02.03.2022 Минприроды России подготовило и 1 марта 2022 года разместило на специализированном сайте Regulation для публичного обсуждения проект новых Правил тушения лесных пожаров. Проект в целом близок к ныне действующим правилам, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года № 313, но содержит некоторые существенные нововведения, касающиеся, в частности, так называемых "зон контроля лесных пожаров". Ссылка на проект:
Об утверждении Правил тушения лесных пожаров
https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=125348
Согласно проекту, "зоны контроля лесных пожаров" (территории, где лесные пожары разрешается не тушить при нехватке денег и соблюдении некоторых формальных условий) сохраняются, но вводятся некоторые ограничения. В частности, в них нельзя будет включать некоторые категории лесов, в которых лесными планами планируются или допускаются некоторые виды использования лесов (в том числе, если понимать буквально, эксплуатационные леса), а также особо охраняемые природные территории.
Запрещается также "примыкание" к некоторым категориям земель и объектам, в том числе к населенным пунктам, объектам экономики, некоторым объектам инфраструктуры, зонам преимущественного применения наземных сил и средств пожаротушения, и т.д. Это хорошо и правильно - вот только непонятно, что конкретно означает в данном случае слово "примыкание". Применительно к населенным пунктам и объектам экономики - видимо, имеется в виду, что расстояние должно составлять не менее пяти километров (поскольку другим пунктом определяется, что на меньшем расстоянии пожар в любом случае надо тушить). Но применительно к остальным категориям, к которым зоны контроля примыкать не должны - каким должно быть минимальное расстояние, из проекта не понятно.
Сохраняются и некоторые другие проблемы, относящиеся к зонам контроля лесных пожаров, в том числе:
- не определено, где и в каком порядке должна быть опубликована информация о границах установленных зон контроля лесных пожаров;
- не определены критерии принятия решений об отказе от тушения или о приостановке тушения лесных пожаров в зонах контроля, и кто персонально отвечает за последствия этих решений;
- не ясно, каким образом считается "прогнозируемый вред, который может быть причинен пожаром", от которого зависит принятие решения об отказе от тушения (при существующем подходе к его определению он может увеличиваться или уменьшаться в десятки и даже сотни раз в зависимости от случайных факторов - например, от того, установлена ли причина возникновения пожара).
В общем, улучшения в проекте новых правил есть, но их явно будет недостаточно для того, чтобы существенно улучшить ситуацию с тушением лесных пожаров. И в любом случае, к началу нынешнего пожароопасного сезона новые правила не успеют - фактически этот сезон в некоторых регионах уже начался, а в большинстве начнется в течение ближайшего месяца.
Ниже приводятся те пункты проекта, которые имеют отношение к зонам контроля лесных пожаров.
5. Районы применения авиационных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях со слаборазвитой или отсутствующей дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения невозможно в течение 3 часов с момента возникновения лесного и природного пожара. В районе применения авиационных сил и средств пожаротушения, в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях могут устанавливаться зоны контроля лесных пожаров.
5.1. Зоны контроля лесных пожаров устанавливаются органами исполнительной власти в пределах полномочий по организации работ по тушению лесных пожаров, установленных статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и (или) удаленных территориях по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5.2. При выделении зон контроля лесных пожаров не допускается включение в их состав лесных участков, предоставленных в аренду или постоянное (бессрочное) пользование либо планируемых для использования в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации для указанных ниже видов использования лесов, а также ООПТ.
К указанным видам использования лесов относятся:
заготовка древесины;
осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
осуществление рекреационной деятельности;
создание лесных плантаций и их эксплуатация;
осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;
строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
При выделении зон контроля необходимо исключать примыкание к следующим объектам:
земли обороны и безопасности, расположенных в пограничной зоне вдоль границ Российской Федерации;
леса, уровень охраны которых предусматривает преимущественное применение наземных сил и средств пожаротушения;
населенным пунктам и объектам экономики;
объектам транспортной инфраструктуры, по которым осуществляются регулярнее пассажирские перевозки.
6. Зоны контроля утверждаются на один календарный год не позднее 20 февраля соответствующего года.
9.1. Прекращение, приостановка работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, а также возобновление работ по тушению таких пожаров осуществляется на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с одновременным направлением обосновывающих материалов в федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров. Федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров вправе давать указания о возобновлении тушения указанных лесных пожаров.
В зоне контроля лесных пожаров, в отношении которой принято решение о прекращении, приостановке работ по тушению лесных пожаров, устанавливается наблюдение авиационными и (или) космическими средствами.
Данные об основных характеристиках таких пожаров (площади, форме, ежедневной динамике развития) подлежат обязательному учету (регистрации) с ежедневным отражением указанных данных в материалах официальной отчетности и донесениях, предоставляемых специализированной диспетчерской службой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства.
9.2. В случае распространения действующего лесного пожара в зоне контроля в пределах не менее 5-километровой зоны вокруг населенного пункта и объектам экономики обстоятельств, по которому Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации принято решение о прекращении, приостановке работ по его тушению, вышеуказанная комиссия принимает решение о возобновление работ по тушению данного лесного пожара.
http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=26437