25.08.2022 «Московская газета» продолжает изучать тему лесных пожаров в Рязанской области. Как уже сообщали изданию жители села Деулино, рядом с которым огонь стал набирать силу, причиной могло стать возгорание старых горельников — участков сгоревшего еще в ходе легендарных пожаров 2010 года леса, не прибранных и не засаженных новым лесом
В этом направлении журналист издания и провел небольшое расследование. Кое-что удалось узнать, кое-что — нет.
«Первое возгорание обнаружил наш местный пожарный, — рассказала «Московской газете жительница села Деулино, пожелавшая не называть своего имени. — Загорелось под поселком Кудом. С 6 на 7 августа. Сразу скажу, что на наше Деулино и три соседних села есть только одна пожарная машина. Пожарный рассказал мне, как сам обнаружил возгорание, позвонил вышестоящим органам. Ему сказали: «съезди, посмотри». Вы представляете, в каком состоянии деревенская пожарная машина? — Старая, дырявая, протекает. Он с товарищами поехал, но потушить до конца источник возгорания они, естественно, не смогли. Потом им «сверху» сказали: «ну, обнесите источник возгорания рвом». Они это сделали, но огонь всё равно распространился дальше. В деревне уже в 10-ых числах августа ходили слухи о пожаре, но мы поначалу не беспокоились, потому что очаг возгорания был в 25 километрах от нас, и мы надеялись, что его потушат».
Все в деревне знали, что горят именно старые горельники 2010 года, сказала жительница деревни.
«Их никто с того времени не убирал. Вместо этого вывозили хороший лес. Местные жители много раз писали по этому поводу заявления, собирали подписи, даже фотографировали вывоз леса. Машины, вывозившие лес, разбили и мост, по которому потом не могла проехать пожарная, и всю дорогу вдоль нашей деревни. Все на это жаловались, ответственные и контролирующие органы не реагировали. Лес перестали вывозить только года 2-3 назад, а до этого вывозили непрерывно, при этом горельники остались неубранными и заброшенными. Люди ходили туда за грибами и всё видели: на машине к горельникам подъехать было невозможно», — сказала собеседница издания.
За горельниками должна была следить администрация сельского поселения Заборьевское, считает жительница Деулино. По ее словам, Заборьевское находится в 40 километрах от Деулино, там же находится и пожарная часть с той самой пожарной машиной.
«До пожара 2010 года у нас был лесничий. Потом лесничество расформировали. Сейчас деревни относятся к Заборьевскому сельскому поселению. Наше руководство находится в селе Заборье, а Заборье — в 40 километрах от нас. Администрация Заборьевского сельского поселения должна была следить за горельниками, мостом и дорогой. Но непосредственно перед пожаром, когда мост развалился, нам сказали, что он к ним не относится. Из-за того, что здесь сейчас находится одна нефтяная компания, ее заставили строить мост. Хотя нефтяники говорили, что у них есть отдельный мост для их нужд, который им строили военные. А красили конструкцию за свой счёт местные жители. За дорогами следить тоже должна администрация, но вместо этого их выравнивает все та же компания, — рассказала собеседница издания.
Журналисту «Московской» связался с администрацией Заборьевского, где сообщили, что руководство «на выезде». Мобильный номер телефона председателя, тем не менее, удалось найти. На вопросы корреспондента издания ответила глава поселения Заборьевское Ирина Копылова.
— В каком состоянии находятся старые горельники 2010 года, в которых началось возгорание, убран ли сгоревший лес?
— Я не обладаю актуальной информацией, но знаю, что в последнее время, конечно, там наблюдались завалы.
— Кто отвечает за состояние горельников, расчистку сгоревшего леса, посадку нового?
— В данный момент, где происходит горение – это территория национального парка.
— Национального парка «Мещеры». Не лесная охрана, не пожарные, не ваша администрация не отвечают за горельники?
— Заповедник отвечает за то, что находится на его территории.
— И с 2010 года горельники как следует не убирались?
— Насколько я знаю, да, не убирались.
— Вы смотрели видео от 2017 года, выложенное в ВК-группе «Рязань. Новости»? Там люди снимают завалы в горельниках и говорят о запахе гари.
— Нет, не видела, нет времени в соцсети заходить.
— Кто отвечал за состояние моста, по которому не могли проехать пожарные, и дороги к нему?
— Мост был бесхозный. Наша территория заканчиваете до моста, после моста начинается национальный парк. Хотя, конечно, мы всё равно как-то держали мост в таком состоянии, чтобы была возможность проезда. Мы его ремонтировали силами жителей и спонсоров. Со стороны нацпарка — не могу сказать.
— Компания «Транснефть» участвовала в ремонте моста, дороги?
— Ну вот в последнее время, да.
— На добровольных началах?
— На добровольных.
— Мост и дорога были разбиты лесовозами, много лет вывозившими лес из этого района. Какая организация этим занималась?
— Не обладаю такой информацией. Нас не посвящают.
— А кто отвечает за вывоз леса?
— Я думаю, Лесхоз и Министерство природопользования.
— Вам что-нибудь известно о незаконной вырубке или вывозе леса в этом районе?
— Нет, не могу ничего сказать.
— В 2020 году была история с незаконной рубкой леса в Чарусском лесничестве, в которой принимал участие лесник.
— Мне об этом не известно.
В национальном парке «Мещеры», куда тут же позвонил журналист «Московской газеты», руководство было на выезде. Но кое-что рассказала сотрудница, взявшая трубку.
— Это правда, что за состояние горельников отвечает заповедник?
— Если это земли национального парка, то да.
— Вы проводили какие-то работы, вывозили горелый лес, садили новый?
— Частично, да… сразу после 2010 года. Делали это, насколько хватало возможности.
В организации «ПожЛес», отвечающей, как можно понять из названия, за пожарную безопасность лесов Рязанской области, сказали, что всё руководство «на пожаре», и никаких комментариев давать не стали.
После этого журналист «Московской» решил обсудить ответы администрации Заборьевского сельского поселения с жительницей села Деулино.
«На горельники у них, видимо, сил и времени не остаётся. Могу сказать, что загорелись горельники не только на территории заповедника, но и рядом, на не-заповедной территории», — отметила собеседница издания.
Поскольку пожар произошёл на границе национального парка Мещеры и Окского заповедника, журналист издания подумал, что за вспыхнувшие горельники может отвечать... Окский заповедник.
«Нет, возгорание произошло в той части горельника, которая находится за пределами заповедника, на территории Кудомского участкового лесничества, — сказала «Московской газете» юрисконсультант Окского заповедника Марина Турунина. — Это леса областного фонда…за эту территорию отвечает Кудомское лесничество…оттуда огонь перешёл на нашу территорию».
Таким образом, раз за состояние вспыхнувшего горельника отвечает Кудомское лесничество, с ним и надо связаться, подумал журналист «Московской». Но что такое Кудомское лесничество?
В открытом доступе ни адреса, ни телефона этой организации найти не удалось. Непонятно, существует ли она вообще и организация ли это. По этому поводу журналист позвонил в Минприроды Рязанской области.
«Это участковое лесничество, оно входит в состав Тумского лесничества… отдельного здания нет», — сказали в Минприроды.
— Значит, Тумское лесничество и отвечало за уборку вспыхнувшего горельника?
— Нет, они не отвечают... сейчас немножечко другая ситуация, как только пожар ликвидируется, тогда уже, соответственно, будут все ответы.
После этого журналист «Московской» позвонил в Тумское лесничество Рязанской области.
— Кудомское лесничество не входит в Тумское, — ответили журналисту.
— Почему тогда в Минприроды и в вашей организации говорят разные вещи?
— Нашего руководителя на месте нет, никакой информации мы дать не можем, до свидания.
Может быть, Кудомское лесничество — это действительно никакая не организация, а просто место или состояние души? На данный момент, похоже, оно и отвечает за причину возникновения масштабного лесного пожара в Рязанской области, полыхающего вторую неделю?
С помощью жителя Рязани Ильи Тамразова «Московская газета» проанализировала спутниковые снимки окрестностей посёлка Старый Кудом, рядом с которым произошло возгорание. На снимке видно, что горельник к западу от Старого Кудома, немного восточнее находящегося рядом Окского заповедника, действительно остался нечищеным. Впрочем, и та часть горельника, которая находится на территории Окского заповедника, тоже не очищена и скорее всего — от сгоревшего в 2010-м леса.
По данным экстренных служб, сейчас площадь, пройденная огнем, составляет более 15 тыс. га.
⇲
https://mskgazeta.ru/obshchestvo/lesnye-pozhary-v-ryazanskoj-oblasti-chto-sejchas-tam-proishodit-i-kto-v-otvete-za-masshtabnoe-v