22.04.2023
Власти США поставили перед собой амбициозную цель: к 2030 году половина новых автомобилей, продаваемых в США, должна быть электрической. Американские автопроизводители тратят сегодня миллиарды долларов на электрификацию своих модельных рядов. Однако при этом практически не обсуждается обучение служб быстрого реагирования на случай, когда транспортные средства загораются из-за замыканий или аварий, передает американский телеканал NBC News.
Пожарные департамента города Дирборн (штат Мичиган) хорошо помнят масштабный пожар 4 февраля в автосалоне Ford Rouge, произошедший из-за электромобиля. Инцидент, когда сгорели три машины, заставил автокорпорацию Ford остановить производство нового пикапа F-150 Lightning на пять недель. Ford определил основную причину возгорания – виноватой оказалась аккумуляторная батарея, произведенная южнокорейской фирмой SK On.
Полицейские, прибывшие первыми на пожар, опасались подойти близко, так как боялись, что электромобили могут «взорваться». Литий-ионные аккумуляторы, обычно используемые в них, выделяют летучий газ, который практически не поддается тушению. Пожарные тоже были озадачены, так как им потребовалось целое озеро пены и воды, чтобы сбить пламя. Они поставили после этого под сомнение практичность и безопасность электромобилей.
Фотографии, полученные от полиции Дирборна, показывают последствия пожара. Один из трех автомобилей едва узнаваем, его кузов даже расплавился. Две соседние машины тоже были сильно повреждены.
«Когда мы приехали сюда, только одна машина была в огне. Потом пожар перекинулся. Все из-за этих чертовых батарей», — сообщил один из полицейских, судя по видео из его нательной камеры.
Пожар F-150 Lightning произошел, когда автомобиль заряжался на стоянке во время проверки качества перед продажей, и был вызван коротким замыканием в батарее. Это явствует из отчета, связанного с расследованием причин пожара.
Возгорания транспортных средств не является чем-то необычным. Они регулярно происходят с традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Но пожары, которые возникают у электромобилей вызывают у экстренных служб больше беспокойства во всех Соединенных Штатах.
Дело в том, что возгорания связаны с таким физическим явлением как тепловой разгон, происходящим из-за цепной реакции между аккумуляторными элементами в батарее. Огонь здесь является химической реакцией, с ним гораздо сложнее справиться, чем с традиционным горением бензина. Как только начинается тепловой разгон, огонь уже не погаснет, пока не остановиться цепная реакцию перегрева литий-ионных элементов. Существует также риск повторного возгорания: возгорание литий-ионных аккумуляторов может возобновиться через несколько недель после сильной встряски (например из-за ДТП) практически без предупреждения. Столичный пожарный округ Сакраменто отреагировал на такой инцидент в прошлом году с участием Tesla, которая попала в аварию за три недели до взрыва аккумулятора.
Уильям Лернер, независимый изобретатель технологий безопасности и делегат Международной организации по стандартизации, отмечает, что имеющаяся практика требует трехнедельного периода мониторинга батареи после пожара. Причем особо бдительным следует быть первые 24 часа.
«Это большая проблема во всем мире, – говорит Майкл О’Брайан, член правления Международной ассоциации начальников пожарных служб, который возглавляет пожарную безопасность и безопасность жизни. – Мы хотим понять, какие процессы тушения нужно применять».
«Теперь мы имеем дело с транспортными средствами, которое не горят так, как нас учили, – отмечает Дэвид Далримпл, пожарный из Нью-Джерси, владеющий компанией по обучению и консультированию по оказанию первой помощи под названием RoadWay Rescue. – Это совершенно другая ипостась. Здесь главная задача состоит в том, чтобы охладить аккумулятор, чтобы прекратить химическую реакцию в нем».
Далримпл является также членом комитета Общества автомобильных инженеров, которое занимается сейчас вопросами и стандартами пожаротушения электромобилей. Огнеборец отметил, что в других странах сейчас для облегчения работы служб экстренного реагирования вводят специальные метки на номерных знаках электромобилей. Они информируют о том, какие опасные вещества в нем есть. Аналогичная система может быть полезна и в США.
Проблемы с возгораниями электромобилей привели к тому, что автопроизводители, включая Ford, General Motors, Hyundai и Porsche, отозвали с рынка ряд моделей. Например, GM с 2020 по 2021 год пришлось отозвать все свои электрические модели Chevrolet Bolt из-за частых пожаров и взрывов.
Пожарные же все чаще сталкиваются с проблемами, вызванными пожарами электромобилей. Это осложняется тем, что, по мнению экспертов, отсутствуют единые правила и стандарты в проектировании электромобилей, что позволяет автопроизводителям делать все, что заблагорассудиться при конструировании.
На протяжении более ста лет пожарные довольно легко тушили возгорание двигателя автомобиля, открыв капот и залив двигатель водой или пеной. Но этот сценарий не работает с электромобилями. Каждое электротранспортное средство уникально и требует различных методов тушения.
«Когда у вас вызов на пожар электромобиля, у бригады нет времени, чтобы достать и изучить руководство по реагированию на чрезвычайные ситуации, выясняя, что горит – автомобиль марки GM или Tesla 2022 года, чтобы понять, в каком месте спрятан аккумулятор, – подчеркивает Лернер. – У пожарных люди, которые внутри полыхающего салона и могут умереть. И нас нет даже лишней секунды, чтобы тратить их впустую».
⇲
https://fbm.ru/novosti/computers/nbc-news-vozgoranija-i-samoproizvolnye-vzryvy-jelektromobilej-v-ssha-stali-sereznoj-problemoj.h