29.07.2021 МЧС России представило обновленный проект поправок в ППР – Правила противопожарного режима в РФ (ID проекта на портале проектов федеральных НПА – 02/07/07-21/00117929) (Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" (подготовлен МЧС России)). Поправки предлагают, в том числе, дополнить ППР новым пунктом:
"85.1. Комнаты квартир и жилых домов (за исключением помещений вспомогательного использования), не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, подлежат оборудованию автономными дымовыми пожарными извещателями".
Покупать и ставить эти извещатели будут, очевидно, за свой счет:
собственники квартир, поскольку согласно п. 1 ППР, ими установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок содержания зданий, сооружений, помещений в целях обеспечения пожарной безопасности, а бремя содержания имущества лежит на его собственнике (ст. 210 ГК РФ),
наниматели квартир по договорам соцнайма, ведь в соответствии со ст. 38 Закона о пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного и муниципального жилфонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков, а согласно ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель должен использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены ЖК РФ, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать его надлежащее состояние и проводить текущий ремонт.
В сущности, цена вопроса для отдельного домохозяйства не так велика: автономные пожарные извещатели недороги (эквивалентны нескольким кг гречки). Правда, они не всегда удачно вписываются в интерьер квартиры, отчего новоселы (а новостройки – МКД уже несколько лет оборудуются такими извещателями) просто выкидывают их.
Однако предложенная норма, вероятно, будет встречена без энтузиазма, – она появилась внезапно, без какой-либо общественной дискуссии, грозит штрафом по ст. 20.4 КоАП РФ (в сферическом вакууме) и предполагает материальные траты, притом исключительно для добросовестных собственников и нанимателей, потому что следить за недобросовестными МЧС не сможет:
пожарный надзор осуществляется по правилам Закона о госконтроле,
этот Закон запрещает проводить контрольные мероприятия в жилых помещениях, если отраслевое законодательство не установило иного,
а отраслевое – то есть Закон о пожбезопасности – как раз не установило, при этом Положение о пожарном надзоре (утверждено Правительством РФ) строго-настрого запрещает проверять жилые помещения.
Таким образом, шпынять за отсутствие извещателей смогут лица, к пожарному надзору отношения не имеющие, – например, банк-залогодержатель ипотечного жилья или страховая компания. А пожнадзор – только если об отсутствии извещателя ему стало известно при иных обстоятельствах, например, после пожара.
Отметим, что предложенный МЧС России проект поправок в ППР, кроме дискуссионной нормы об извещателях, предлагает также значительно смягчить некоторые иные требования пожбезопасности, например:
легализовать кладовки в цоколе и подвале, если они предусмотрены проектной документацией (сейчас нельзя),
убрать существующий запрет на демонтаж межбалконных лестниц и сварку люков на балконах и лоджиях квартир;
разрешить размещение сидячих мест для ожидания в коридорах зданий, то есть на эвакуационных путях, с обеспечением "геометрических параметров путей эвакуации" (сейчас нельзя),
разрешить костры на территориях частных домовладений и на территориях общего пользования в населенных пунктах, например, для организации шашлыка (сейчас нельзя).
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1476205/#ixzz724qN8ffX