18.08.2021 В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов РФ при участии органов местного самоуправления создают системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивают их эксплуатацию и развитие.
Напомним, что разворачивается система-112 на базе ЕДДС, которая является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"» эта система предназначена для информационного обеспечения ЕДДС муниципальных образований и решения следующих основных задач:
- приема по номеру «112» вызовов (сообщений о происшествиях);
- получения от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по данному номеру;
- анализа поступающей информации о происшествиях;
- направления информации о происшествиях дежурным диспетчерам экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации реагирования;
- обеспечения дистанционной психологической поддержки лицу, обратившемуся по номеру «112»;
- регистрации всех входящих и исходящих вызовов по этому номеру;
- ведения базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы;
- возможности приема вызовов на иностранных языках.
Полномочия органов местного самоуправления в рамках системы-112 закреплены пунктом 23 постановления Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 958, в соответствии с которым они организуют в том числе:
- взаимодействие операторского персонала системы-112 с подведомственными дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб и ЕДДС муниципальных образований;
- материально-техническое обеспечение названных подведомственных служб;
- взаимодействие автоматизированных систем, используемых операторским персоналом этих служб, с системой-112, а также модернизацию соответствующих систем для обеспечения такого взаимодействия;
- профессиональное обучение персонала, обеспечивающего функционирование системы-112;
- планирование развития этой системы с последующей реализацией планов.
Комплектованию и подготовке кадров ЕДДС муниципальных образований должно отводиться особое внимание, поскольку человеческий фактор влияет на скорость принятия управленческих решений и реагирования. Принимая во внимание, что численный состав специалистов оперативной дежурной смены ЕДДС определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий), а также исходя из количества населения в муниципальном образовании, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки, потребности в площадях помещений для служб должны рассчитываться с учетом требований СанПиН. Между тем в ходе выездных проверок были отмечены отсутствие требуемой штатной численности персонала ЕДДС, а также неудовлетворительное размещение.
Существуют требования и к оборудованию единых дежурно-диспетчерских служб. Они разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме. В частности, должны быть предусмотрены источники гарантированного электропитания. Однако и здесь не все благополучно. Например, в период прохождения тайфуна Майсак в 2020 г. на территории Приморского края во время пика стихии отсутствовало электроснабжение в шести ЕДДС. Дублирующих аккумуляторных источников питания хватило лишь на 10–15 мин работы. В результате прием звонков от населения по номеру «112» стал невозможен. Чтобы подобный прецедент не повторился, необходимо оснастить ЕДДС электрогенераторами (БИП).
При проведении выездных мероприятий были выявлены и другие нарушения, в том числе в части исполнения пунктов 4, 12–14 Положения о системе-112:
- в ряде случаев не восстанавливается соединение с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося по номеру «112», в случае внезапного прерывания соединения, вследствие чего вызовы остаются необработанными;
- при приеме и обработке вызовов (сообщений о происшествиях) операторский персонал не в полном объеме вводит в базу данных основные характеристики происшествия, не осуществляет анализ и передачу его характеристик в ЕДДС соответствующих экстренных оперативных служб;
- в некоторых случаях диспетчерский персонал ЕДДС муниципальных образований не осуществляет контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, а также уточнение и корректировку действий привлеченных экстренных оперативных служб, информирование взаимодействующих ЕДДС этих служб об оперативной обстановке, принятых и реализуемых мерах;
- ЕДДС экстренных оперативных служб не размещают установленным порядком в системе-112 информацию о ходе и окончании мероприятий по реагированию на принятый вызов (сообщение о происшествии).
Стоит отметить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 958 между комплексами средств автоматизации системы-112 в соседних муниципальных образованиях, в том числе находящихся в различных субъектах РФ, должно быть обеспечено взаимодействие для повышения эффективности и надежности функционирования. Вместе с тем многие регионы не обеспечивают межсубъектовой интеграции систем-112. Отсутствуют регламенты информационного взаимодействия в рамках функционирования системы между муниципальными образованиями, либо оно выполняется неустановленным порядком.
В рамках развития ЕДДС, как органа повседневного управления, следует отметить необходимость сопряжения комплексов средств автоматизации ЕДДС, помимо системы-112, также с системами:
- взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций;
- оповещения и информирования населения;
- мониторинга, включая видеонаблюдение, фото- и видеофиксацию нарушения правил дорожного движения, пожарной безопасности, мониторинга объектов ЖКХ, поисково-навигационными (ГЛОНАСС);
- информационно-аналитическими;
- АИУС РСЧС регионального уровня;
- иными существующими и перспективными системами.
НАША СПРАВКА
Комплексы средств автоматизации ЕДДС предназначены:
- для обеспечения автоматизированного выполнения их персоналом функций по своевременному представлению главе муниципального образования полной, достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения ЧС;
- сбора и передачи данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях привлеченных сил и средств;
- подготовки данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображения на электронной (цифровой) карте и пр.
В рамках реализации Плана мероприятий по развитию и дальнейшему совершенствованию системы-112 в Российской Федерации на 2018–2022 гг., утвержденного решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 15 декабря 2017 г. № 6), предусмотрено развитие этой системы с учетом мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения и интеграции с системами АПК «Безопасный город» в субъектах РФ.
http://www.mchsmedia.ru/focus/item/6655672