26.01.2022 Минприроды России подготовило проект своего приказа о правилах оснащения лесовозной и лесопожарной техники специальными техническими средствами контроля, позволяющими дистанционного определять, где и когда эта техника находится. С января следующего года использовать для тушения лесных пожаров технику, не оборудованную такими средствами, будет нельзя. Это предусматривается новой статьей 96.3 Лесного кодекса РФ, внесенной федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ, и вступающей в силу 1 января 2023 года. Минприроды должно лишь установить формальный порядок оснащения лесовозной и лесопожарной техники этими средствами контроля. Ссылка на проект:
Об утверждении Правил оснащения транспортных средств, используемых для транспортировки древесины и техники, используемой при тушении лесных пожаров, техническими средствами контроля, их виды, требования к их использованию
Новая статья Лесного кодекса, под которую готовится этот проект, выглядит так:
"Статья 96.3. Технические средства контроля, устанавливаемые на транспортных средствах, используемых для транспортировки древесины, и технике, используемой при тушении лесных пожаров
1. Транспортные средства, на которых осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом), должны быть оборудованы техническими средствами контроля, которые обеспечивают оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить координаты места нахождения таких транспортных средств, траекторию их движения, используют программное обеспечение, интегрированное с федеральной государственной информационной системой лесного комплекса, и передают в нее информацию в режиме реального времени.
2. Техника, используемая при тушении лесных пожаров, должна быть оборудована техническими средствами контроля, которые обеспечивают возможность получения формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить траекторию движения указанной техники.
3. Порядок оснащения указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи транспортных средств и техники техническими средствами контроля, виды таких средств контроля, требования к их использованию и порядок их функционирования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.".
Фактически это означает, что привлекать к тушению лесных пожаров технику, не оборудованную этими самыми техническими средствами контроля - например, неспециализированные трактора, бульдозеры, грузовые автомобили разнообразных сельскохозяйственных, дорожных, строительных, транспортных и тому подобных организаций - со следующего года будет уже нельзя. Неофициально, конечно, такую технику еще будут использовать - но тем самым руководитель тушения пожара или владелец техники может подставить себя как минимум под дисциплинарную или административную ответственность (пока не совсем понятно, по какой статье КоАП - но был бы запрет, а статья найдется), а при несчастных случаях - и под уголовную. Очевидно, что не каждый руководитель или владелец техники на такое пойдет.
Таким образом, из-за этого нового требования законодательства тушить лесные пожары со следующего года будет труднее. В небольших и относительно богатых регионах с развитой инфраструктурой и большим количеством специализированной техники у лесохозяйственных и лесопожарных организаций, возможно, этот запрет и не будет иметь большого значения - но в обширных регионах с плохой инфраструктурой не всегда можно будет быстро доставить на пожар "правильную" технику, а "неправильную" формально использовать будет уже нельзя. В дополнение к этому, новый запрет будет демотивировать людей: зачем что-то делать наперекор государству, которое мешает тушить?
В ближайшие годы масштабы пожарных катастроф в российских лесах явно будут расти - как из-за нарастания изменений климата (увеличения продолжительности пожароопасного сезона, частоты и интенсивности экстремальных засух), так и из-за все более неадекватного лесного и смежного законодательства и лесоуправления. Основной источник пожарных угроз - не в лесах, а в головах, и пока с этим источником ничего сделать не получается.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=26316