил читателю о пробле­ме: летом, когда все мужчины на полевых работах — де­ревня абсолютно беспомощна перед огненной стихией, но и осенью — тушить или нечем, или пожарные бочки в таком состоянии, что их «страшно трогать с места».

«Для борьбы со страшной стихией необходима пол­ная реорганизация пожарного дела в деревне, необ­ходимо вести широкую пропаганду огнеупорных по­строек», — заключил автор статьи. А ещё он предло­жил такое средство профилактики пожаров как дет­ские ясли, «ведь две трети деревенских пожаров про­изошли от неосторожного обращения с огнём остав­шихся без присмотра детей».

Статья подписана псевдонимом «Крестьянин». Но можно предположить, что написал её редактор «Гомельской копейки» Артур Миляев, который ру­ководил одним из летучих отрядов ГВПО. Кстати, Артур Миляев доводится прадедушкой знаменитому барду Александру Розенбауму. Вот такие люди стоя­ли у истоков службы спасения в Гомеле.
https://belkagomel.by/2024/07/25/konnyj-oboz-i-pradedushka-rozenbauma-s-chego-nachinalas-pozharnaya-sluzhba-v-gomele
подробнее


25.07.2024

RoMChe, Nikа Fox и работники МЧС: новая песня ко Дню пожарной службы Беларуси
Новый учебный курс «АРГУС-СПЕКТР»: «Панель-3-ПРО и проводные решения на «СПЕКТР»
Норильские пожарные посоревновались с коллегами из Мурманска и Тюмени в физподготовке
В Магадане пожарные спасли из огня попугая
МЧС – 171 год. День пожарной службы празднуют в Беларуси
Созданную детьми икону-покровительницу пожарных передали спасателям Талдома
Пожарные расчеты прибыли по тревоге на нефтебазу в Магадане
Из-за сильного лесного пожара на западе Канады сгорела часть туристического города
В Эрмитаже открылась выставка, посвященная 95‑летию пожарной охраны музея
Ямальские села получат оборудование для добровольных пожарных дружин




Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области. Предлагаем:
Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области.Подробнее
Архив новостей:
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Пожарная песня:


Реклама:

Рейтинг@Mail.ru
Ramblers Top100Ramblers Top100

Кстати:


 Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных