21.02.2022
Руководство Управления противопожарной службы и гражданской защиты Коми лишило сотрудников регионального подразделения предусмотренных федеральным законом выплат, дополнительного отпуска и возможности раньше выйти на пенсию. Управление противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми
Профессия пожарного и спасателя считается особо опасной. Каждый день, выезжая на тушение пожара, ликвидацию ЧП и ДТП, просто помогая людям, бойцы рискуют собственным здоровьем, а порой и жизнью.
Как выяснилось, руководство Управления противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми фактически лишило сотрудников регионального подразделения — это около 1100 человек, предусмотренных федеральным законом выплат, дополнительного отпуска и возможности раньше выходить на пенсию.
Письма от спасателей
Управление противопожарной службы и гражданской защиты РК (далее Служба) основали в 2009 году. Сотрудникам МЧС по Коми предложили перейти из федеральной структуры в недавно созданную республиканскую. Людям обещали, что уровень оплаты труда, а также утверждённые государством преференции сохранят. Однако работодатель и словом не обмолвился о том, что при смене места работы пожарные лишатся всех федеральных льгот.
Переход пожарных в Службу всё-таки состоялся. Первое время зарплаты у спасателей были достойные, устроиться в Службу стремились многие. Однако год от года условия труда ухудшались, а с 2017-го количество работников начало сокращаться.
«Осенью прошлого года ко мне обратились коллеги. Я сам 30 лет отдал противопожарной службе, до сих пор являюсь пожарным пожчасти-112 отряда ППС РК №11», - рассказывает председатель регионального отделения общественной организации Комитета по противодействию коррупции Евгений Потолицын.
Работал за двоих
Один из тех 50 человек, кто отправил на имя Потолицина заявление - командир отделения пожарной части №196 отряда ППС РК №19, расположенной на станции Ираель Сосногорского района, Дмитрий Братенков. Он указал, что с 2015 до 2020 год в штате его пожарной части не было должности пожарного, а потому ему следовало одновременно выполнять функции и пожарного, и командира отделения. При этом труд Братенкова за двоих оплачивали по одной ставке.
«На моём рабочем месте определён IV класс опасности. В таких случаях закон обязывает работодателя устанавливать сокращённую продолжительность рабочего времени, предоставлять дополнительный отпуск за работу во вредных условиях. Но, в нарушении Трудового кодекса, меня лишили этих гарантий. За период с 2015 по 2020 годы я не получал компенсацию за сверхурочную работу (еженедельно переработка составляла 4 часа). Считаю, что невыплата зарплаты в полном объёме связана с коррупционными правонарушениями должностных лиц организации», - пишет Дмитрий Братенков.
В чей карман польза?
Ещё пример. Командир отделения пожарной части-112 отряда ППС РК №11 Виктор Юферицин указывает на то, что помимо 36-часовой рабочей недели, ему и коллегам положен дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 дней в год, и ежегодное повышение оплаты труда — не менее 4% тарифной ставки.
«Это следовало отразить в коллективном договоре. Мы неоднократно запрашивали документ, но нам его не показывали. В подразделения высылали лишь лист ознакомления, который содержал титульную и последнюю страницу. Поэтому суть документа мы не знали — подписывали в слепую», - отмечает пожарный.
Куда делись бюджетные деньги?
В ноябре 2021 года пожарные решили узнать всю правду. Достать необходимые документы оказалось непросто, однако те, что всё же оказались в руках бойцов Службы, уже проясняли ситуацию.
Оказалось, что в договоре пункт про 36-часовую рабочую неделю работодатель просто не прописал. А строка о повышении оплаты труда изначально отсутствовала, она появилась лишь несколько лет назад. Сотрудники ППС Коми заявляют: вероятно, деньги на надбавки и оплату дополнительных отпускных дней для рядовых бойцов исправно выделялись, но уходили в чужой карман.
Пожарные уже подсчитали: в среднем каждый из них перерабатывал по 160 часов в год.
«То есть каждый месяц нам недоплачивали около 11 тысяч рублей, плюс 7 дней дополнительного отпуска за вредность — это ещё 7-10 тысяч рублей, - отмечает Евгений Потолицын. - Если сложить, то за год набегала сумма от 80 тыс. до 100 тыс. рублей, в зависимости от зарплаты сотрудника. За 13 лет получится, что каждый боец недополучил минимум миллион рублей».
Эхо трагедии в Подъельске
Важный момент: о проблемах учреждения начальство исправно докладывало вышестоящему руководству, но реакция была нулевая. Бывший начальник Службы Александр Сыскин (возглавлял Управление с сентября 2016 по декабрь 2021 года. Уволился после того, как Трудовая инспекция начала проверку в Службе — Авт.) регулярно сообщал в Комитет РК по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям о проблемах в его ведомстве. Так, в письме председателю Комитета Александру Бурцеву от 13 ноября 2020 года Сыскин пишет, что штатная численность подразделений ППС РК ниже норматива в 2,5 раза. По всей республике на смену заступает 212 человек, то есть всего 27% от необходимого!
«Большинство подразделений региона (58 из 107) представляют собой пост, в котором на дежурстве находится 1 человек — водитель пожарного автомобиля (по нормативу не менее 7 человек должны заступать на смену). Наиболее остро этот вопрос обстоит в сельских районах, где есть больницы, интернаты с круглосуточным пребыванием детей, престарелых. В случае пожара водитель пожарной автоцистерны не сможет организовать эвакуацию и осуществлять спасение людей», - пишет начальству Сыскин.
Жители республики хорошо помнят трагедию, которая случилась в январе 2009 года в доме ветеранов села Подъельск Корткеросского района. Тогда в пожаре погибли 23 пожилых постояльца.
Нужно развитие!
Ещё одна серьёзная проблема, на которую указывает Сыскин, износ транспорта. Так, к 2021 году каждая третья пожарная машина в республике имела полный износ и требовала замены. По сей день на сельских постах работают ЗИЛы-ветераны ещё советского производства, запчасти на которые давно не выпускают. Говорить о надёжности такой техники не приходится.
«Эти проблемы можно решить. Если набрать в пожарные подразделения 2030 сотрудников, то штат Службы будет укомплектован полностью. Для этого требуется 926 млн рублей. Также предлагаю поэтапно — в рамках Госпрограммы по развитию ППС РК до 2035 года, обновить технику. Для реализации предложения требуется 166 млн рублей (в ценах 2020 года)», - писал Сыскин к Бурцеву.
Подобные письма уходили в головное ведомство в 2017, 2018, 2019 и 2020 году — документы находятся в распоряжении редакции. Однако из раза в раз Александр Бурцев отвечал в духе: денег нет, но вы держитесь.
Выгодные добровольцы
Это не мешало ему отчитываться перед властями региона о развитии пожарной охраны в рамках федеральной программы. При этом о труде профессиональных пожарных, на плечи которых выпадает основная часть работы, в официальной хронике не говорилось. В некоторых публикациях на первый план выходила деятельность добровольцев.
«Дислокация пожарных подразделений выстроена таким образом, чтобы население смогло получить необходимую помощь в кратчайшие сроки. Наша служба оказывает помощь в материально-техническом оснащении и обучении членов добровольных пожарных формирований. В 2021 году на это предусмотрено более 1,5 млн рублей», - комментирует Бурцев.
Разница в цифрах на содержание профессиональных пожарных и добровольческие отряды очевидна. Возникает вопрос: если труд опытных бойцов не ценят, то какова цена человеческой жизни?
Срок давности
Эти и другие обстоятельстве стали поводом для проверки, которую начала в Службе региональная Инспекция труда. Мера возымела эффект: в декабре 2021 года руководство Службы предложило сотрудникам подписать допсоглашения к трудовым договорам. Наконец-таки в новом документе были прописаны все утверждённые законом надбавки.
Казалось бы: момент истины настал, теперь пожарным выплатят все недополученные деньги. Но нет. Перерасчёт сделали только за 2021 год.
«Проверяющие всё списали на истёкший срок давности, дескать, просить за переработку до 2021 года уже поздно. Мы сочли это нечестным. А как быть тем, кто работал в Службе, но уволился? Только за последние три года таких 330 человек», - рассказывает Потолицын.
Уже к февралю были готовы результаты проверки. Проверяющие из трудинспекции выявили нарушение четырёх статей Трудового кодекса РФ при организации труда в Службе. Итогом проверки стало предписание в адрес руководства Службы и, внимание, штраф экс-руководителю Сыскину — 1,5 тыс. руб., а самому учреждению - 30 тыс. руб.!
Но на этом пожарные не остановились. Они будут отстаивать свои права в суде, рассмотрение первых исков начнётся весной. А в хитроумных схемах организации работы пожарного ведомства теперь разбирается прокуратура и следственный комитет.
https://komi.aif.ru/society/obmanuli_13_let_ot_sotrudnikov_pozhnadzora_komi_skryvali_polozhennye_vyplaty