11.04.2024 Сергей Мазунин, председатель Хабаровского регионального отделения «ОПОРА России»:
– В последнее время в связи с тревожными событиями, прежде всего терактом в «Крокусе», ко мне как к руководителю общественного объединения всё чаще обращаются предприниматели с просьбой наладить взаимодействие с Главным управлением МЧС по Хабаровскому краю.
Вопрос не столько в том, что МЧС является одним из лидеров по контрольно-надзорным мероприятиям. И это понятно – сфера безопасности, безусловно, важна. Тем более сегодня, когда происходят чрезвычайные ситуации. Вопрос в том, что бизнес, осознавая свою ответственность, хочет чётко понимать, что от него требуется и в каком объёме в плане обеспечения пожарной безопасности.
Такой площадкой, где в диалоговом режиме можно прояснять возникающие вопросы, на наш взгляд, мог бы стать общественный совет при Главном управлении МЧС по Хабаровскому краю. Но от бизнеса в этом органе представителей пока нет. Поэтому «ОПОРА России» по Хабаровскому краю обратилась с запросом о вхождении в этот совет.
Мы считаем, что эффективна и такая форма взаимодействия, как публичные слушания правоприменительной практики. Чтобы бизнес не повторял ошибки других предприятий, чиновники информируют: ребята, есть такие типичные ошибки, не делайте их. И эту форму взаимодействия, мы считаем, тоже стоило бы применить в работе с МЧС.
Сегодня органы контрольно-надзорной деятельности упор делают не на проверки, а на превентивные визиты. Их зачастую заказывает сам бизнес, чтобы на месте те же пожарные инспекторы указали на недочёты и бизнес их исправил. Но если уж не исправил, то идёт применение санкций.
Мы часто слышим, что есть правила пожарной безопасности и надо только их придерживаться. Но в каждых правилах есть нюансы. Толкование, применение норм у бизнеса и надзорного органа не всегда одинаковы.
Русский язык богат. Необходимо понимать позицию ревизора, пожарного инспектора. Не тогда, когда уже идёт проверка, а заранее, чтобы бизнес знал, что от него требуется и в каком объёме.
С другой стороны, есть вопрос по срокам поставки противопожарного оборудования в связи с санкциями. Своего не производим, по параллельному импорту порой завезти не успеваем. Хотелось бы в диалоге прийти к единой позиции по этому вопросу.
Ряд контрольно-надзорных органов открыт, работает в диалоговом режиме. Мы надеемся, что и МЧС войдёт в их число.
Наказаний со стороны этого контрольного органа бизнесу «прилетает» значительно меньше, чем раньше: сначала коронавирус, потом мораторий на плановые проверки. И весь этот период действительно идёт снижение давления. Упор сделан на риск-ориентированный подход. Когда проверяют предприятия, особо значимые в смысле влияния на жизнь и здоровье человека.
Мы не против – пусть нас проверяют, пусть указывают на недочёты, будем исправлять. Для того и щука, чтобы карась не дремал. Чтобы работала пожарная сигнализация, система пожаротушения. Чтобы везде были чёткие пути эвакуации. Но есть нормы, которые трактуются по-разному, – сколько юристов, столько и мнений.
Мы собираемся, читаем нормы права, обсуждаем, кто как их понимает. Понятно, что очень хотелось бы узнать позицию контролирующих органов. Хотим понять требования и уже дальше их исполнять. Давайте возьмём на обсуждение типовые, типичные ситуации, проблемные рассмотрим.
Бизнес, что немаловажно, заинтересован в сохранности своего имущества. Хочется всё понять, добросовестно выполнить и спать спокойно. И что главное – для безопасности людей куда важнее предупредить ситуацию, чем наказывать за нарушения, которые привели к ЧП.
⇲
https://toz.su/postfactum/1sergey_mazunin/gotovy_sotrudnichat_s_mchs_bezopasnost_dorozhe