22.04.2023
«После вора остаются стены, после пожара не остаётся ничего» – с этой поговоркой могут не согласиться криминалисты пожарного дела. Даже на пепелище, где, казалось бы, сгорело всё, они находят вещественные доказательства, а затем устанавливают причину происшествия. «Источник» побывал в областной испытательной пожарной лаборатории, которая 9 апреля отметила 65-летие.
По следу огня
Испытательная пожарная лаборатория (ИПЛ) занимает практически весь второй этаж ведомственного здания на территории учебно-спасательного центра «Прометей». В этом судебно-экспертном учреждении трудятся 15 сотрудников, состоит подразделение из двух секторов – судебных экспертиз и исследовательских работ.
– Перед экспертами стоит широкий спектр задач, основная – работа на пожарах. Особенно это касается крупных, сложных и с тяжкими последствиями, – рассказал заместитель начальника ГУ МЧС России по Кировской области Константин Бармин. – Также специалисты участвуют в надзорных мероприятиях, осуществляют пожарно-технические экспертизы, проводят инструментальный контроль пожарного риска, оценивают соответствие проектной документации и требования пожарной безопасности.
По словам начальника ИПЛ Анатолия Каргапольцева, на пожары сотрудники лаборатории выезжают вместе с дознавателями, проводят осмотр места происшествия, изымают вещественные доказательства и все необходимые материалы. В последующем проводятся экспертизы в химической, металлографической и теплофизической лабораториях, а их результаты помогают установить причину возгорания.
До пожара или во время?
Некоторыми секретами работы сектора судебных экспертиз поделился его руководитель Илья Юрлов. На столе в металлографической лаборатории – медные провода, изъятые с места пожара. Задача эксперта – найти на проводниках характерные повреждения, которые могут рассказать, аварийный режим электрооборудования образовался до пожара или во время. Для этого вещдок помещается в установку рентгенофазового анализа, затем – под металлографический микроскоп. Первый аппарат помогает определить условия возникновения аварийного режима (вплоть до температуры наружного воздуха), второй – изучить структуру и зафиксировать изображение, которое, к слову, в дальнейшем будет использоваться в качестве доказательства. Затем – делается вывод. Например: «Аварийный режим образовался в условиях, характерных до пожара».
Кстати говоря, аналогичным образом была установлена причина возгорания в Феодоровской церкви в Кирове.
– Электрооборудование, обнаруженное нами на этом пожаре, явилось источником возникновения возгорания, – сообщил начальник сектора судебных экспертиз.
Изобличить поджигателя
В следующей лаборатории – химической – проводится исследование объектов с места пожаров на наличие остатков так называемых веществ-инициаторов горения, то есть тех, которые, к примеру, могли быть использованы как средства поджога. Пробу объёмом 1 микролитр эксперт заносит специальным шприцем в газовый хромотограф, который точно определяет компонентный состав вещества.
– Это выгоревший уайт-спирит, а это не выгоревший, – показывает на экране сотрудник лаборатории. – Видите, как меняет свой состав в зависимости от степени выгорания.
Анализ на данном приборе занимает порядка полутора часов. Впрочем, иное исследование может растянуться на более продолжительное время. Если, скажем, это не кусочек материи, а целая куртка или даже несколько предметов одежды. Да и следы вещества могут присутствовать не в явном виде, а пропитаны в материале. Словом, работа требует скрупулёзности, эксперт должен миллиметр за миллиметром изучить «объект». Нередко столь кропотливая работа не просто помогает воссоздать картину происшествия, но даже вывести на след злоумышленника и способствовать раскрытию преступления.
Реальный случай из практики. Произошёл пожар в деревянном доме, в результате пострадала женщина – с ожогами её госпитализировали. Медики сообщили, что от одежды пострадавшей исходил запах бензина. Фрагменты одежды были направлены в кировскую испытательную пожарную лабораторию, где наличие следов горючего подтвердилось. Под давлением полученных доказательств сожитель потерпевшей признался, что он облил женщину бензином и устроил пожар. Преступление было раскрыто. Без свидетелей, но с неопровержимыми уликами.
В лаборатории уточняют, если во время проверки происшествия обнаруживаются признаки поджога, дело передаётся в полицию.
40 секунд – и материал проверен
Кроме того, сотрудники ИПЛ вносят большой вклад в обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений. Этим непосредственно занимается сектор исследовательских и испытательных работ, который возглавляет Алексей Улитин. Сотрудниками проводятся работы по проверке работоспособности систем пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения и противодымной защиты, даётся оценка качеству огнезащитных составов, пенообразователя и т.д.
Так, в лабораторных условиях – опять же на специальном оборудовании – проходят испытания качества противопожарной обработки тех или иных материалов, используемых при строительстве и отделке зданий. Эксперт загружает образец в небольшой металлический бокс и при помощи пламени от зажигалки, встроенной внутрь устройства, в течение 40 секунд определяет, годен для эксплуатации материал или нет.
⇲
https://istochnik.online/news/dokazatelstva-iz-pepla-kak-eksperty-mchs-ustanavlivayut-prichiny-pozharov