01.07.2022 Самолет Ил-76 МЧС России вылетел с аэродрома в Усольском районе на ликвидацию лесного пожара в Качугском районе 1 июля 2016 года. На борту находилось 10 человек. В 11.30 экипаж должен был выйти на связь, однако этого не произошло. В результате двухдневных поисков самолет был обнаружен в 145-ти км от Качуга, все члены экипажа погибли. 4 июля в регионе был объявлен день траура. В связи с трагедией МЧС России и страховая компания выплатили по 2,7 млн рублей семьям погибших. Также экипаж наградили Орденом Мужества посмертно. На месте, где упал самолет, установили православный крест из лиственницы, возле него были посажены 10 сосен в память о погибших. ИА IrkutskMedia представляет своим читателям подробности трагедии.
Ил-76 является самым большим в мире противопожарным самолетом. За один раз он может сбросить на очаг 42 тонны воды, за что получил неофициальное название "водяной бомбардировщик". Самолет вылетел из Усольского района с целью ликвидировать лесной пожар в 10.19 1 июля. Однако в назначенное время — 11.30 — экипаж воздушного судна не вышел на связь. В связи с этим ГУ МЧС России по Иркутской области оперативно организовало поисково-спасательные работы. На предполагаемую местность вылетели семь воздушных судов (пять самолетов и два вертолета), а также выдвинулась наземная группировка Байкальского поисково-спасательного отряда и Аварийно-спасательной службы региона. В то же время на подмосковном аэродроме Раменское в готовности к вылету находились два самолета SuperJet-100 с оперативной группой МЧС России и самолет Ил-76 со 100 спасателями-парашютистами центрального аэромобильного спасательного отряда "Центроспас" и центра по проведению спасательных операций особого риска (ЦСООР) "Лидер" со специальным оборудованием для поиска пропавшего самолета. Занимавший пост губернатора Иркутской области Сергей Левченко взял под личный контроль поиски пропавшего в задымленной тайге самолета Ил-76, Правительство региона оказывало всяческую поддержку МЧС.
Разведывательная операция велась на границе Казачинско-Ленского и Качугского районов, где пересеченная местность, труднодоступные места и нет автомобильных дорог. Ситуация осложнялась тем, что там действовали крупные лесные пожары. К поискам была привлечена авиационная техника. Также районная больница в поселке Качуг уже с 13.30 была подготовлена к приему пациентов. В медицинском учреждении имелись все необходимые лекарства, были созданы дополнительные места. Бригада врачей Иркутской областной клинической больницы была готова в случае необходимости вылететь в Качугский район.
В тот же день в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России состоялось селекторное совещание под руководством занимавшего пост главы ведомства Владимира Пучкова.
"Мной поставлена задача усилить группировку, задействованную в поисковой операции, и расширить зону поиска. Задействуйте авиацию и все наземные силы. Поисково-спасательные работы проходят в сложных условиях. В районе поиска сложный рельеф и задымление от природных пожаров ", — сказал глава МЧС России.
Тогда в поисках было задействовано 441 человек и 28 единиц техники, в том числе 16 воздушных судов.
Вскоре была организована работа оперативных штабов и оперативных групп Сибирского регионального центра и Главного управления МЧС России по Иркутской области. Во взаимодействии со структурами Росавиации, Авиалесоохраны, Минобороны, Минздрава и МВД России организовано проведение поисково-спасательных работ. Общую координацию осуществлял Национальный центр управления в кризисных ситуациях. К поисковым работам была привлечена группировка спасателей Сибирского регионального и Байкальского поисково-спасательных отрядов, аэромобильная группировка ГУ МЧС России по Иркутской области, девять воздушных судов, семь из которых МЧС России. В свою очередь, на базе регионального главка МЧС был открыт многоканальный телефон горячей линии. Также началось формирование базового лагеря для спасателей.
Поиски самолета были приостановлены с наступлением темноты 1 июля. Мероприятия были осложнены тем, что работы проводились только с воздуха. На рассвете планировалось продолжить поиски и привлечь 13 воздушных судов, семь из них от МЧС.
В связи с авиационным происшествием 1 июля военная прокуратура начала проверку по факту исчезновения Ил-76 в Приангарье. Военные и транспортные прокуроры проверяли исполнение законов при обеспечении безопасности полетов и подготовки к ним.
Как и было намечено, уже в 04.00 2 июля поиски самолета возобновились. Начальник ГУ МЧС России по Иркутской области Валентин Нелюбов сообщил, что Ил-76 приступил к снижению в районе деревни Тырка. Местное население никакого взрыва не слышало. Ранним утром спасателям не удалось ничего обнаружить из-за сильного задымления. Видимость в месте проведения поисковых работ оставляла 10 метров, скорость ветра — 1 м/с. Метеоразведка была перенесена на 12.00, патрулирование — на 14.00. Дополнительно в Иркутск прибыл второй эшелон "Центроспаса".
На очередном заседании КЧС, где также присутствовал губернатор Сергей Левченко, стало известно, что сотрудники МЧС нашли проводника в поселке Качуг, который знал дорогу к месту, где, предположительно, упал Ил-76.
"Мы нашли проводника, который знает дорогу в труднопроходимую зону. Там заметили горение и черный дым, который оборвался внезапно. Предположительно, там был самолет. Проводник и оперативные группы готовы", — сообщил директор Департамента пожарно-спасательных сил МЧС Александр Агафонов.
Вертолет Ми-8 МЧС России доставил спасательные отряды "Центроспаса" и "Лидера" в район предполагаемого крушения на незадымленную сопку. Оттуда спасатели отправились пешком. Также предполагалось, что им придется ночевать прямо в тайге. В связи с этим заместитель главы МЧС России Леонид Беляев дал указание обеспечить бойцов всем необходимым: едой, спальными местами, связью. В зоне поиска продолжали бушевать два лесных пожара, в тушении одного из них участвовал воздушный борт Ил-76 до своего исчезновения. В наземных операциях по ликвидации и окарауливанию очагов было задействовано 1,5 тысячи человек и 282 единицы техники.
На заседании КЧС под руководством заместителя министра МЧС России Леонида Беляева и губернатора Иркутской области Сергея Левченко занимавший пост министра здравоохранения Приангарья Олег Ярошенко сообщил, что с 13.00 1 июля в готовность были приведены четыре специализированные бригады Иркутского областного центра медицины катастроф: реанимационная, хирургическая, травматологическая, нейрохирургическая. Также в готовности к оказанию психологической помощи находились пять медицинских психологов Иркутского областного психоневрологического диспансера. Глава регионального Минздрава отметил, что в связи с задымленностью, связанной с лесными пожарами, в Качугском районе ведется мониторинг состояния здоровья жителей.
"В Качугской районной больнице подготовлена операционная, перевязочная, десять хирургических и две реанимационные койки. Дежурят 10 врачей, в том числе два хирурга и анестезиолог, 30 медицинских сестер. На территории больницы имеется отдел Иркутского областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Его специалисты находятся в режиме повышенной готовности. При необходимости к работе будет привлечен специализированный транспорт автохозяйства здравоохранения Иркутской области", — рассказал Олег Ярошенко.
В тот же день следственные органы Восточно-Сибирского СУ на транспорте возбудили уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта". Предварительными версиями являлись техническая неисправность воздушного судна и ошибка пилотирования.
"Для работы на месте происшествия после обнаружения воздушного судна была создана следственная группа, в состав которой вошли наиболее опытные следователи и криминалисты. Для оказания практической помощи в расследовании принимают участие сотрудники Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ", — отметили в пресс-службе ведомства.
Через некоторое время операция по обнаружению исчезнувшего судна перешла в наземную стадию. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко отметил, что организация поисково-спасательной операции нисколько не ослабила работы по тушению пожаров. 1 июля в борьбе с огненной стихией участвовало 345 десантников, 359 лесников, 707 мобилизованных граждан, 244 единицы техники. Также действующая группировка была усилена специалистами федерального резерва.
"Две недели назад мы ввели в области режим чрезвычайной ситуации, и у нас появилась возможность использовать бюджетный резервный фонд, из которого мы выделили порядка 10 млн рублей", — сообщил глава региона.
В области дополнительно заказали радарную съемку для поисков пропавшего самолета. Количество наземных групп увеличили до четырех. Все спасатели работали в две смены. Для этого было задействовано 195 человек и 10 единиц техники. Местное население выступало в качестве проводников. В связи со сложностью поисковых работ акцент делался на соблюдение техники безопасности.
"Ни один человек в спасательной операции не должен даже палец порезать. Техника безопасности — прежде всего. Если кого-то не найду на месте, пеняйте на себя", — сказал заместитель главы МЧС России Леонид Беляев.
Спасательной операции мешали погодные условия. Стоял густой туман. Синоптики прогнозировали на 3 июля ветер 2-7 м/с. Сотрудники Авиалесоохраны использовали установку искусственного вызывания дождя в районе поисков, однако результата это не давало из-за нулевой облачности.
Все же, несмотря на все препятствия, 3 июля в 07.36 пропавший самолет Ил-76 был обнаружен в девяти км от населенного пункта Рыбный Уян. Место было найдено летчиком-наблюдателем Авиалесоохраны Александром Антипиным. Обнаружив самолет, он принял немедленное решение о высадке на землю десантников-пожарных федеральной Авиалесоохраны. Провели спуск с высоты 40 метров. Вскоре на место были доставлены вертолетами десятки спасателей. Выяснилось, что от крушения самолета возник лесной пожар.
Заместитель главы МЧС России Леонид Беляев заявил, что главной задачей стало как можно скорее найти черные ящики для того, чтобы разобраться, почему это произошло с профессионалами. Еще одной задачей являлась подготовка площадки для вертолетов. Десантники-пожарные федеральной Авиалесоохраны в глухом лесу, где упал самолет, начали проводить расчистку площадки 40х40 метров для приземления вертолета со спасателями МЧС.
"Поисково-спасательная операция проходила в тяжелейших условиях, это подтвердил снимок. Сейчас там работают наши спасатели, проводят распиловку для будущей вертолетной площадки, откуда будет происходить эвакуация остатков самолета и найденных тел. Сил у нас там достаточно, техники достаточно. Поэтому туда направляются все, кто будут заниматься опознанием. Выезжает бригада Следственного комитета, военной прокуратуры", — сообщил Леонид Беляев.
К месту крушения продвигались группы спасателей во главе с директором Департамента пожарно-спасательных сил МЧС Александром Агафоновым и начальником Сибирского регионального центра МЧС России Сергеем Диденко. Также к месту крушения были перенаправлены первая и третья группы спасателей, которые работали вблизи населенного пункта Рыбный Уян. В составе каждой из них было по 10 человек.
Кроме того, на вертолетах Ми-8 МЧС России отправились туда оперативная группа Сибирского регионального центра МЧС России, группа наземного поиска спасателей отряда "Центроспас", центра "Лидер" и Сибирского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. К поисковым работам было привлечено 572 человека и 52 единицы техники, в том числе 16 воздушных судов, от МЧС России — 2,4 тысячи человек и 38 единиц техники, из них 10 воздушных судов.
Психологи МЧС России продолжали оказывать всю необходимую помощь и поддержку родственникам погибших в авиакатастрофе. Индивидуальная психологическая помощь оказана в 38-ми случаях, на многоканальный телефон горячей линии поступило восемь обращений.
Днем 3 июля спасателями были обнаружены тела двоих человек и черный ящик. Вскоре были найдены тела еще четверых членов экипажа. Кроме того, был обнаружен бортовой самописец. Таким образом, в руках специалистов оказались и речевой, и параметрический самописцы.
Вечером 3 июля были найдены еще два тела. Всего за день удалось обнаружить тела восьми человек, погибших в результате крушения самолета Ил-76. Поисковые работы продолжались круглосуточно. В условиях сильного задымления, сложного гористого ландшафта авиационной группировкой было обследовано более 4,3 тысячи га.
Чуть позже специалисты Международного авиационного комитета закончили обследование места крушения самолета. Продолжал работу СК. На место происшествия прибыл глава МЧС России Владимир Пучков. Он отметил, что 4 июля черные ящики направят в Санкт-Петербург.
Днем траура по погибшему экипажу самолета Ил-76 МЧС России в Иркутской области объявили 4 июля. По всему региону были приспущены флаги, в православных храмах прошли панихиды. Всем учреждениям культуры и телерадиокомпаниям, действующим на территории области, было рекомендовано в день траура не проводить развлекательные мероприятия и не транслировать развлекательные передачи.
"Это трагедия. Но мы должны знать, что люди, которые погибли, шли в бой, они профессионально, проявив мужество и самоотверженность, защищали жизни людей, населенные пункты от огня. Они достойны уважения и до конца выполнили свой долг", — сказал глава МЧС России Владимир Пучков.
В тот же день были найдены тела всех 10-ти членов экипажа самолета Ил-76 МЧС России в районе места крушения. Они были отправлены в Иркутск на опознание.
В связи с авиационным происшествием Восточно-Сибирская транспортная прокуратура организовала проверку аэропорта Иркутска на исполнение закона при обслуживании самолета перед его вылетом после падения Ил-76. Для координации следственных действия на место крушения незамедлительно выехал Байкало-Ангарский транспортный прокурор Максим Николаев. Кроме того, прокуратура поставила на контроль расследование уголовного дела, возбужденного Восточно-Сибирским следственным управлением на транспорте СК РФ по факту авиакатастрофы. Семьям погибших летчиков самолета Ил-76 МЧС России выплатило по 1 млн рублей, также еще по 1,7 млн рублей они получили от страховой компании, сообщало РИА "Новости".
Позже МЧС России опубликовало видеозапись, посвященную памяти погибших летчиков.
Экипаж тяжелого транспортного самолета МЧС России Ил-76, командиром которого был опытнейший пилот Леонид Филин, погиб, исполняя служебный долг.
"Благодаря профессиональным действиям этой команды воздушных пожарных МЧС России в Иркутской области были ликвидированы семь очагов крупных пожаров, защищены 30 населенных пунктов, в которых проживают более 50 тысяч человек. В Иркутской области экипаж Леонида Филина работал уже не в первый раз, в 2015 году он тушил пожары и на Байкале", — говорилось в сообщении МЧС России.
Обломки самолета Ил-76 с места крушения отправили в Иркутск. Бортовые самописцы доставили в Москву. Тело одного из погибших членов экипажа отправили в Волгоградскую область. Остальные были похоронены на мемориальном комплексе в Москве. Из расшифровки черных ящиков стало известно, что техническая система самолета работала исправно. Прощание с погибшим экипажем Ил-76 состоялось у взлетно-посадочной полосы в аэропорту Иркутска 5 июля.
Указом президента России Владимира Путина за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в экстремальных условиях, экипаж тяжелого самолета МЧС России Ил-76, погибший при тушении лесных пожаров в Иркутской области, награжден Орденами Мужества посмертно. Кавалерами ордена стали командир воздушного судна Леонид Филин, второй пилот Алексей Лебедев, штурман Георгий Петров, бортовой инженер Виктор Кузнецов, бортовой радист Игорь Мурахин, бортовые операторы Сергей Сусов, Сергей Макаров и Марат Хадаев, авиационные техники Вадим Жданов и Андрей Машнинов. Глава МЧС России Владимир Пучков вручил Ордена Мужества родственникам членов экипажа.
"Экипаж нашего самолета — это был подготовленный отряд, который был способен в сложнейших условиях до конца профессионально выполнить свой долг. Каждый из них имел очень высокий уровень профессионального мастерства, высочайшую теоретическую и практическую подготовку. Это были летчики-спасатели, дружная команда, которая с интересом работала в трудных условиях, выполняя свои профессиональные обязанности. К сожалению, выполняя свой долг, показав высочайшую мотивацию на выполнение боевого задания, они погибли", — выразил признательность родственникам погибшего экипажа Владимир Пучков.
На месте, где упал самолет Ил-76 с 10-ю членами экипажа, установили православный крест. Он был доставлен вертолетом Ми-8 Сибирского регионального центра МЧС России. Настоятель Михаило-Архангельского Харлампиевского храма отец Евгений освятил крест и провел службу.
Выжженная земля и обгоревшие деревья в тайге Качугского района напоминали о страшной трагедии, унесшей жизни 10-ти членов экипажа самолета Ил-76 МЧС России. На 10-й день со дня гибели командира воздушного судна Леонида Филина, второго пилота Алексея Лебедева, штурмана Георгия Петрова, бортового инженера Виктора Кузнецова, бортового радиста Игоря Мурахина, бортовых операторов Сергея Сусова, Сергея Макарова, Марата Хадаева, авиационных техников Вадима Жданова и Андрея Машнинова в месте авиакатастрофы был установлен православный крест, выполненный по всем церковным канонам из самого прочного и долговечного "жителя" сибирской тайги — лиственницы.
"Когда случаются такие трагедии, в память, во исполнение долга перед погибшими мы обращаемся к доброй христианской традиции — установке креста в месте знакового события. Он, безусловно, будет образом молитвенного воздыхания за тех, кто положил душу свою, спасая жизни других", — сказал отец Евгений.
Также были посажены 10 сосен возле созданного спасателями мемориала. Еще несколько сотен молодых деревьев пожарные из Иркутска посадили взамен сгоревшей тайги.
"Это дань коллегам, погибшим при исполнении служебного долга. И через много лет, когда сосны станут большими, с огромной высоты экипажи пролетающих воздушных судов будут видеть поклонный крест и вспоминать ушедших на небо героев", — сказал начальник Главного управления МЧС России по Иркутской области Валентин Нелюбов.
Из промежуточного отчета комиссии по расследованию крушения самолета, опубликованного Межгосударственным авиационным комитетом следовало, что экипаж многократно получал предупреждения системы: "Тяни вверх" и "Впереди земля". Параметрический регистратор был работоспособен и сохранил информацию о последних 39-ти минутах полета.
"В течение семи минут многократно регистрировались речевые предупреждения системы СРПБЗ "Тяни вверх" и "Впереди земля", — говорилось в отчете МАК.
Позже выяснилось, что 1 июля 2016 года после очередного сброса воды самолёт столкнулся с сопкой, высота которой составляла 945 метров. Воздушное судно находилось в сильной зоне задымления, из-за чего летчики могли не заметить приближающуюся опасность.
Погибших похоронили в Подмосковье.
Автор материала — Виктория Непогодина
https://irkutskmedia.ru/news/602050/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D