15.01.2024 Чтобы компенсировать покупателям деньги, потерянные из-за сгоревших на складе Wildberries товаров, владельцам маркетплейса понадобится полтора-три месяца. Сюда должны войти и выплаты пострадавшим продавцам. Финтолк выяснил, на что могут рассчитывать селлеры и в чем для них главные риски.
Что не так со складом
Пожар на складе маркетплейса в петербургском поселке Шушары начался утром в субботу, 13 января. Огонь, говорят пожарные, охватил 70 000 квадратных метров, склад и все товары, находящиеся там, полностью уничтожены. В качестве версий рассматривают неисправность электропроводки, неосторожное обращение с огнем, падение искры от механизма лифта на стеллажи с товаром и умышленный поджог. Предварительно, пожарная сигнализация была отключена из-за ложного срабатывания (но среди сотрудников ходят слухи и о злонамеренных скрывавших ЧП менеджерах). Возбуждено уголовное дело.
Сам маркетплейс позже опроверг сообщения о несработавшей во время пожара на складе сигнализации. Все сработало штатно, потому удалось оперативно эвакуировать работников, уверяют представители компании.
Общий ущерб от пожара на складе Wildberries в Шушарах под Санкт-Петербургом может достичь 17 млрд рублей. Это примерно 1 % товарооборта маркетплейса, подсчитали в «Ъ». По разным данным, сумма утраченного товара составляет 12 млрд рублей.
«Фонтанка» выяснила, что склад в 2021 году начал возводить давний партнер WB без разрешения на строительство. Документ выдал Госстройнадзор только в феврале 2022 года, когда склад уже фактически был готов. Сращзу после пожара в ведомстве поспешили заявить: помещение работало без разрешения на ввод в эксплуатацию — и это несмотря на то, что по бумагам там одномоментно могли находиться 1 600 служащих (судьба 5-6 до сих пор неизвестна, признаются в компании).
Wildberries настаивает, что склад работал легально, на основании заключения о соответствии. Но это не разрешение на запуск объекта, а лишь документ, подтверждающий: помещение соответствует изначальному проекту и не противоречит техническим регламентам. Для его получения собирается комиссия из МЧС, Ростехнадзора, Госстройнадзора и электриков, которые проверяют все коммуникации объекта. Разрешение же на ввод в эксплуатацию — это последний шаг, который застройщик, похоже, проигнорировал.
Гораздо интереснее другое: в публичной кадастровой карте по адресному номеру, который присвоен складу, нет никаких капитальных строений. В выписке на участок значится только один объект недвижимости — мелиоративный канал предприятия «Ленсоветовское». То есть адрес склада есть, а склада будто бы нет, отмечает «Фонтанка».
Когда ждать компенсаций — версия Wildberries
Все продавцы, чьи товары пострадали, получат компенсацию, обещают в Wildberries.
«Для точного определения суммы ущерба каждого продавца потребуется некоторое время. Мы понимаем, что вам важно получить компенсацию за утраченные товары как можно быстрее и планируем выплачивать ее частями, начиная с 15 января. Размер компенсации посчитают так, как если бы товар был продан 13 января. Все продавцы, чьи товары хранились на складе в Шушарах и пострадали при пожаре, получат уведомления после определения объема ущерба и суммы компенсации», — говорят в главном офисе маркетплейса.
Когда ждать компенсаций — версия продавцов
Пострадавшие селлеры надеются, что WB возместит убыток в полном объеме. Торговец одеждой Екатерина, у которой сгорело товара на 1,5 млн рублей, в беседе с Финтолком испытывала сдержанный оптимизм: если платформа сдержит обещание, то поставщики окажутся в плюсе. Ведь так быстро продать товар, который хранится в распределительном центре, и получить за него деньги, почти невозможно. Что касается чрезвычайных ситуаций, то товар на складе должен был быть застрахован — это и позволит WB покрыть ущерб продавцов достаточно оперативно.
Однако селлеры ждут проволочек. «Поговаривают, что склад был не совсем законный, поэтому точно неясно, выплатят ли компании страховку. К тому же, Wildberries может начать менять количество товара и утверждать, что его по факту было меньше», — опасается Екатерина.
Селлеры приводят примеры. Когда на одном из складов WB произошел потоп, стоимость утонувших, то есть пропавших, товаров возместили. А те вещи, которые намокли лишь слегка или приобрели запах сырости, так и остались в обороте и до сих пор приходят покупателям. Правда, это не носит массовый характер.
«В целом, работать с WB выгодно. Те, кто терпит убытки, просто не умеют считать свою экономику. Мы уже зафиксировали свои остатки на складе в Шушарах, думаю, проблем с выплатами быть не должно», — резюмирует собеседник Финтолка.
Другой продавец, у которого сгорели интимные игрушки на сумму 600 000 рублей, делится опытом: в 2022 году горел большой склад маркетплейса Ozon, и тогда все селлеры получили возмещение за утраченные позиции примерно за две недели.
Однако среди селлеров есть пессимисты. В чате продавав, которые уже сталкивались с многотысячными штрафами от платформы, расходится версия, что WB тем или иным способом компенсирует свои издержки за счет селлеров.
Некоторые поставщики на Wildberries прогнозируют, что выплаты могут быть сделаны по схеме: продажная стоимость товара минус 20-30 %. Так поступает маркетплейс в случае признания товара бракованным. Подобные случаи имели место после других ЧП на складах маркетплейса, рассказала Финтолку юрист Анастасия Чумак, соруководитель практики защиты прав инвесторов компании «Интерцессия». В пользу подобного развития событий говорит и то, что на данный момент неизвестен статус склада относительно страховки — ни сама компания, ни Всероссийский союз страховщиков не дали публичный ответ на этот вопрос, предупреждает эксперт.
Когда ждать компенсаций — версия юристов
Юристы, прошенные Финтолком, считают, что продавцам необходимо срочно писать в адрес Wildberries официальную претензию. Это позволит как можно раньше засвидетельствовать, что именно их товар пострадал в результате пожара:
«Обязательно необходимо зафиксировать все свои остатки, выгрузить акты приемки с электронной подписью. Необходима зафиксированная конкретика: сколько товара пострадало и на какую сумму».
Договор с маркетплейсами, в частности с WB, подразумевает, что когда товар находится не у продавца (на складе, в пункте выдачи, у водителей Wildberries), то в таком случае маркетплейс несет ответственность за сохранность.
«Если продавца не будет устраивать сумма компенсации, то он в праве судиться. Имеет смысл готовить иск коллективно, если подобная ситуация будет массовой», — говорит специалист по защите прав инвесторов компании «Интерцессия».
Что ждать покупателям
По опыту пожара на складе Ozon в 2022 году можно предположить: пострадавшим покупателям средства выплатят в течение месяца-двух. Аналитики «Ъ» указывают, что товарооборот WB может снизиться. Причина — нехватка складских помещений. Потеря такого огромного склада = очень серьезна. Компания будет вынуждена перекраивать логистику, что увеличит сроки поставки — в среднем на неделю.
Финтолк. Нескучно о финансах 🐹 telegram
✏️ Общий ущерб от пожара на складе Wildberries в Шушарах под Санкт-Петербургом может достичь 17 млрд рублей. На складе хранился 1% товаров и сама компания не обанкротится после пожара. А вот предпринимателей, торгующих на площадке, жалко - у многих там хранились товары...
Читать далее 15 Янв 16:31
Однако сама платформа утверждает, что продолжает принимать заказы и осуществлять доставку как и раньше, в том числе петербуржцам: «Товарный поток, который ранее замыкался на Санкт-Петербурге, сейчас идет напрямую в другие города».
⇲
https://fintolk.pro/ushherb-ot-pozhara-na-sklade-wildberries-dostig-17-mlrd-chto-budet-s-dengami-prodavczov-i-pokupatelej