22.06.2021 В июле 2019 года было объявлено, что Главное управление МЧС России по Новосибирской области будет строить и реконструировать сооружения «Сибирского спасательного центра МЧС России», который находится под Новосибирском, в райцентре Коченево. Контракт был заключен в рамках государственного оборонного заказа, срок исполнения которого – конец 2021 года. Общая стоимость контракта –748 211 758 рублей. Прошло два года. И можно констатировать, что сегодня на объектах спасательного центра МЧС не предпусковые хлопоты, а чрезвычайная ситуация...
ФГКУ «Сибирский спасательный центр МЧС России» — мобильная организация, в предназначение которой входит защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Подразделения «Сибирского спасательного центра» участвовали в ликвидации последствий наводнений в Ленске и на Дальнем Востоке, аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, боролись с лесными пожарами в Восточной Сибири, работали при ликвидации последствий тайфунов в Приморье.
Спасателям почти всегда приходится работать в нештатных ситуациях. А это требует отточенных до совершенства навыков и умений. Спасательный центр как раз и предназначен для того, чтобы те, кто служит в подразделениях МЧС, проходил здесь обучение: умел пользоваться оборудованием и техникой, которыми оснащены спасатели, альпинистским снаряжением, аварийно-спасательными инструментами, мог быстро и квалифицированно оказывать первую медицинскую помощь.
Существующие здания «Сибирского спасательного центра» были построены десятки лет назад и давно не отвечают требованиям ни по подготовке спасателей, ни по обеспечению их комфортного проживания.
Аукцион на заключение контракта в рамках гособоронзаказа выиграло ООО «Строительная компания «Союз военных строителей» (СК «СВС»). По условиям контракта подрядчик должен построить и реконструировать штаб с пультом управления, учебный корпус, спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, конференц-зал, столовую, здание для размещения дежурных сил, два общежития, два жилых дома, несколько складских помещений, гараж на 48 машин. Кроме того, провести демонтаж старых сооружений, а также возвести два временных строения.
Казалось бы, все складывается отлично: «Сибирский спасательный центр» получит должные условия для работы, конкурс выиграл опытный подрядчик – СК «СВС» на региональном строительном рынке с 2009 года, принимала участие в строительстве двух десятков жилых, коммерческих и производственных объектов, имеет опыт работы по госконтрактам, общая стоимость которых три миллиарда рублей, выполняла значительные объемы работ по заданиям регионального Минстроя. Немаловажно и то, что это новосибирская строительная компания, а значит, бюджет региона от исполнения госконтракта получит под сто миллионов рублей налоговых отчислений, а строители будут обеспечены работой.
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ...
Однако, сразу после того, как подрядчик (СК «СВС») получил от заказчика (ГУ МЧС по Новосибирской области) проектную документацию стадии «Р» – рабочий проект с печатью «К производству работ», – начались проблемы.
Дело в том, что во время процедуры конкурса, на основании документов, которые доступны на электронной площадке, в полной мере оценить качество проектной документации просто невозможно. Назначение пакета документов стадии «П» и «Р» разное. Проект стадии «П» необходим для прохождения экспертизы. В нем определены объемы основных строительных работ, потребности в оборудовании, стройматериалах и конструкциях. Основное назначение стадии «П» – это определение начальной сметной стоимости строительства – цены контракта. На стадии «Р» подготавливаются рабочие документы уже для выполнения строительных работ. Основное отличие – это степень детализации. В стадии «П» строители не смогут найти все конструктивные решения. Еще одно отличие заключается в том, что практически всегда стадия «Р» отличается от стадии «П» бόльшим объемом работ. Кроме того, в процессе строительства почти всегда происходит корректировка проекта, поскольку ни один проект не в состоянии учесть всех деталей и нюансов, с которыми приходится сталкиваться при проведении работ.
Получив пакет рабочей документации с грифом «К производству работ» и обследовав объекты, которые предстояло возвести и реконструировать, в СК «Союз военных строителей» сделали неутешительный вывод: выполнить проект по документации, переданной заказчиком (ГУ МЧС по Новосибирской области), просто невозможно.
Например, было выявлено, что сооружения, которые по проекту заказчика предполагалось реконструировать, находятся в удручающе плачевном состоянии: их несущие конструкции разрушены и не подлежат восстановлению или усилению. Ряд предлагаемых конструктивных решений не соответствовали действующим строительным нормам и правилам.Так, предусмотренный проектом ленточный тип фундамента зданий, которые предстояло построить, не соответствовал заданным нагрузкам из-за ошибок в инженерно-геологических изысканиях и оценке уровня грунтовых вод. А точки подключения к сетям водоснабжения, электроснабжения и теплоснабжения либо не совпадали с переданной подрядчику исполнительной документацией, либо вообще не были найдены.
ГУ МЧС вовремя не передало подрядчику документ, который в строительстве называется топографической основой. Из-за этого в сентябре 2019 года случился инцидент, который едва не парализовал на пару недель работу всего спасательного центра: рабочие при рытье котлована лишь по счастливой случайности не порвали кабели связи и силовые кабели электроснабжения.
Целый ряд работ и материалов, необходимых для выполнения требований проекта, в сметах отсутствовали и наоборот – проект предусматривал применение строительных материалов, которых в принципе не существует.
Действуя добросовестно и в интересах заказчика, подрядчик, чтобы доказать низкое качество и непригодность проектной документации, за свой счет провел обследование всех подлежащих реконструкции зданий, сделал экспертизу предоставленного заказчиком проекта, а затем своими силами выполнил корректировку проектной документации с повторным прохождением главгосэкспертизы. Повторная экспертиза утвердила сметную стоимость строительства почти на 460 миллионов рублей выше, и реальная цена контракта должна составлять 1 206 463 000 руб. – на 34,5% больше его начальной цены. Это окончательно подтвердило правильность решений, принятых СК «СВС».
Самое время упомянуть, что заказывало, принимало и оплачивало несостоятельный проект ГУ МЧС по Новосибирской области. А разрабатывало и готовило столь «качественную», изобилующую неточностями расчетов проектно-сметную документацию, некое московское ООО «РСП». Сложно сказать, почему начальник Главного управления МЧС России по Новосибирской области генерал-лейтенант внутренней службы Виктор Орлов остановил свой выбор именно на этом проектировщике.
Во всяком случае, еще до проведения аукциона на строительство и реконструкцию объектов «Сибирского спасательного центра» генерал Орлов знал о том, что проектная документация, разработанная ООО «РСП», для проведения работ непригодна: в феврале-марте 2019 года ГУ МЧС по Новосибирской области даже вело с ООО «РСП» официальную переписку по этому поводу. Зная о низком качестве проекта, тем не менее, ГУ МЧС не пыталось применить к проектировщику (ООО «РСП») какие-либо штрафные санкции. Наоборот – приняло и оплатило заведомо неверную проектно-техническую документацию, а затем и выставило на аукцион контракт, который предусматривает работу по этому переполненному ошибками и просчетами проекту с заведомо заниженной ценой.
Более того, несмотря на то, что подрядчик несколько раз уведомлял ГУ МЧС о невозможности дальнейшего выполнения работ, предоставлял экспертные заключения, подтверждающие непригодность проектно-сметной документации, разработанной ООО «РСП», заказчик под любым предлогом искал причины отказа согласовывать какие-либо корректировки и продолжает настаивать вести все работы, руководствуясь несостоятельным из-за массы недочетов проектом.
В такой ситуации СК «СВС», руководствуясь Гражданским Кодексом РФ и пунктом договора генподряда, который обязывает приостановить работы при обнаружении непригодности или недоброкачественности представленной заказчиком проектной (технической) документации, несколько раз был вынужден приостанавливать работы на объекте. В первый раз это случилось уже в октябре 2019 года – менее чем через три месяца после заключения государственного контракта.
ОКОПНАЯ ВОЙНА
Не секрет, что российское законодательство в строительной сфере противоречиво, довольно запутано, а посылы, заложенные в различные акты, могут толковаться двояко, потому что часто имеют разную направленность. А выполнение гособоронзаказа вообще и в строительстве в том числе, сталкивается с не самым эффективным механизмом ценообразования, проблемами при процедурах закупок, сложностями в реализации казначейского сопровождения. Здесь много бюрократических процедур и мало практики. Кроме того, в МЧС попросту нет достаточного числа квалифицированных специалистов с опытом в сфере строительства.
Наверное, поэтому со стройками у МЧС не все ладится. Так, при строительстве Уральского центра МЧС украли 25 млн рублей. На том же Урале стоит недостроенным пожарное депо под Новоуральском – деньги на него тоже растащили.
Где не крадут – топят стройки в бюрократических ритуалах, которых множество. В ГУ МЧС по Новосибирской области соблюдают все эти ритуалы и даже добавляют от себя новые, что красочно иллюстрирует эта история вокруг строительства и реконструкции объектов «Сибирского спасательного центра МЧС России». В бюрократических процедурах у них накоплен большой опыт. Например, выполнение госконтракта по первому этапу строительства и реконструкции спасательного центра с другим подрядчиком, но по сопоставимой цене контракта – 600 миллионов, – вместо трех лет растянулось почти на семь.
После каждой вынужденной приостановки работ на объекте подрядчик – ООО «Строительная компания «Союз военных строителей» – много раз предпринимал попытки достучаться до заказчика – ГУ МЧС по Новосибирской области: писал десятки писем в разные адреса – вплоть до заместителя министра МЧС, курирующего строительство, просил о проведении совместных рабочих совещаний, вновь и вновь обращая внимание на серьезность проблем с документацией и настаивая на необходимости привести ее наконец в рабочее состояние. Ответа из Москвы так и не дождались.
А в ГУ МЧС вот уже полтора года держат круговую оборону. Большинство писем и обращений подрядчика оставались без ответа, а если ответ и следовал, то «фирменным почерком» МЧС стала и практика отвечать «на флажке» – за день-два до обозначенного законом крайнего срока. Как правило, суть ответа можно было сформулировать одним коротким словом «нет».
Начальник ГУ МЧС по Новосибирской области генерал-лейтенант Виктор Орлов полномочия подписания важных документов передал своим подчиненным. С карьерной точки зрения – хитроумное решение: зачем брать на себя ответственность за то, что можно переложить на подчиненных? Только стройку это не спасает.
А спасти ее еще не поздно. Несмотря на все перипетии, подрядчик готов продолжать работу. Но нормализовать ситуацию только своими силами он не сможет – необходимы и содействие, шаги навстречу со стороны заказчика.
Но вместо содействия ГУ МЧС отвечает ударами из «своего окопа».
С сентября 2020 года подрядчик просит передать топографическую основу с фактическим указанием расположения точек подключения объектов к электричеству и другим коммуникациям – ввод зданий и сооружений без подключения к сетям невозможен. Ответа нет. В марте этого года просьбу повторили. Ответ пришел через полтора месяца: организуем по этому вопросу совместное совещание, ждите. Совещание так и не состоялось, но зато в мае ГУ МЧС направило в банк требование о взыскании с подрядчика пени за срыв ввода в эксплуатацию двух складских помещений, и подрядчик выплатил из своего кармана 420 тысяч руб. Чем не боевые действия?
Любовь руководителей ГУ МЧС к бюрократическим процедурам и фантастическое по своему упорству нежелание (заметьте – в полном соответствии с законом и нормативными документами) пойти навстречу подрядчику и привести проект в реальное рабочее состояние, приводит к тому, что жертвами этой «окопной войны» становятся рядовые сотрудники МЧС.
Так, два жилых дома на территории центра подлежат сносу. 46 человек вынуждены жить в маневренном фонде без каких-либо ясных перспектив.
Более того, оказалось, что четыре квартиры в этих домах находятся в частной собственности. В ГУ МЧС этот факт подрядчику подтвердили лишь в начале мая этого года. Любопытна деталь: зная о том, что дома с квартирами в частной собственности пойдут под снос, а новые архитектурные решения не соответствуют по площади и количеству комнат квартирам, находящимися в собственности, ГУ МЧС скрыло это от подрядчика. Вероятно, в надежде перекинуть эту проблему на СК «СВС».
Еще об одном факте редакции рассказали родители тех, кто проходит военную службу по призыву в спасательном воинском формировании «Сибирского спасательного центра». Они шокированы условиями проживания трех десятков солдат-срочников.
Двухэтажное общежитие находится в опасном аварийном состоянии: плиты перекрытий здесь держатся на металлических подпорках, стены на стяжках, здание трещит по швам, ни о каких санитарных нормах не может быть и речи.
«Сибирский спасательный центр» уже сегодня мог иметь и новое общежитие, и современный оснащенный учебный корпус, и другие необходимые для эффективной работы объекты, но...
Для того чтобы это произошло, заказчику следует признать слабую проработанность и непригодность для работы имеющейся проектной документации и принять предлагаемые подрядчиком корректировки.
Статья 750 Гражданского Кодекса прямо указывает: «если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий».
Сегодня еще есть пути к тому, чтобы спасти ситуацию. Завтра их не будет. Что тогда? Расторжение госконтракта? Безусловно, для подрядчика это обернется серьезными финансовыми и репутационными потерями. Но пойдя на такой шаг, руководители ГУ МЧС по Новосибирской области «выстрелят себе в ногу» – их репутация пострадает ничуть не меньше, да и вряд ли за такое их наградят.
Переносить споры в суд тоже не выход. Судебная тяжба продлится месяцы, а то и годы. И пока будут идти судебные слушания, апелляции и тому подобное, новый контракт с другим подрядчиком заключать нельзя. А вот ставить новые стяжки на стены разваливающегося общежития и подпорки под его перекрытия – точно придется.
Выход один – покидать «окопы» и вместе с подрядчиком искать разумные решения, устраняя все препятствия, мешающие исполнению госконтракта. Потому что дело выше амбиций. Что уж говорить о людях – спасателях и других специалистах МЧС, которым хватает риска на работе. Их жизни выше любой цены, и они имеют право на комфортные условия учебы и быта.
Сибкрай.ru продолжит следить за развитием ситуации вокруг строительства и реконструкции «Сибирского спасательного центра МЧС России» и надеется получить комментарий от ГУ МЧС по Новосибирской области.https://sibkray.ru/news/1/943879/