10.02.2022
После перехода под крыло фирмы «Алмаз Антей» брянский завод БАЗ начал потихоньку выходить из военной тени — его техника теперь осваивает и гражданские профессии, пусть и очень специфические. Еще в 2018 году в Якутии мы участвовали в испытаниях трехосного полноприводного БАЗа для спасательных служб — наш редактор Федор Лапшин называл тот полноприводник мамонтом. Ну а на выставке NAIS в Москве сверкал синими огнями еще более необычный аппарат того же производителя — аэродромный пожарный автомобиль.
Вот это монстр — увидишь в зеркале заднего вида такую махину, и захочется не то что принять вправо, а просто раствориться. Впрочем, вероятность встретить эту технику на дорогах общего пользования фактически равна нулю: из-за трехметровой ширины путь туда для нее заказан. Да и дизайн кабины пусть и выглядит грозно, но уникальной его идею не назовешь: схожую внешность с аквариумной площадью остекления спереди, к примеру, имеют знаменитые австрийские аэродромники Rosenbauer.
Интересно, что кабина в ее нынешнем виде появилась на этом БАЗе не сразу. На первом прототипе, о котором мы, кстати, рассказывали, она была другой — китайского производства: помимо брянских инженеров, ее использовали на своей технике МЗКТ и КрАЗ. Ну а актуальную кабину произвели в Челябинске на предприятии фирмы Урал-Полимер — она же, например, разрабатывала дизайн автобусов КАвЗ и многих трамваев, даже выполнила локализацию передней маски электрички Ласточка.
Родство этой «пожарки» с общественным транспортом, кстати, чувствуется! Например, чтобы открыть дверь в кабину, надо нажать большую зеленую кнопку на борту: касание — и огромную прозрачную створку быстро сдвигает вперед электропривод.
Внутри очень просторно, а гигантская зона остекления делает обзорность практически безграничной — то что надо для спасательной техники. В экипаже — четыре человека: кресла установлены в два ряда. Прямо в спинки сидений встроены кислородные баллоны, которые пожарные могут присоединить к своим костюмам уже в движении, без потери времени.
В конструкции разработчики по максимуму старались использовать российские комплектующие. Не столько из-за пресловутого импортозамещения, сколько ради увеличения скорости их доставки для ремонта и обслуживания: на иностранной технике в России долгое ожидание деталей часто приводит к длительным простоям. Впрочем, «заместить» удалось не все.
Например, чтобы уложиться в жесткие требования к динамическим характеристикам, в качестве силового агрегата использовали промышленный дизель Volvo Penta мощностью аж 700 л.с. — в гамме наших производителей ничего подобного просто не нашлось. Та же история и с трансмиссией: аналогов примененного здесь агрегата американской фирмы Twin Disk (он позволяет одновременно передвигаться на любых скоростях и приводить в действие водяные пушки), в России не делают.
Это позволило добиться неплохой динамики: до 80 км/ч гигант гарантированно ускоряется быстрее 35 секунд, а его максимальная скорость составляет 115 км/ч. Впрочем, аналогичный Rosenbauer Panther все же быстрее: тот же рубеж в 80 км/ч он берет за 29 секунд и развивает уже 120 км/ч.
Конечно, по легковым меркам такие цифры разгона — вечность. Но не забывайте, что мы говорим о многотонных махинах. Полная масса БАЗа достигает 33,5 тонны. На своем горбу он везет 11 тысяч литров воды, 1,5 тысячи литров пены и еще 80 литров углекислотного компонента. Rosenbauer, кстати, и тут чуть впереди — он берет на борт 12,5 тысячи литров воды, а его полная масса составляет 39 тонн.
Пожарное оборудование на БАЗе уже российское. Надстройка — дело рук Варгашинского завода. На машине установлен насос НЦПН-70/100 производительностью 70 л/с. Лафетный ствол на крыше производства компании Коруфайер выдает производительность в 4200 л/мин и бьет на 70 метров. Установка на бампере способна за минуту прокачивать 1200 литров на расстояние до 50 метров.
В основе конструкции — толстенная рама собственного производства. Привод, разумеется, полный. Интересно, что, как и у машины для спасателей, подвеска всех колес тут независимая. Но в качестве упругих элементов в ней выступают не торсионы, а пружины. По словам разработчиков, это решение обеспечивает лучшую грузоподъемность.
В целом же отрадно, что у нас в стране появляются разработчики новой, столь узкоспециализированной техники. Но авторитет в этом классе все же надо заслужить — ведь любая, даже незначительная, поломка может отнять драгоценное время, необходимое для спасательной операции. И даже в крупных российских аэропортах работают в основном проверенные импортные машины (тот же Rosenbauer не так давно отрапортовал о выпуске двухтысячной «Пантеры») — и БАЗу с ними конкурировать будет непросто.
Впрочем, вероятно, российский аппарат может взять ценой. На прямой вопрос о его стоимости разработчики не ответили, заявив, что он будет гарантированно дешевле импортных аналогов. А за тот же Rosenbauer на минуточку просят как минимум миллион евро.
https://autoreview.ru/articles/gruzoviki-i-avtobusy/krasnyy-mamont-znakomimsya-s-pozharnym-aerodromnikom-baz-na-vystavke-nais