26.04.2021 Катастрофа, которую помнит весь мир. И вряд ли когда-нибудь забудет. 35 лет назад произошла авария на Чернобыльской АЭС. Взорвался четвертый энергоблок. Десятки человек погибли на месте – это сотрудники станции и ликвидаторы. Тысячи пострадали от последствий воздействия радиации. Подробности трагедии вспомнил корреспондент «МИР 24» Максим Драгнев.
«Алло это ВПЧ 2? Что у вас там горит?»
«Взрыв на главном корпусе»
«А там люди есть? Подымай наш состав»
3
Это один из самых страшных телефонных звонков XX века. Серия взрывов на четвертом энергоблоке уничтожила ядерный реактор и здание. Земля заражена на десятки километров вокруг.
«Очень запомнились вороны, их было очень много, солнечный день, а их, наверное, десятки тысяч, и как взлетит и аж солнце и небо закрывают, аж темно становилось», – сказал председатель Общественного объединения «Союз Чернобыля» Виктор Деймунд.
Главная фаза ликвидации длилась чуть больше года. В ней участвовали свыше миллиона человек со всего Советского Союза. Гражданские и военные, резервисты и добровольцы поначалу даже не понимали, что их ждет.
«Медицина была не готова к ликвидации последствий. Обычно, когда случилась такая беда, обычно сразу выдают препараты йода. А их не хватило даже сотрудникам атомной станции», – добавил генерал-майор Николай Тараканов.
Водитель припятской автобазы, житель соседней деревни, Петр Коваленко в ночь взрыва был в городе атомщиков, но не почувствовал ничего особенного.
«Час ночи – что-то такое толчок какой-то или что…А мы с женой как раз были на новоселье в Припяти, пешком шли. Но за домами ничего не заметили», – сказал водитель Петр Коваленко.
Радиоактивный пепел разлетался по соседним областям, но местные жители были спокойны. Пекли куличи и готовились к Пасхе. О катастрофе им не торопились сообщить.
«Утром в 6 часов объявили всем водителям явиться на рабочие места. Наш парк метров 800 от четвертого блока: мы ж видим, как все горит, дымит, вертолеты летают, бросают. Сейчас потушат все, будем жить», – отметил Петр Коваленко.
Полковника Олега Чичикова новость застала на рыбалке за 6,5 тысячи километров от Чернобыля. Из Читы его вместе с другими военными перебросили прямо к станции.
«Когда был взрыв, а это был настоящий ядерный взрыв был, крышку толщиной шесть метров бетона к чертовой матери скинуло. И вся эта гадость устремилась в атмосферу», – сказал полковник ВВС Республики Беларусь Олег Чичков.
Вертолетчики, собранные со всех военных округов страны, бросали в жерло реактора мешки с песком, доломит с борной кислотой, свинцовые блоки. Когда свинца не хватало, в ход шли запасы дроби из охотничьих магазинов СССР. Когда и они закончились, забрасывали списанными парашютами.
«Мы летали в таких рубашечках с коротким рукавом, в трусах, жара была плюс 30. А над реактором на высоте 200 метров – 67 градусов, потому что расплав идет», – добавил Олег Чичков.
Карты радиационного заражения были засекречены. А поезда и вертолеты доставляли в Чернобыль все новых ликвидаторов. Часто пункт назначения держали в тайне.
«Настроения были разные, скажем. У меня полроты были ребята из Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана. Их обманули, сказали, что они едут на ликвидацию землетрясения в Молдове, а привезли в Чернобыль», – сказал Виктор Деймунд.
«Мы, медицинская служба, добивались, чтобы нам присылали людей взрослых, у которых были дети. Я может быть, грубо сейчас пошучу, но говорили так: «Если хочешь быть отцом, оберни яйцо свинцом», – отметил врач-радиолог Лев Артишев.
Пожарные, военные, атомщики, милицейские бригады, медики, строители, шахтеры, ученые, водители – через чернобыльский ад проходило все больше и больше людей.
«Утром нас поднимают, например, человек 100 нас было, а выходим – уже 1-2% уже среди нас нет. А их дальнейшее существование мы не знали где они? Куда их отвезли?» – сказал Вали Одинаев.
Ликвидаторы добровольцы покинули 30-километровую зону только через три года. Работавшая в вахтовом поселке Елена Кереселидзе из Грузии вспоминает, что люди к этому моменту устали бояться.
«Я в жизни не видела такой огромной клубники, картошка с килограмм. Все кушали. Боялись две недели, а потом ели», – отметила делопроизводитель Елена Кереселидзе.
Это была ответственность перед всей страной. Это не громкие слова. Сколько нас тут могло пострадать, – а там – миллионы. Поэтому и работали. 600 тысяч ликвидаторов получили высокие дозы радиации. Пострадало два миллиона. И это была почти война – безоружных людей бросили сражаться с врагом, которого они видели только на дозиметрах.
Сегодня в полночь на телеканале «МИР» смотрите специальный выпуск новостей, посвященный аварии на Чернобыльской АЭС. А сразу после него – документальный фильм «Чернобыль. Горечь полыни».https://mir24.tv/news/16457407/katastrofa-kotoruyu-pomnit-ves-mir-35-let-nazad-proizoshla-avariya-na-chernobylskoi-aes