02.05.2024 Виды автомобильных огнетушителей
Глобально в мире портативных средств борьбы с открытым огнем ничего не меняется вот уже несколько десятилетий. Несмотря на некоторое разнообразие огнетушителей вообще (из малоизвестных есть воздушно-эмульсионные, воздушно-пенные, хладоновые и даже водные), основных видов огнетушителей для автомобиля по-прежнему два: углекислотный и порошковый. Споры о выборе будут всегда, однако давно известны объективные плюсы и минусы обоих. Об этом будет сказано ниже, а пока рассмотрим ключевые особенности «конкурентов».
Углекислотный (ОУ — огнетушитель углекислотный)
Как понятно из названия, веществом подавляющим пламя является углекислота — СО². В баллоне она хранится в жидком виде под давлением, а выходя наружу мгновенно конденсируется. При этом возникает двойной эффект: резкое локальное понижение температуры (до -75 градусов) и образование негорючей газовой среды в месте распыления. За счет суммирования этих факторов и производится угнетение открытого огня.
В главный плюс углекислотных огнетушителей можно записать отсутствие серьезных последствий для предметов вокруг очага возгорания. А также зачастую более продолжительный, нежели указано на заводской этикетке, срок хранения — главное, чтобы баллон и запорно-пусковое устройство были изначально герметичными. Известны случаи успешной сработки даже 20-летних углекислотников. Но надеяться на это ни в коем случае не стоит все равно.
Минусов у углекислотных огнетушителей тоже хватает. Во-первых, они значительно (примерно в 2 раза) тяжелее аналогичных по габаритам порошковых собратьев. Связано это с гораздо более высоким давлением внутри самого баллона — разница достигает 3-х раз. Соответственно, требуются намного более прочные, а значит и толстые стенки, что напрямую влияет на вес. Также нередко следствием неаккуратного обращения являются холодовые травмы (ожоги) самого оператора. Но, что еще важнее — в большинстве тестов на симуляцию возгорания в подкапотном пространстве углекислотные огнетушители по сумме качеств проигрывают порошковым. Да и в характеристиках (классах) многих бытовых ОУ прямо указывается на неспособность эффективно противодействовать возгоранию твёрдых тлеющих поверхностей.
Порошковый (ОП — огнетушитель порошковый)
Главное действующее вещество — порошок. Химический состав может варьироваться, обычно это карбонатные и бикарбонатные соли натрия и калия, или хлориды натрия/калия. А также прочие труднопроизносимые компоненты, едва ли что-то говорящие не осведомленному в химии пользователю — типа диаммонийфосфатов. Главное понимать суть: тушит порошковый огнетушитель, не вытесняя кислород и заодно охлаждая среду (как углекислотники), а буквально укрывая очаг возгорания плотным слоем порошка. Порошок выталкивается под давлением относительно небольшого количества содержащегося в баллоне газа.
Главный плюс порошка в сравнении с газом — изоляция поверхности. Углекислота просто на несколько секунд вытесняет окислитель горения (воздух) и охлаждает зону возгорания. По прошествии нескольких секунд огонь может заняться снова, как ни в чем не бывало — если основное горение идет внутри детали или механизма. Тогда как порошковый огнетушитель просто засыпает все сверху изолятором, пробить который пламя не может. Конечно, в разумных пределах мелких бытовых возгораний, включая подкапотные.
Основных недостатков порошковых огнетушителей два: крайняя «нечистоплотность» процесса и меньшая гарантия эффективного срабатывания. Что касается первого пункта: порошок не просто вылетает струей и аккуратно ложится на площадь воспламенения. При нажатии на рычаг раструб выдает мощное облако мелкодисперсного порошкового тумана. Который не только попадает в зону огневого поражения (причем очень примерно), но и ложится ровным тонким слоем на абсолютно все поверхности вокруг. Даже профессиональная химчистка не всегда способна устранить последствия такого тушения, а непосредственно в зоне контакта с огнем порошок спекается в плотный трудноудаляемый полимер.
Второй минус огнетушителей серии ОП — меньшая, нежели у углекислотных, вероятность нормального срабатывания. К сожалению, здесь играет фактор слабого контроля производителей со стороны надзорных органов. Часто наблюдается недовес (сэкономили на порошке), а вместо качественного тушащего средства в баллон заправляют некий суррогат, слабо справляющийся со своими задачами. Также часто экономят на антислеживающих добавках, что комкует состав внутри баллона и мешает нормальному выходу в критической ситуации.
Срок годности автомобильного огнетушителя
Нормативы СП 9.12130.2009 («Свод правил. Техника пожарная») предусматривают следующие сроки годности.
Для углекислотных огнетушителей срок хранения составляет 15 лет. При этом его необходимо проверять каждый год и выполнять перезарядку с периодичностью раз в 5 лет.
Для порошковых огнетушителей срок хранения составляет 10 лет. Минимум раз в 5 лет его также необходимо перезаряжать.
Процедуры проверки и перезарядки можно выполнить на ближайшей пожарной станции.
Требования к автомобильному огнетушителю
Требования определены действующими ГОСТ Р51057-2001 и НПБ («Нормы пожарной безопасности») 115-2002. Согласно им, в легковых автомобилях должен находиться углекислотный или порошковый огнетушитель массой не менее 2 килограммов и объемом не менее 2 литров. Для грузовиков эти цифры будут, соответственно, 5 кг и 5 л. Никаких других требований для средств тушения пожара в автомобиле на данный момент не существует. Но исходя из соображений собственной безопасности и общей (увы, зачастую печальной) практики, для своего автомобиля имеет смысл увеличить эти нормы в пару раз. Особенно отправляясь в путешествие или безлюдные места.
Какой огнетушитель лучше для автомобиля
Как отмечалось выше, оба типа имеют как преимущества, так и недостатки. Тем не менее, в большинстве возгораний, происходящих в подкапотном пространстве, порошок показывает себя эффективнее. Кроме того, способность этого средства изолировать очаг возгорания от внешней среды определяет лучшую адаптированность под тушение тлеющей проводки или пластика. А это как раз специфика автомобильных пожаров.
В рамках данной статьи мы не будем делать громких и однозначных выводов о том, что выбрать. Как и всегда, в любых сравнениях есть место диаметрально-противоположным примерам. Скажем лишь, что вне зависимости от выбора типа огнетушителя самым правильным будет уделить пристальное внимание продавцу-поставщику и отзывам (тестам) на конкретного производителя.
⇲
https://www.autonews.ru/news/662b9d099a7947e3fcc5b364