30.09.2021 Борьба с лесными пожарами — дело благородное, и если сотрудников Авиалесоохраны и работников лесных служб встретиться лицом к лицу со стихией призывает служебный долг, то добровольные лесные пожарные спасением леса занимаются по зову сердца и совести. И с каждым годом таких отважных людей в России становится всё больше.
Руководительница противопожарной программы Greenpeace России Софья Косачёва в интервью проекту «Посади лес» Движения ЭКА рассказала о проблеме лесных пожаров и путях её решения, а также о том, кто такие добровольные лесные пожарные и почему сегодня в них есть необходимость.
В первую очередь стоит отметить, что сама Софья является не просто руководителем программы: вот уже более десяти лет она также лично борется с лесными пожарами в разных регионах России. В 2010 году, отправившись на Ладожские шхеры (архипелаг из нескольких сотен островов на Ладожском озере), девушка встретилась с отрядом добровольных пожарных, который занимался тем, что охранял эти территории от стихии — в тот год, рассказывает Софья Косачёва, на Ладоге было много лесных пожаров.
Отряд объединил людей разных возрастов и профессий, которые в случае необходимости тушили природные пожары при помощи купленного на собственные средства спецоборудования. Присоединившись к ним в качестве добровольца, первое время девушка училась ориентироваться на местности, пользоваться картами и компасом, а спустя несколько дней смогла попробовать свои силы в тушении уже настоящего возгорания (6 га) на острове Мюкримюксенсаари, возникшего, к слову, по вине людей.
Неприятным сюрпризом для начинающей добровольной пожарной стал тот факт, что работа по тушению огня легла только на плечи волонтёров: МЧС и спецслужбы в данном случае на помощь не подоспели. Как оказалось, на такие случаи их полномочия не распространяются:
«И тут оказывается, что МЧС вообще не тушит природные пожары, они подключаются лишь в случае, если огонь подходит к населённым пунктам. Лесом занимаются лесники, но у них не хватает лодок и топлива для работы в таких сложнодоступных территориях. Казалось бы, есть Авиалесоохрана, но и они не очень мобильны, так как ограничены нехваткой людей в штате, топлива и не самым лучшим техническим состоянием авиапарка. Пожарами в степи часто вообще никому заниматься. В целом система тушения природных пожаров в стране сложная и неоднозначная», — отмечает руководительница противопожарной программы Greenpeace России.
По этой причине в нашей стране и возникло движение добровольных пожарных, объединившее всех, кто желает сберечь уникальную и хрупкую красоту родных лесов и степей.
Курсы волонтёров-пожарных: кого не берут в добровольцы?
Хорошая физическая подготовка народным добровольцам всегда пригодится: всё-таки таскать на плечах 20-килограммовый ранцевый лесной огнетушитель по пересечённой местности — задача непростая. Однако, подчёркивает Софья Косачёва, специальных нормативов для добровольных лесных пожарных нет: важно лишь знать свои пределы, иметь общую физическую форму, первую группу здоровья и уметь признавать свои слабости.
«Важно, чтобы старший группы понимал физические возможности каждого участника и следил за его состоянием. Сказать, что ты устал и не можешь двигаться дальше, — нормально. Ненормально не говорить об этом, упасть в обморок и доставить всем лишних хлопот», — отмечает эксперт.
В настоящее время одна из задач Софьи Косачёвой заключается в организации тренировочных лагерей для новичков и повышения квалификации уже опытных пожарных добровольцев. Ранее был создан специальный видеокурс добровольного лесного пожарного, в котором собраны самые важные и ёмкие знания, чтобы можно было онлайн обучать людей основам. Пройти его может любой желающий.
С основной информацией о группах волонтёров-огнеборцев в регионах России, справочными материалами, профильными законами и подзаконными актами можно ознакомиться на сайте добровольных лесных пожарных. При этом возрастное ограничение для непосредственной работы на пожарах — «18+» , однако оказывать помощь проекту в плане экопросвещения могут и более юные граждане.
Стоит учесть, что от того, в какое время человек решит присоединиться к движению добровольных лесных пожарных, зависит то, сколько времени у него будет на подготовку и какими навыками ему придётся овладеть в первую очередь. Так, например, осенью у «новобранца» будет достаточно времени на то, чтобы научиться всему необходимому, а вот в разгар пожароопасного сезона с большой вероятностью ему придётся пройти через экспресс-вариант подготовки. Однако сколько бы новичок ни тренировался, на первом своём пожаре он будет выполнять лишь строго ограниченный набор простых действий, которые тем не менее тоже будут играть важную роль в общем деле.
Немного о мотивации
Проблема природных пожаров, увы, свойственна большинству российских регионов. Нельзя сказать, что горит только лишь Красноярский край или Якутия — если леса горят, то горят они сразу в нескольких регионах, попутно захватывая всё новые территории. Для решения столь глобальной в масштабах страны проблемы, считает Софья Косачёва, недостаточно один раз приехать и потушить возгорание. Необходимы системные изменения, а это масштабная, многоуровневая задача не на один год.
«Я работаю для того, чтоб в каждом регионе, где остро стоит проблема пожаров на природных территориях, добровольцев становилось больше. Причём важны не только те волонтеры, которые тушат возгорание, но и те, кто помогает их предотвратить».
Эксперт отмечает, что лучший пожар — это тот, который не случился, который удалось предотвратить, а то и вовсе — не допустить. Ведь более 90% природных пожаров в нашей стране происходит по вине человека. Да, звучит это не очень-то оптимистично, однако в то же время данный факт внушает надежду на возможность сокращения пожаров в случае эффективной работы с людьми и смены сценариев их поведения.
«За последние три года в несколько раз увеличилось количество групп добровольных пожарных, и это вдохновляет. Когда меня спрашивают, для чего я работаю, я отвечаю: «Чтобы однажды отпала необходимость в добровольных пожарных». Надеюсь, что тот опыт, который мы передаем, кейсы, материалы, технологии и методики смогут распространяться и внедряться повсеместно, без нашего непосредственного участия. И предпосылки к этому есть», — с оптимизмом заявляет руководительница противопожарной программы Greenpeace России.
Согласно информации со спутников, а именно термоточкам, специалисты отмечают тенденцию к снижению количества пожаров на подконтрольных территориях, в густонаселённых районах, однако в труднодоступных местах масштабы возгораний, напротив, растут. Причина этого кроется в том, что целевое государственное финансирование увеличивается максимум на размер инфляции. Люди же постепенно меняют своё отношение и поведение в обращении с огнем. Так, в густонаселённых районах стали чаще вовремя вызывать пожарных.
Добровольцы могут влиять и на действия властей, так как зачастую обладают куда более достоверной информацией о лесных пожарах, в то время как на региональном или на федеральном уровне официальные данные часто занижаются, задерживаются или даже вовсе скрываются.
Также волонтёры обращают внимание на то, что выделение средств МЧС не оказывает должной помощи в системной охране лесов. Добровольные огнеборцы создают, распространяют и поддерживают различные петиции, касающиеся борьбы с природными пожарами в регионах, и эти петиции подписывают тысячи человек: инициативы привлекают внимание властей, медийных личностей.
Добровольные лесные пожарные за границей
Пожарные-волонтёры существуют не только в России, однако проблема лесных пожаров далеко не везде стоит столь же остро, как у нас в стране. Одна из наиболее лесистых стран Европы — Финляндия, в которой природу очень любят и относятся к ней крайне бережно, однако ещё век назад леса там горели так же, как сегодня горит Карелия.
«Они (финны) справились с ситуацией через работу с населением: агитацию, просвещение, организацию специальных стоянок для отдыха. Финны очень любят отдых на природе, рыбалку, костры, но у них пожары по вине туристов практически не возникают. Прежде всего благодаря наличию оборудованной инфраструктуры — специальных безопасных мест для использования открытого огня. Лесной пожар в несколько гектаров для Финляндии сегодня — это большая беда, а у нас миллионы горящих гектаров становятся привычным явлением».
В Германии же, отмечает Софья Косачёва, значительная часть пожарной охраны состоит именно из добровольцев: в городе с населением менее 100 тыс. человек нет профессиональных пожарных, только подразделение волонтёров с графиком дежурств. А вот добровольцем в этой стране может стать как судья, так и мэр города, и в случае пожара они откладывают свои дела и едут его тушить. В России подобное, очевидно, трудно представить: работодатель должен отпустить сотрудника в случае необходимости с сохранением заработной платы, однако нигде не написано, что этот же работодатель не имеет права уволить человека, если он добровольный пожарный.
В Израиле добровольных пожарных полностью поддерживают технически, быть волонтёром там — общественно престижно. А в Америке существует деление по функционалу: добровольцам отведена одна роль и набор работ, профессиональным пожарным — другая.
Трудность организации тушения лесных пожаров в России
В нашей стране управление пожарной безопасностью более централизовано: МЧС занимается населёнными пунктами, а лесники — лесами. А вот степями практически никто не занимается — присмотр за ними зачастую падает «на плечи» МЧС, однако далеко не всегда то, что позволяет тушить пожары в городах или посёлках, способно потушить огонь в степи.
30 лет назад в СССР ситуация была несколько лучше: практически все нелесные территории были в собственности у совхозов или колхозов, которые следили за ними. Лесное хозяйство велось системнее и имело достойное финансирование. Однако и о пожарах информации было куда меньше: спутниковых данных не было, дистанционный мониторинг также отсутствовал.
Сейчас трудностей у добровольных пожарных достаточно. По словам Софьи Косачёвой, местные власти часто не до конца осознают, как необходимо выстраивать коммуникацию с волонтёрами. Они не принимают тот факт, что люди с достаточно хорошей специальной базой, способные действовать грамотно и эффективно, делают это не за вознаграждение, а по собственному желанию, а иногда даже вкладывают в это свои средства.
Важно развивать инициативу добровольных лесных пожарных, считает руководительница противопожарной программы Greenpeace России. В сфере образования, отмечает эксперт, присутствует большой пробел по теме природных пожаров: в учебниках часто представлена устаревшая информация либо она и вовсе отсутствует как таковая. Волонтёры ведут работу по восполнению данного недостатка.
«Ещё есть встречи с волонтерами на различных конференциях и форумах, привлечение новых партнёров с целью создания новых продуктов и идей. В части непосредственно борьбы с огнем идёт непрерывный поиск новых технологий и усовершенствование работы добровольцев».
Статья подготовлена совместно с проектом «Посади лес» Движения ЭКА.https://forestcomplex.ru/rf-protection/kto-takie-dobrovolnye-lesnye-pozharnye/