28.03.2022
- Валерий Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, о прогнозах на предстоящий паводок. Когда ожидать его пик, какие территории в регионе могут быть затоплены или отрезаны от "большой земли"? Есть ли среди таких территорий потенциально опасные (к примеру, скотомогильники)?
- Для нас это сезонные риски, поэтому мы организуем мониторинг обстановки и противопаводковые работы заблаговременно. Безусловно, для себя мы ставим самый худший сценарий развития, и, исходя из него, смотрим на те риски, которые могут возникнуть.
На сегодняшний день можно говорить, что пик половодья в Нижегородской области начнется в первой половине апреля и будет продолжаться до мая. В этот период оценивать прохождение паводка будем с помощью гидрологических постов – их у нас 42. Гидропосты отслеживают реальную ситуацию, и мы получаем информацию в круглосуточном режиме и можем контролировать ситуацию.
Последние 10 лет резонансных происшествий, связанных с прохождением паводка, в регионе не было. В прошлом году из-за большого количества осадков на территории центральной России и увеличением сбросов на Рыбинском гидроузле мы наблюдали подъем уровня воды, и это привело к подтоплениям ряда территорий.
В этом году сделаны определенные выводы, и, думаю, сейчас мы этих рисков избежим. Нижегородский гидроузел работает в штатном режиме, в соответствии с установленным режимом работы гидроузлов водохранилищ Волжско-Камского каскада. Горьковское водохранилище готово к приему паводковых вод, процент его наполнения равен 3%. Толщина льда на реках области составляет 15-55 см, что, в основном, ниже средних значений. Погодные условия этой весной пока также благоприятны.
Да, у нас есть муниципальные образования, которые ежегодно подтапливаются во время половодья. Всего в паводкоопасных зонах расположено 139 населенных пунктов в 37 муниципальных образованиях. Ежегодно под подтопления попадают 9-10 мостов, порядка 6-8 автодорог, садовые и приусадебные участки. В населенных пунктах, которые могут быть отрезаны паводком от "большой земли", есть объездные пути, а также заранее создается запас всего необходимого.
Наибольший риск в плане возможного затопления сейчас представляет Уренский район, так как береговая инфраструктура реки Ветлуги здесь требует больших вложений. Также на сегодняшний день видим риск в поселке Шатки, и уже с 15 марта на реке Теша в этом месте организован пропил льда и освобождение переходов, чтобы не было ледяных заторов.
Хочу отметить, что за прошедший год область совместно с федеральным центром затратила более 1 млрд рублей на берегоукрепительные мероприятия, очистку рек, выпрямление русла, на ремонт гидротехнических сооружений и пропускных коллекторов.
Что касается возможного подтопления скотомогильников, то рисков здесь мы не видим. В регионе расположены пять сибиреязвенных скотомогильников, но они все в бетонных саркофагах - опасности во время половодья нет.
В целом, ситуацию с паводком мы контролируем. Уже идут проверки оценки готовности. Подготовлены более 200 плавсредств, готова аэромобильная группировка, чтобы оперативно переместиться в тот район, где могут возникнуть риски. Будем осуществлять контроль прохождения паводка, в том числе, с помощью беспилотников. Сил и средств у нас достаточно. Пока погодные условия благоприятные, а в апреле будем смотреть по обстановке и в случае необходимости корректировать.
- Весной у спасателей появляется новая головная боль – рыбаки, которые беспечно выходят на лед, и которых затем нередко приходится вызволять с оторвавшихся льдин. Во сколько обходится выезд оперативных служб на такие происшествия? Какая профилактика будет проводиться, чтобы таких случаев было все меньше?
- К сожалению, мы не можем находиться во всех тех местах, где люди массово выходят на лед. Сейчас таких мест порядка 60, и ежедневно здесь наблюдаются около 700 рыбаков. А инспекторов и плавсредств у нас в разы меньше.
Вместе с тем, мы внимательно следим за такими популярными среди рыбаков местами и делаем упор прежде всего на профилактику: через СМИ, органы местного самоуправления доводим до людей, что риск при выходе на весенний некрепкий лед очень и очень большой.
В апреле прошлого года в течение только двух дней нам пришлось спасать 37 любителей подледного лова! И мало того, что они порой отказывались эвакуироваться, они еще требовали, чтобы их доставляли на берег вместе со всеми снастями и снаряжением. А ведь они сами спровоцировали эту ситуацию, выйдя на некрепкий лед.
Поэтому очень хотелось бы, чтобы в этот период люди внимательно оценивали все риски. Если лед тоньше 10 см, нахождение людей на нем небезопасно, тем более нельзя ни в коем случае выезжать на него на снегоходах, автомашинах.
Безусловно, мы сделаем все возможное для спасения, оперативно отреагируем на сигнал о происшествии. Но выезд спасателей на место займет определенное время, а последствия для провалившегося в ледяную воду человека могут быть необратимыми.
- Традиционно в весенний период население активно начинает наводить порядок на своих придомовых и дачных участках. Многие после зимы начинают сжигать мусор и сухостой, и нередко огонь перекидывается на жилые дома и хозпостройки. Что вы посоветуете жителям, чтобы избежать трагедии?
- Несанкционированные палы сухой травы и мусора у нас начинаются примерно с середины апреля. Огонь быстро охватывает сухостой, переходит на хозпостройки и жилые дома. В прошлом году у нас произошло более 30 таких пожаров, сгорели или повреждены 63 дома, как жилых, так и нежилых, и порядка 100 хозяйственных построек.
Одна из главных проблем – заброшенные строения и участки, за которыми никто не следит.
К примеру, в 2021 году в селе Ивановское Богородского муниципального округа произошел пожар в частном жилом доме. Из-за неочищенных от сухой травы приусадебных участков огонь перекинулся еще на 11 домов, которые были полностью уничтожены. Поэтому, безусловно, очистка территории – это крайне важно для профилактики распространения таких пожаров.
Кроме того, жители при уборке своих территорий сжигают мусор, не задумываясь об элементарных мерах предосторожности. А ведь следует все делать по правилам: сжигать мусор и сухостой в специально вырытых ямах или металлических емкостях, вдалеке от строений и лесных насаждений, иметь под рукой запас воды и средства связи, чтобы в случае необходимости набрать 112. Место, где сжигают мусор, должно быть полностью очищено от сухой травы, чтобы упавшая искра не превратилась в пламя. К сожалению, люди нередко забывают про эти элементарные правила.
Отдельно хотел бы обратиться к пожилым людям, которые сегодня продолжают жить старыми стереотипами, вспоминая годы, когда траву на участке попросту выжигали. Раньше не было такого количества заброшенных и заросших травой земельных участков, как сейчас. Поэтому и риски стремительного распространения огня и перехода его на строения сейчас в разы выше.
В данной связи призываю не рисковать своей и чужой жизнью и имуществом. Хотел бы заметить, что те, кто сегодня являются виновниками таких пожаров, также считали, что ничего не произойдет, и не желали таких плачевных последствий.
Также хочу напомнить и об административной и уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Весной у нас традиционно вводится особый противопожарный режим, предусматривающий дополнительные требования.
Возгорание сухой травы (а в прошлом году в регионе зафиксировано более 900 таких случаев, выгорело более 700 га!) может привести и к лесным пожарам. Такие пожары нередко большой площади, достаточно сложные для тушения, требуют привлечения большого количества специалистов. В прошлом году у нас произошло 124 таких пожара, сгорело более 1,3 тыс. га леса. И пройдут десятки лет, прежде чем на этом месте вырастет новый лес.
- Прошлым летом на юге Нижегородской области произошли крупные природные пожары, которые удалось потушить только спустя длительное время. Огонь из Мордовского заповедника подошел вплотную к закрытому городу Саров. Что, по-вашему, необходимо предпринять, чтобы избежать подобного этим летом?
- Действительно, в 2021 году на территории Мордовского природного заповедника сложилась чрезвычайная обстановка. Вспыхнувший здесь пожар был очень сложным. Площадь, пройденная огнем, составила около 13 тыс.га, в том числе сгорело более 1 тыс. га леса в Нижегородской области.
Быстрому распространению огня поспособствовали и сложные погодные условия: лето в регионе было аномально жаркое, с сильным ветром. В итоге пожар с заповедника перешел на территорию Нижегородской области. В населенном пункте Стеклянный, где часть строений заброшена и трава была выше человеческого роста, сгорели 28 домов (при этом большую часть домов в поселке мы смогли отстоять).
А затем огонь приблизился к территории Сарова. Далеко огню зайти мы не дали. Благодаря привлечению значительного количества техники и личного состава, в том числе из других регионов, а также оперативному выполнению ограничительных мероприятий дальнейшее негативное развитие ситуации удалось предотвратить.
Отмечу: ситуация в Мордовском заповеднике осложнялась еще тем, что там вспыхнул горельник, образовавшийся после серьезных пожаров 2010 года. А так как это территория заповедника, там нельзя производить определенные работы, в том числе вырубку, уборку сухостоя. И эти "дровяные склады" в заповеднике горели, пожар часто переходил из низового в верховой. Для борьбы с огнем приходилось применять, в том числе, отжиг, а это очень обидно – жечь живой лес… Кроме того, сейчас нужно максимально вычищать этот выжженный лес, отодвигать его от Сарова.
Хочу обратить внимание на причину этого крупного пожара. Если первый очаг возник из-за сухой грозы, то причина появления следующего крупного очага – это человеческий фактор. Поэтому следует помнить о пожарной безопасности, особенно жарким, засушливым летом: не разжигать костры в лесах, не бросать горящие спички и сигареты, не оставлять горючие отходы, промышленный и бытовой мусор вне специально отведенных для этого мест.
Что следует предпринять, чтобы крупные природные пожары больше не повторялись? Я уже упоминал о своевременной уборке мусора, сухой растительности, скашивании травы. Также необходимо устраивать защитные противопожарные минерализованные полосы и противопожарные разрывы до лесных насаждений, поддерживать в порядке и своевременно ремонтировать пожарные гидранты, водонапорные башни, очищать водоемы, которые используются в противопожарных целях.
- С майских праздников и до начала осени в Нижегородской области популярны туристические походы, том числе, байдарочные. Как часто пришлось спасателям приходить на помощь походникам, байдарочникам? Многие ли из них регистрировали свои маршруты в МЧС?
- Походы в нашем регионе с каждым годом все становятся все популярнее, а байдарочные маршруты по рекам Пьяна, Керженец, Ветлуга, Лух уже давно стали доброй классикой активного отдыха.
Определен и порядок регистрации таких маршрутов: заявку на регистрацию маршрута можно оставить на сайте нашего Главного управления, указав состав участников группы, маршрут, а также контакты лиц, с кем можно держать связь. Получив заявку, мы назначаем ответственного, который будет "вести" группу. К примеру, ответственный может предупредить о погодных изменениях, а также на каком отрезке маршрута у группы может временно пропасть мобильная связь.
В прошлом году у нас было зарегистрировано 67 туристических групп, в состав которых входило более 1,3 тыс. человек, в том числе 851 ребенок. Были и пешие маршруты, и экскурсионные, и сплавы. Кроме того, через Нижегородскую область проходят и межрегиональные маршруты, о них мы всегда информированы заранее. Спасательные подразделения на помощь отдельным туристам или организованным тургруппам в прошлом году не привлекались.
Мы также готовы проводить с туристическими группами обучающие мероприятия перед их выходом на маршруты.
- Не за горами и сезон отпусков, многие нижегородцы будут проводить время у водоемов. Достаточно ли у сотрудников ГИМС сил и средств для обеспечения безопасности на воде?
- Впереди у нас навигационный период, а также купальный сезон. Всего в Центре ГИМС Главного управления работают 37 государственных инспекторов по маломерным судам, на вооружении которых находятся 15 автомобилей и 28 плавсредств. Однако данной численности сил и средств явно недостаточно для полноценного обеспечения безопасности людей на водных объектах в летний период. Здесь нам огромную помощь оказывают спасатели, а также органы местного самоуправления.
Конечно, не хватает и официальных пляжей. Во многих населенных пунктах их просто нет, а ведь все погибшие в водоемах купались в не оборудованных для этого местах. На каждое такое место поставить нашего сотрудника невозможно, а органы местного самоуправления иногда ограничиваются лишь размещением таблички "Купание запрещено", считая, что это решит проблемы. Увы, не решит. В прошлом году на нижегородских водоемах произошло 110 происшествий, погибли 97 человек, в том числе 13 детей. Это очень плохо.
Конечно, мы ставим такие несанкционированные места для купания на контроль, проводим профилактическую работу с гражданами. На мой взгляд, сами граждане могут сделать наибольший вклад в обеспечение своей безопасности на водоемах: не купаться в не оборудованных для этого местах, не заходить в воду после употребления алкоголя, не оставлять детей одних без присмотра у воды.
И, конечно, же, органам местного самоуправления нужно продолжать оборудовать официальные пляжи, это также снизит число случаев гибели на воде.https://www.interfax-russia.ru/volga/exclusives/nachalnik-glavnogo-upravleniya-gu-mchs-rf-po-nizhegorodskoy-oblasti-valeriy-sinkov-sereznyh-riskov-s-pavodkom-v-etom-godu-my-nadeemsya-izbezhat