30.01.2023
Просто попробуйте взять в руки 30-килограммовую гирю и подняться с ней на девятый этаж дома — справитесь? Усложним задачу, увеличив число этажей до 39 - каково? Следующий шаг — надеваем противогаз и преодолеваем дистанцию за 7-8 минут! Ну как? Есть среди вас, уважаемые читатели, те, кто смог бы справиться с поставленной задачей? А в нашей редакции оказалось сразу несколько человек, которым это по плечу! Пожарные компании «Газпром нефтехим Салават» Артём Дементьев, Евгений Резнов, Данил Руденко, Рустам Рафиков — участники международного конкурса «Вертикальный вызов», по условиям которого они должны были в тяжёлой полной экипировке, в СИЗОД (средства индивидуальной защиты дыхания) максимально быстро подняться на 39-й этаж офисного здания. Готовил их командир отделения Андрей Седов.
— Зачем? Зачем вы решили принять участие в таком тяжелом конкурсе? Хотя нет — сначала разберемся во всех деталях, чтобы читатели поняли, через что вам пришлось пройти на пути к финишу.
— «Вертикальный вызов» — ежегодный конкурс, который инициировал один из пожарных. В 2022 году конкурсу присвоили имя погибшего генерала Евгения Зиничева. В Санкт-Петербурге собрались 500 участников со всей России и Белоруссии, чтобы подняться на самый верхний, 39-й этаж высотки. Благодаря финансированию компании
«Газпром нефтехим Салават», мы были в их числе, — делится Андрей Седов.
— Как проходит марафон, каковы правила, кто может участвовать?
— Участвовать могут не только пожарные, но и спасатели, водолазы, главное — у участника должен быть допуск на работу в СИЗОД, ведь преодолевать этажи придется в аппаратах, — объясняет Артем Дементьев.
— Участвуют только настоящие мужчины?
— Нет, на дистанцию выходили и женщины, причем возраст участников — различный, дистанцию преодолевали и ветераны, — рассказывает Евгений Резнов.
— До соревнований все получают медицинское разрешение. Перед стартом — еще одна медкомиссия: пульс, давление, содержание кислорода, отсутствие алкоголя. Это важно. Хочу отметить, что организаторы предусмотрели всё для того, чтобы сделать соревнования максимально безопасными: на каждом этаже здания дежурили волонтеры, готовые оказать, если потребуется, своевременную медпомощь, вплоть до запуска сердца. Пару лет назад на соревнованиях у участника оно остановилось... — уточняет Андрей Седов и добавляет, что и в этот раз соревнования прерывались для оказания помощи и эвакуации с верхних этажей одной из участниц, потерявшей сознание.
— И вот теперь самое время задать вопрос, почему, зная все риски, вы решили участвовать?
— Проверить себя, мы же работаем в этой сфере и должны знать, на что способны, каков ресурс наших организмов, — сразу отвечает Артем Дементьев.
— Проверили? Довольны результатами?
— Из четырех результатов — три лучших идут в зачет командного соревнования. В личном зачете у наших ребят — места от 120-го до 220-го, а в командном — 40-е. Результатами довольны, но хотим их улучшить в следующем году, — резюмирует Андрей Седов.
— Мы все поднялись до 39-го этажа, никто не сорвал маску. Выложились на дистанции полностью. Нас встретили волонтеры, поинтересовались, нужна ли помощь, дали воды, потом мы просто сидели и отдыхали. Спускались вниз на лифте, идти самим сил не было, — вспоминает соревновательный день Данил Руденко.
— Получается, что на «Вертикальном вызове» ставка делается даже не на результат, призовые места, а на преодоление самого себя?
— Дошел — значит, победил. После соревнований награждали каждого участника личным жетоном, на котором выгравировано его время преодоления высотки, — объясняет Евгений Резнов.
— Что было самым сложным?
— Всё в совокупности, наверное. На себе несли снаряжение общим весом 25-30 кг. Дышали в аппарате, — вспоминают пожарные.
— В маске нет нормального вдоха, а чтобы вытолкнуть воздух при выдохе, приходится преодолевать сопротивление. В подмасочном пространстве всё смешивается, воздух не чистый. Плюс температура тела участника в боевке, которая предназначена для защиты от теплового воздействия во время пожара, при нагрузке поднимается значительно. Каска, подкасник, краги — ни одна часть тела не дышит. Возникает парниковый эффект — дышать нечем, жара, плюс тяжесть своего тела и снаряжения, которые нужно поднять на 39-й этаж… — дорисовывает «картину» Андрей Седов.
— Как и где вы готовились к соревнованиям?
— Мы провели в части предварительный конкурс, который выявил сильнейших пожарных. Из них и составили команду, учитывая их личные пожелания. Я тоже планировал участвовать, но приболел и пришлось отказаться от этой идеи. А так как я был в теме, то стал представителем команды. Начались упорные тренировки. Конечно, мы бегали по 9-этажкам в Салавате, но нужны были более высокие здания, поэтому дважды ездили в Стерлитамак, где поднимались на 25-й этаж жилого дома, один раз тренировались в Уфе на 33-этажном здании, — делится Андрей Седов.
— Как жильцы реагировали? Не пугались?
— Мы заранее всё готовили: созванивались, предупреждали, расклеивали объявления, — объясняют пожарные.
— Если бы я прочитала объявление о тренировке пожарных в моем доме, то приложила бы максимум усилий, чтобы это увидеть…
— Всё проходило спокойно, ажиотажа не было. Побегали по технической лестнице, чтобы не мешать жильцам, и вернулись в Салават, — с улыбкой говорит Андрей Седов.
— Скажите, а от самой лестницы результат зависит?
— Да! Во время тренировок поднимались по разным. Определяющим является угол наклона ступенек. В петербургском здании, где проходил «Вертикальный вызов», лестницы очень тяжелые, — делится Артем Дементьев.
— В Уфе на тренировках по результатам мы выходили из четырех минут — лестницы там другие, а в Питере всё было гораздо труднее. Многие участники снимали маски и сходили с дистанции, не добравшись до финиша. Важна и высота ступенек — нужно рассчитать, как и через какое количество перешагивать. Если подниматься по каждой, до финиша не дойдешь, — дополняет коллегу Данил Руденко.
— Оказывается, есть и секреты подъема — делитесь.
— На каждую ступеньку вставать нельзя — ноги забьются молочной кислотой, в какой-то момент при подъеме просто встанешь и не дойдешь до финиша, поэтому ребята поднимались через ступеньку. И тут как раз важна ее высота. Через две — много. При подъеме важно сохранить ритм и контролировать дыхание, — расставляет акценты Андрей Седов.
— Нагрузки колоссальные — занимались ли вы спортом до этого?
— Все пожарные занимаются спортом. В часть принимают сотрудников только после сдачи спортивных нормативов. Пожарным нужен спорт! Он закаляет и тело, обеспечивая хорошую физическую форму, и дух, не позволяя расклеиться, сломаться, ведь на работе приходится сталкиваться и с болью, и с потерями. Спорт формирует стержень внутри человека, — объясняет Андрей Седов.
— Вероятно, именно этот внутренний стержень и позволяет вам, пожарным, не задумываясь, делать шаг навстречу огню?
— В том числе. А еще — регулярные тренировки, например, в специальных дымокамерах. Учим, чтобы на реальном пожаре сработала мышечная память и не осталось места страху. Идешь на огонь осознанно, давишь, зная, что можешь его победить, — делится Андрей Седов.
— Помните ли вы свой первый пожар?
— Помню. Первый пожар длился 12 часов… Горели садовые домики на горе… Было страшно — не боятся только дураки. Я просто брал и делал то, что был должен. В этот момент особенно чувствуется плечо коллег. Поэтому и говорят о пожарном братстве. Это больше, чем работа. Здесь без доверия нельзя. Пожары сплачивают. Работаю уже два года. В планах — учиться и работать в погонах. За время работы ни разу не пожалел о своем профессиональном выборе, — откровенно говорит Данил Руденко, который хотел быть пожарным с детства, потому что нравилась работа, да и родители не отговаривали, одобрив выбор сына.
— Помню и я свой первый пожар — 5-6 часов тушили мазутоприемник. Запомнил его навсегда. Было жарко, особо не думал — делал свою работу. Быть пожарным — достойная мужская работа, ведь мы спасаем жизни людей, — объясняет Артем Дементьев, который не мечтал о пожарной охране, работу предложили общие друзья, посчитав, что его данные подходят для этого. — Пришел, устроился и понял, что это абсолютно моя работа.
— На пожаре очень пить хочется, — с улыбкой искренне добавляет Евгений Резнов. — Я люблю помогать людям и в этом плане нахожу себя в профессии пожарного, встав между ними и огнем. Во время армии искал, куда пойти, решил, что после службы попробую устроиться в пожарную охрану. Уверен, что все сделал правильно. Близкие доверились моему выбору и поддерживают меня.
— Чувствуете себя героями, в очередной раз победив в борьбе с огнем?
— Нет, это благородный риск. Для кого-то — героизм, а для нас — работа, — говорят почти хором гости редакции.
— А раз огонь вас не пугает, то вы решили принять экстремальный «Вертикальный вызов» и с честью его выдержали!
⇲
https://gazetavibor.ru/news/novosti/2023-01-30/pozharnye-kompanii-gazprom-neftehim-salavat-prinyali-uchastie-v-mezhdunarodnom-ko