22.11.2022 Дмитрий Тараненко, коммерческий директор, «Альтоника», рассказал журналу RUБЕЖ о перспективах и барьерах для развития рынка систем пожарной безопасности.
С какими проблемами столкнулись заказчики систем пожарной безопасности?
Д. Тараненко: Увеличились сроки отгрузки изделий. От заказа до отгрузки проходит 20-40 дней. Работа идет только под заказы и по предоплате, но продукция есть и отгружается.
Объемы отгрузок возросли в 1,8 раза, завод переходит на работу в 2-3 смены. Дело в том, что раньше наши фирмы много оборудования брали зарубежного («Аякс», «Джаблотрон», Сбербанк, «ЛУКОЙЛ» и т. п.). Сейчас задачи остались, а импортной продукции нет. Не стало зарубежного оборудования – берут российское. Один заказ Сбербанка — это пятая часть оборота, а раньше они вообще не заказывали. Плюс «пожарка» в новых регионах. У нас Мариуполь 16 баз заказал, не считая передатчиков, а это вообще новый рынок.
По поводу изменения работы – мы перестали работать на склад. Нет такого понятия, как «набор склада», «насыщение склада». Мы работаем под заказ, то есть у нас есть четыре фирмы-заказчика, которые заказывают у нас продукцию, платят нам деньги за нее в соответствии со счетом, после этого мы начинаем заказывать комплектацию, на что уходит от месяца до трех, в зависимости от того, насколько сложно получить комплектацию. Если говорить про объем склада, то он уменьшился у меня в 2,5 раза. В позапрошлом году у меня был склад, скажем, на 112-118 млн, а сейчас он составляет порядка 24-26 млн. У нас продукции на складе на 26-28 млн, плюс есть заказы на 42-50 млн. Я отгружаю продукцию по мере необходимости. Огромное количество компаний, которые были моими конкурентами на рынке (Jablotron), опубликовали информацию о том, что их продукция перестает работать. Они ее удаленно отключили и заявили, что можно будет включить их продукцию, только когда мы выйдем с плакатом против войны, и журналист нас сфотографирует. То есть идет политическое давление. Все их оборудование работает на GSM-модулях, соответственно рынок резко среагировал, ведь те же «ЛУКОЙЛ», Сбербанк сидели на GSM-каналах.
Как решается вопрос с дефицитом комплектующих?
Д. Тараненко: Очень сложно найти компоненты, но радует то, что сейчас Минпромторг проводит конкурсы, финансирует организации, которые разрабатывают процессоры. Думаю, лет через пять-семь мы сможем работать на российской комплектации. На данный момент мы вынуждены писать, что максимально используем отечественную комплектацию, но многие вещи, конечно, заменить невозможно, поэтому разными путями через Монголию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан перевозим жизненно необходимые для производства компоненты. Заказываем сразу с большим запасом. Например, раньше мы заказывали микросхемы на 15-20 тыс. бобин, а теперь на 100-150 тысяч штук. Это нормальное явление, к тому же финансы есть.
Иногда очень много приходит брака, поступают неисправные компоненты. Допускаю, что нам сбывают неликвидный товар. И стоимость, разумеется, сильно изменилась.
В Минпромторге идет много конкурсов по медицинским препаратам, по электронным компонентам. Мы участвовали в конкурсе, «Булат» участвовал. Те, кто правильно сделал и сформировал документы, получили гранты и возможность работать.
В России есть аналоги практически любого иностранного производителя. Может быть, у них хуже дизайн, слабее маркетинг, но практически любые задачи по безопасности решаются отечественной продукцией.
Чтобы уложиться в сроки, нужно проводить более объемное планирование закупки комплектации с целью удовлетворения возросшего спроса при отсутствии зарубежных аналогов. Надо искать новые логистические пути, а также максимально использовать комплектующие российского производства.
Например: ООО «Компания «Электроника и Cвязь»; «ПКК Миландр»; ОАО «ОКБ «Экситон»; ПАО «Микрон»; АО «НИИМЭ»; ОАО «Интеграл»; ЗАО «НТЦ СИТ»; АО НПЦ «ЭЛВИС»; АО «Ангстрем» и другие.
Минпромторг РФ активно работает над вопросом производства микроэлектроники российскими организациями, например реализует программу грантов, выделяет из федерального бюджета субсидии российским компаниям, чтобы те частично покрыли затраты на создание электронной и компонентной базы и модулей.
⇲
https://ru-bezh.ru/intervyu/48993-dmitriy-taranenko-lyubye-zadachi-po-bezopasnosti-reshayutsya-ote