21.02.2022 Власти Греции объявили, что в этом году, будет проведено значительное усиление средств воздушного пожаротушения. При этом это произойдет, это будет выполнено за счет погашения старого долга* перед Службой закупок НАТО (NSPA).
Всего в распоряжении Пожарной службы будет на 15 самолетов и вертолетов больше, чем в 2021 году (93 против 78), которые будут арендованы не напрямую Генеральным секретариатом гражданской защиты, а через тендер при посредничестве специальзированной службы закупок НАТО. Закрытие долга также спасло Грецию от позорной, с дипломатической точки зрения, возможности выплаты долга (материальным погашением) другим членами НАТО, включая Турцию, сообщает греческое издание Катимерини.
До 2010 года Греция сдавала в аренду (по годовым или краткосрочным контрактам) воздушное пожарное оборудование на сезон пожаров. С 2011 года - и с учетом множества выявленных случаев коррупции - было решено, что эти договоры аренды, а также поставка запасных частей и техническое обслуживание воздушных судов страны будут предоставляться через службу НАТО, NSPA (служба НАТО по безопасности и Агентство по закупкам), к которому члены Альянса могли обращаться для проведения тендеров на снабжение своих вооруженных сил или сил безопасности. Однако с 2011 по 2016 год накопилась задолженность в размере 8,4 миллиона евро, которая касалась случаев спора между пожарной службой и частными подрядчиками (которым было присуждено предоставление авиационного пожарного оборудования),
Долг признавали сменявшие друг друга министры гражданской защиты (куда до прошлого года относилась ответственность пожарной службы), но вопрос так и не был решен. В результате NSPA избегало объявления новых тендеров от имени пожарной службы Греции. Он также предупредил власти Греции, что в соответствии со своими правилами NSPA передаст долг страны другим государствам-членам НАТО, чтобы они могли его погасить вместо Греции. Между тем, Министерство климатических кризисов и гражданской защиты, на которое теперь передана ответственность, с 26 ноября разослало новые оперативные требования пожарной охраны на 2022 год, но в тендерном процессе не бцло замечено прогресса.
Наконец, в конце января с поправкой (достигнутой межпартийным консенсусом, поскольку проблема была известна предыдущему правительству) было решено выплатить долг, а министр Христос Стилианидис отправился в штаб-квартиру NSPA в Люксембурге, чтобы сообщить об этом. «Вначале речь шла о доверии к Греции», — сказал он К. «Согласно регламенту NSPA, долг мог быть передан другим членам Альянса. Представьте себе, что Турция заплатила лодг Греци в размере 700 тысяч евро за противопожарное оборудование. Кроме того, под сомнение было поставлено проведение новых тендеров NSPA от имени пожарной охраны страны. Проведение тендеров через NSPA имеет много преимуществ: это позволяет избежать возможности политического вмешательства в выбор поставщиков посредством прозрачного процесса под эгидой НАТО. В то же время по той же причине обеспечивается сотрудничество пожарной службы с надежными компаниями по хорошей цене. Наконец, поскольку контракт подписывается NSPA (после утверждения греческими властями), служба закупок НАТО несет ответственность за соблюдение условий контракта».
Когда вопрос был разблокирован (и даже до того, как долг был выплачен), NSPA объявило тендер на 76 миллионов евро от имени пожарной службы Греции. Подача заявок завершена сегодня.
Как в этом году пожарная часть будет усилена авиацией?
Греческая служба запросила в рамках тендера NSPA на усиление двадцатью легкими самолетами Air Tractor (по сравнению с шестью в прошлом году) и восемью вертолетами Bell, которые имеют встроенный пожарный бак и могут также перевозить персонал (по сравнению с шестью в прошлом году). В этом году пожарная команда снова будет арендовать два тяжелых вертолета С-64, транспортно-транспортный самолет ATR 42-500 и российскую амфибию «Бериев» (как и в прошлом году).
Эти машины добавятся к двадцати вертолетам (двенадцать средних и восемь тяжелых), уже арендованным NSPA по предыдущему действующему тендеру, а также к «постоянному» парку самолетов и вертолетов в стране. Таким образом, общее количество средств воздушного пожаротушения в этом году увеличится до 93 с 78 в 2021 году (+15).
На уровне профилактики Министерство окружающей среды прилагает усилия в этом году, чтобы своевременно финансировать необходимые работы (очистка, лесные дороги и т. д.) на основе исследований департаментов лесного хозяйства (после неудачного опыта прошлого года). В частности, согласно плану, из регулярного бюджета министерства будет выделено 5,8 млн евро на работу лесничества семь дней в неделю в период тушения пожаров. Еще 5 млн евро будет выделено из программы государственных инвестиций на расчистку лесных дорог, к которым еще 2 млн евро (плюс 1 млн евро на Афон) добавится через Зеленый фонд для проектов, предложенных лесными службами.
В то же время реализуется программа, финансируемая из Фонда восстановления в размере 50 миллионов евро, по очистке лесов от сушняка и обучению лесничих и пожарных. Первые приглашения на уборку лесов уже разосланы в районе Пирейского лесничества, в Мегаре и на островах региона Аттика, в Капандрити, в Амалиаде, на Кефалонии и в Янине, а в Парните, Пентели, Имиттосе и других районах разворачиваются многочисленные службы слежения.
Согласно источникам RIS, 30 миллионов евро будут выделены на реализацию мероприятий, предусмотренных в исследованиях, уже утвержденных органами лесного хозяйства, а еще 10-12 миллионов евро - на проекты с проектированием и строительством в районах, где нет ранее не проводились исследования. Наконец, еще 8,5 млн евро будут выделены на противопожарные исследования в 40 самых «опасных» с пожарной точки зрения районах Греции.
Источник: https://rua.gr/news/obschestvo/46535-pozharnuyu-aviatsiyu-gretsii-arenduyut-cherez-sluzhbu-zakupok-nato.html