22.12.2021 Глава Минприроды России А.А.Козлов сообщил, что, по предварительным подсчетам, экономический ущерб от лесных пожаров в России составил в 2021 году 10,6 миллиардов рублей, а их площадь - "свыше 10 миллионов гектаров" (ссылка).
По данным дистанционного мониторинга системы ИСДМ-Рослесхоз, общая площадь лесных пожаров в России составила в 2021 году 18,8 миллионов гектаров (что, как справедливо отметил министр, "свыше 10 миллионов гектаров"). В официальные сводки пока попали только 10,06 млн. га - чуть больше половины. Причина расхождений - главным образом в том, что пожары в некоторых наиболее страдающих от огня лесах (в первую очередь - в лесах, расположенных на землях сельхозназначения) в официальной статистике вообще не учитываются. До начала 2021 года они вообще, согласно Лесному кодексу, не считались лесными пожарами; теперь как бы считаются (в кодекс внесены соответствующие поправки), но в статистике все равно пока не учитываются.
Но даже если считать, что ущерб в 10,6 млрд руб. относится только к официально учтенным пожарам - получается, что он составляет немногим больше тысячи рублей в расчете на гектар площади пожара.
При таком размере ущерба может показаться, что тушить лесные пожары с чисто экономической точки зрения - невыгодно. Например, согласно федеральному закону от 6 декабря 2021 года № 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", в 2022 году одни только субвенции субъектам РФ "на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров" составят 14,2 млрд руб., и еще "на оснащение лесопожарной техникой и оборудованием" - 2,1 млрд. руб. Это уже гораздо больше экономического ущерба, причиненного за рекордный 2021 год лесными пожарами по данным Минприроды России. А для нашей власти, ориентированной прежде всего именно на деньги, это прямой сигнал, что еще сильнее вкладываться в охрану лесов от огня и в тушение лесных пожаров не стоит (что, собственно, мы и видим на практике).
Почему такое происходит, и почему даже при самых катастрофических лесных пожарах экономический ущерб от них оказывается весьма умеренным?
Все дело в особенностях существующего порядка определения этого ущерба. Он считается тремя разными способами в зависимости от того, какова официально объявленная причина пожара и на каких землях он действует.
Если пожар действует на тех землях, на которых официальный учет лесных пожаров не ведется (в первую очередь это леса на землях сельхозназначения, которые горят в разы чаще и интенсивнее, чем остальные, потому что действующее законодательство принуждает собственников земли к поджогам) - то и официальный ущерб от лесного пожара оказывается равным нулю.
Если пожар действует в "официальном" лесу (например, на землях лесного фонда), и возник как бы от молнии (не обязательно, чтобы он действительно возник от молнии, достаточно просто не искать реальную причину, а списать на молнию, как обычно и делается) - то ущерб считается как таксовая стоимость древесины сгоревших деревьев по минимальным ставкам, утвержденным Правительством РФ, и оказывается чисто символическим.
Если пожар действует в "официальном" лесу, и возник по чьей-то установленной органами дознания и следствия вине - то ущерб считается как та же таксовая стоимость, но умноженная на повышающие коэффициенты (от 50 для обычных эксплуатационных лесов до 250 для лесов на особо охраняемых природных территориях) - это как бы учитывает не только чисто древесные потери, но и все остальные.
Получается, что если сгорает неучтенный лес - то ущерб оказывается нулевым, а если пожар списывается на молнию - то ущерб сокращается в десятки или сотни раз по сравнению с пожаром, возникшим по вине человека. То есть в целом - чем хуже учитываются и охраняются леса, чем хуже расследуются причины возникновения пожаров, тем меньшим оказывается официальный ущерб. И как следствие этого - у власти, от которой зависит выделение сил и средств на борьбу с лесными пожарами, возникает иллюзия, что охранять леса от огня и тушить в них пожары экономически невыгодно.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=26220