08.06.2021 Так региональные власти формируют «красивую» отчётность и пытаются избежать ответственности.
Часть лесных пожаров списывают на молнии. Об этом сообщил в эфире радиостанции «Говорит Москва» руководитель лесного отдела «Greenpeace России» Алексей Ярошенко.
«Обычная ситуация, многие регионы, когда что-то начинает сильно гореть, первым делом пытаются это скрыть. По состоянию на сегодня, если сравнить данные спутников по площади лесных пожаров с начала года по всей стране и данными, которые попали в сводку, то разница оказывается девятикратная. Помощь в любом случае дадут небольшую, а вот за пожар и некрасивую отчётность с них спросят, за лесопожарную ложь ответственности почти никакой.
Причины пожаров часто оказываются неустановленными, у работников леса на местах есть очень серьёзный мотив, чтобы пожары списывать на молнии. Если пожар возник от молнии, то ущерб считается не так, как если он возник в результате нарушения пожарной безопасности. Разница от 50-кратной до 250-кратной. Это один из показателей, который характеризует их работу. Доля пожаров на молнии обычно не превышает 10%, реально, я думаю, меньше. Остальное — это люди».
Владельцы сельхозземель часто сами жгут лес на этой территории, чтобы избежать штрафа. В регионах часто принимают решение не тушить пожар, пользуясь действующим законом, отметил Ярошенко.
«Больше 40% страны приходится на так называемые зоны контроля лесных пожаров, это территории, где по закону можно пожары не тушить. Поскольку денег у регионов мало, на исполнение переданных лесных полномочий они получают малую часть от реальной потребности, то решение об отказе от тушения таких пожаров принимаются практически в автоматическом режиме. Это одна из причин, что пожары быстро разрастаются на большие площади.
Государство также способствует, потому что за существование леса на земле сельхозназначения полагаются большие штрафы и изъятие земли. Люди, чтобы не платить штрафы, жгут эти леса неформально».
Ярошенко отметил, что статья 237 УК РФ об ответственности за лесные пожары по факту не работает. Административное наказание за лесные пожары со штрафами от 10 до 15 тыс. рублей также не влияет на ситуацию, заключил глава российского отделения Greenpeace.
Ранее Минприроды обратилось в Генпрокуратуру по занижению данных о площади пожаров в Якутии и Иркутской области. Так, в Якутии площадь лесных пожаров, по данным Рослесхоза, более 23 тыс. га, а регион отчитался о площади в 1,3 тыс. га. В Иркутской области данные со спутника показывают более 24 тыс. га площади лесных пожаров, а регион сообщает только о 4,2 тыс. га.https://govoritmoskva.ru/news/276333/