25.08.2021 Под Екатеринбургом второй день бушуют крупные природные пожары — их площадь уже превысила 6 тыс. гектаров. Горит лес под Ревдой и Первоуральском, горит гора Волчиха, огонь подступает к садам и поселкам. По данным регионального ГУ МЧС, с огнем борются 300 пожарных и 25 единиц техники. Но этого недостаточно — в лесу появляются новые очаги. Как только стало ясно, что пожар очень крупный, в соцсетях стали собираться волонтеры, которые хотели помочь спасателям бороться с огнем. Второй день десятки самоорганизовавшихся групп приезжают в лес, везут воду, покупают ранцы, которых нет у МЧС, копают, тушат и просто дежурят. Пожарные сотрудничают с добровольцами и слаженно работают с ними. Но руководство ГУ МЧС по Свердловской области заявило, что добровольцы на пожарах не нужны и ведомство справляется собственными силами. Почему это не так — в материале Znak.com.
«Звонят очень много людей»
Житель совхоза в Ревде Антон Золин занимается сбором и координацией волонтеров на участке в районе промкомбината. По его словам, люди активно откликаются и предлагают свою помощь в тушении пожара.
«Вчера у нас на промкомбинате низовой пожар был, лес горел. Человек 40 откликнулось, причем и со спецтехникой. Привозили воду бочками, магазины также откликнулись, помогли с ведрами — не хватало их. До сих пор эти ведра лежат, можем в любое место перенаправить. Звонят очень много людей. Нужно будет определиться, куда направить ребят, чтобы было более действенно. И помимо волонтеров, надо обеспечивать водой. Сейчас с водовозками проблема большая», — говорит он.
Как говорит Золин, волонтеры требуются практически постоянно, так как их силами можно потушить низовой пожар — когда горит сухая трава или опавшие хвойные иголки. К верховым пожарам волонтеров не допускают. Он говорит, что в Ревде небольшой штат пожарных — около 15 человек, и у них нет необходимого современного оборудования.
«У нас в Ревде порядка пяти машин, четыре из которых работают сейчас в разных точках Ревды, а пятая стоит в резерве для случаев пожара внутри города. Я разговаривал сегодня со старшим по смене. Парк машин очень старый, одна машина только относительно новая, 2015 года. Остальные все 60-70-х годов [XX века], — говорит мужчина. —
Вчера я увидел, что у наших пожарных очень мало специального оборудования. Местные брали тепловизоры, чтобы смотреть, где распространяется огонь. Вот это помогло. Я думаю, нашим пожарным надо бы еще и квадрокоптер купить с тепловизором, чтобы выявлять пожар на более ранней стадии».
К слову, один квадрокоптер у МЧС точно есть — его фото вчера опубликовала пресс-служба главного управления ведомства по Свердловской области.
На помощь спасателям приходят местные жители. «Люди готовы помогать. Я думаю, даже создать группы взаимозаменяемые, чтобы контролировать ситуацию круглосуточно. Чтобы такой ситуации, как в Якутии, не было. Если сейчас информацию давать людям вовремя, они готовы помогать», — сказал Золин.
«Маленькая девочка и рота солдат — это две большие разницы»
Жительница поселка Флюс рядом с Волчихинским водохранилищем Ирина Казакова рассказала Znak.com, что жителям поселка и садов тоже приходится самостоятельно тушить огонь, который постоянно подступает близко к жилым домам. Мелкие очаги возгорания появляются в этом районе уже больше недели.
«У нас были возгорания несколько раз рядом с линиями электропередач в районе поселка Флюс. Туда МЧС не ехало, и мы тушили своими силами. Дальше у нас в районе нашего замечательного нудистского пляжа вчера было возгорание. Мы звонили в МЧС, где сказали: „Тушите сами“. Его тушили своими силами при помощи отдыхающих и жителей поселка. Два мужика, мы нашли пикапы в поселке, загрузили бочками, канистрами, повезли туда воду. Вчера было возгорание в районе остановочного пункта 1624-й километр. Оно было сильное, и туда все-таки приехали пожарные. Они тушили до утра совместно с жителем нашего поселка Сергеем. Это героический Сергей, который весь день занимался подвозом воды. Сегодня там загорелось снова, звонили в МЧС, но пожарные вроде как туда еще не приехали. Там сейчас местные жители пытаются землей его завалить», — говорит Казакова.
По слова Казаковой, с низовыми пожарами, вспыхивающими то тут, то там, борются около десяти местных жителей. «Сейчас лето, рабочая неделя. Здесь в поселке, в садах одни пенсионеры. Работающие люди в основном в городе. Дежурят либо пенсионеры, либо женщины с детьми. Мужиков молодого возраста, чтобы тушить, возить, у нас вчера нашлось двое. Плюсом из СНТ. Спасибо волонтерам из Екатеринбурга, которые вчера приехали помочь», — говорит местная активистка.
Но она считает, что помощи обычных жителей недостаточно. На своей странице на Facebook она разместила открытое письмо к свердловским властям с просьбой привлечь к тушению пожаров военных, полицию, Росгвардию хотя бы для дежурства в лесу и тушения мелких очагов. «Я с огромным уважением отношусь к волонтерам, но маленькая девочка и рота солдат — это две большие разницы», — говорит Казакова и добавляет, что у жителей нет никаких претензий к спасателям, работающим в огне, но есть недовольства по поводу менеджмента.
Например, по ее словам, очень плохо налажено информирование граждан, которые живут в непосредственной близости от огня. «Вот у нас люди сидят на Спортивной и не понимают, дойдет до них огонь на Волчихе или не дойдет. Не ясно, локализуют пожар на Волчихе или нет. С информированием, которое бы помогало принимать решение, у нас есть проблемы», — говорит женщина.
«Информация о наборе добровольцев не соответствует действительности»
Несмотря на то что на пожарах катастрофически не хватает людей, официально в МЧС заявили об обратном. Сегодня в главном управлении ведомства по Свердловской области заявили, что «сил и средств на тушении природного пожара в Первоуральском городском округе достаточно», а «информация о наборе добровольцев для борьбы с огнем в настоящий момент не соответствует действительности».
«Ликвидацией природных пожаров занимаются профессиональные специалисты — сотрудники авиалесохраны, лесничеств и МЧС России. Они обучены принципам и тактике пожаротушения, владеют навыками ориентирования на местности, имеют специализированную лесопожарную технику, средства пожаротушения, связи и экипировку. Привлечение неподготовленных людей к борьбе со стихией — опасно», — сказали в ведомстве.
Но некоторые пожарные, которые работают в лесу, считают по-другому. Спасатели, с которыми кратко поговорил наш корреспондент, сказали, что техники и людей мало, а волонтеры действительно помогают на низовых пожарах. И волонтеров не хватает.
Об этом же говорит политик и бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который сегодня с утра вместе с пожарными работает на горе Волчихе и помогает им с тушением огня — проливает траву из ранца.
«Работают все, но ранцев нет. У одного нет наконечника, оторвалась лямка. Техники очень сильно не хватает. Нужны ранцы, они есть где-то на складах на улице Белинского, там 900 ранцев, почему их нет здесь, не знаю.
По моему пониманию, если 200-300 волонтеров сюда пустить, можно отстоять. Пока дождей не предвидится. На наших глазах возникают серьезные очаги. Ветер снизу идет, мне не нравится ситуация», — сказал Ройзман.
Сотрудники МЧС, которых Ройзман отвозил на своей машине до крупных очагов, сказали, что вертолет сегодня не используют, так как нет крупного верхового пожара — лишь много мелких возгораний, где использовать такую дорогую технику нецелесообразно.
«Ранцев не было вообще. Я планирую купить себе такой»
О том, что пожарным сильно не хватает ранцевых лесных огнетушителей, говорит и заместитель председателя Свердловского регионального экологического общества Антон Черноголов. «Ранцев сначала вообще не было, потом откуда-то взяли один-два, потом что-то еще подвезли. Я был не готов, поэтому планирую купить себе такой ранец. И на своих людей приобрести, потому что ждать, что пожарные дадут, не вариант», — сказал активист.
Сегодня к озеру Глухое также поехала группа волонтеров движения «Парки и скверы». По словам корреспондента Znak.com, активисты самостоятельно закупили ранцы, деньги собрали своими силами на пожертвования граждан. В лесу они подменяли местных сотрудников Авиалесоохраны и МЧС на тушении остатков мелких пожаров, чтобы спасатели могли заниматься крупными и опасными очагами, где волонтеры не могут работать по технике безопасности.
По словам Черноголова, в лесу простые пожарные и волонтеры работают слаженно, сотрудники МЧС подсказывают, что делать и чем помочь. Там же дежурят общественные инспекторы министерства природных ресурсов региона. Никаких прогнозов по тому, когда с пожарами справятся, у них нет.
«На Волчихе сейчас пожар локализовали, он есть ощущение, будто он под землей горит. Земля высохла, горят корни деревьев. Пожарные работают, волонтеры работают. Справляются, тьфу-тьфу. Но видно, что километрах в 15-то снова все сильно разгорелось», — сказал Черноголов.
По словам Ройзмана, чтобы только что потушенный огонь снова распространился по лесу, достаточно пары порывов ветра.
Рядом с СНТ «Мирный», недалеко от Волчихинского водохранилища и озера Глухое, где два дня назад из-за сильного пожара эвакуировали людей, волонтеры обходят минполосу со спецрюкзаками РП-18 «Ермак» и ищут очаги, тлеющие на земле после активной фазы пожара. Весь день этим занимались сотрудники МЧС и Уральской базы авиалесоохраны. Когда пришли волонтеры, специалистов перенаправили на Волчиху, где все еще бушует пожар.
Местные жители активно идут на контакт, благодарят добровольцев и предлагают им еду и воду. Сотрудники МЧС также рады волонтерам и координируют их работу, но неподготовленных граждан близко к месту горения не подпускают.
В СНТ все еще пахнет гарью, а внутри лесополосы и на верхушках деревьев стелится смог. Местами земля все еще горячая, а из-под листвы валит едкий серый дым. Мимо садов периодически пролетает вертолет, он направляется в сторону Волчихи, где сейчас начался новый крупный лесной пожар.
https://www.znak.com/2021-08-25/s_pozharami_pod_ekaterinburgom_boryutsya_desyatki_volonterov_v_mchs_zayavili_chto_oni_ne_nuzhny