21.02.2022 На сайте Минприроды Забайкалья появилось сообщение о том, что "поджигатели будут выплачивать не только причинённый ущерб лесному фонду, но и затраты на тушение пожаров", и что "такие меры касаются еще и сельхозтоваропроизводителей, арендаторов лесных участков и собственников аренды земель муниципальных образований, которые обязаны не допускать возникновения пожаров и не распространять пожары на своих территориях" (ссылка).
Почему это не поможет, и в реальности от таких заявлений ничего не изменится?
Во-первых, потому, что в этом нет совсем ничего нового. И сейчас по решению суда, если виновник пожара найден и вина его доказана, подвергается штрафу или иному наказанию, и с него взыскиваются причиненный ущерб и расходы на тушение пожара. Никаких изменений в законодательстве по этой части пока не произошло - на федеральном уровне готовятся новые (увеличенные) штрафы и новый (в целом еще более безумный) порядок расчета ущерба, но пока они не приняты. И даже если будут приняты - это будут не принципиальные изменения, и в порядке взыскания причиненных убытков ничего существенно не поменяется.
Во-вторых, потому, что основная часть лесных пожаров в Забайкалье просто не регистрируется, но даже и по тем, которые регистрируются, виновные находятся очень редко.
По данным дистанционного мониторинга системы ИСДМ-Рослесхоз, за 2021 год в Забайкальском крае произошло 1626 лесных пожаров на землях всех категорий (ссылка).
По данным сводок ФБУ "Авиалесоохрана" (которые после проверок становятся основой для официальной лесопожарной статистики), за 2021 год в Забайкальском крае произошло 260 лесных пожаров (ссылка).
Согласно вышеупомянутому сообщению на сайте Минприроды Забайкалья, "в 2021 году было выявлено 12 поджигателей ландшафтных пожаров", с которых взыскиваются ущерб и затраты на тушение.
Двенадцать - это меньше пяти процентов от общего количества лесных пожаров по официальным сводкам, и меньше одного процента от общего количества лесных пожаров по данным дистанционного мониторинга. Понятно, что при такой доле выявленных поджигателей реальные расходы государства на тушение лесных пожаров будут компенсироваться в очень малой степени, да и вероятность наказания будет весьма низкой.
Почему же так получается?
Дело в том, что главный поджигатель в Забайкалье - это само государство (в лице Минприроды Забайкалья и подведомственных ему учреждений). Самый массовый вид поджогов сухой травы в лесах и на прилегающих к ним территориях - это так называемые "контролируемые профилактические выжигания", проводимые за бюджетные (причем федеральные) деньги работниками государственных организаций на огромных площадях. Профвыжигания и сами могут становиться причинами крупных пожаров, и, главное, дают сигнал остальным жителям Забайкалья, что жечь траву можно и нужно практически везде, докуда можно добраться.
Именно поэтому основная (84% за 2021 год) часть лесных пожаров, выявляемых по данным дистанционного мониторинга, в официальные сводки не попадает. Вполне естественно, что даже если огонь убежал (а он обычно убегает, поскольку в реальности большинство профвыжиганий ничем не отличается от обычных хулиганских поджогов сухой травы), лесные чиновники не регистрируют это как пожар - кому же хочется отвечать за последствия своих действий? "На бумаге" профвыжигание так и остается профвыжиганием (формально как бы не пожаром), независимо от реальных масштабов и последствий.
Более того: в критический с точки зрения обеспечения пожарной безопасности период года, в Забайкалье это обычно апрель, работники лесного хозяйства не столько охраняют вверенные им территории от огня, сколько сами их поджигают. А когда все кругом горит и весь горизонт затянут дымом, и невозможно сразу разобрать, где горит от профвыжиганий, а где - от обычных хулиганских поджогов, найти "простых" (не государственных) поджигателей становится еще труднее.
Поэтому, хотя намерение забайкальских властей взыскивать ущерб и затраты на тушение пожаров с поджигателей - безусловно благое, в реальности оно на ситуацию с лесными и в целом ландшафтными пожарами в регионе практически не повлияет. Даже если всех несанкционированных поджигателей закошмарить до такой степени, что они спички будут бояться в руки брать - одних только профвыжиганий вполне хватит, чтобы довести Забайкальский край до следующей лесопожарной катастрофы.
А каждое крупное выжигание, как и вообще любой ландшафтный пожар вне зависимости от причины его возникновения, делает территорию еще более пожароопасной, особенно в лесостепной зоне. Дело в том, что при каждом таком выжигании или пожаре огонь убивает практически всю молодую древесную поросль и часть взрослых деревьев и кустарников - в результате чего территория становится все более и более безлесной и открытой. Соответственно, на ней накапливаются все большие запасы самого горючего материала - сухой травы, она все легче и равномернее просыхает, и по ней все быстрее, без малейших препятствий, огонь разносится ветром на огромные расстояния. Плюс к этому, регулярные пожары убивают значительную часть почвенной биоты, способствующей быстрому разложению растительных остатков - в результате чего эти остатки накапливаются во все больших количествах, что способствует более сильным травяным пожарам, убивающим еще большую долю деревьев. То есть чем больше проводится профвыжиганий на самых пожароопасных участках - тем более пожароопасными становятся эти участки в долгосрочной перспективе, и тем легче последующие профвыжигания приводят к крупномасштабным пожарным катастрофам.
В сочетании с практически полной безответственностью чиновников и с отсутствием реальной мотивации к предотвращению пожаров это служит залогом практически ежегодного повторения катастрофических ландшафтных пожаров как в Забайкальском крае, так и во многих других похожих регионах. Напоминаем, что до среднемноголетнего начала сезона крупных ландшафтных пожаров в Забайкалье остается меньше двух месяцев.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=26410