Приложение 2
Рекомендуемое
Загрязнение придорожных зон автомобильных дорог выбросами автомобильного транспорта
Из года в год увеличивается интенсивность движения автотранспорта на дорогах России, что приводит к увеличению выброса продуктов сгорания горючего и заражения окружающей среды вдоль автомобильных дорог тяжелыми металлами и другими веществами.
Уровень загрязнения почв придорожной полосы выбросами автотранспорта зависит от интенсивности, состава движения и продолжительности эксплуатации автодороги.
Наиболее высока интенсивность движения на автомобильных дорогах 1-а и 1-б категорий. Так наблюдения, проведенные на дорогах Московской области, показали, что интенсивность движения на Минском шоссе равнялась 32000 авт/сут. Ленинградском шоссе - 3900 авт./сут., Ярославском - 44000 авт./сут. При такой интенсивности движения выделяется огромное количество выбросов в том числе и соединений тяжелых металлов. Установлено, что почвы придорожной зоны магистральных автомобильных дорог содержат в несколько десятков и даже сотен раз больше свинца, цинка и кадмия по сравнению с почвами, находящимися в местах, отдаленных от автомагистрали. На рис. 1-4 приведены данные исследования загрязнения придорожной территории выбросами автомобильного транспорта (окись углерода), выполненных в СоюздорНИИ.
На рис. 5-7 данные исследований по загрязнению тяжелыми металлами, выполненные в Латвии ("Загрязнение природной среды автотранспорта", Академия наук Латвийской СОР, институт биологии "Зинатне", Рига, 1980).
Рис. 1 Загазованность придорожной территории на автомобильной дороге I категории (N=10000 авт/сут) выбросами автотранспорта (окись углерода)
Рис. 2 Загазованность придорожной территории на автомобильной дороге II категории (N=5000 авт/сут), выбросами автотранспорта (окись углерода)
l - Расстояние от бровки земляного полотна
C - Загазованность придорожной территории выбросами углерода
Рис. 3 Загазованность придорожной территории на автомобильной дороге III категории (N=3000 авт/сут) выбросами автотранспорта (окись углерода)
Рис. 4 Загазованность придорожной территории на автомобильной дороге IV категории (N=1000 авт./сут.) выбросами автотранспорта (окись углерода)
l - Расстояние от бровки земляного полотна, м
C - Загазованность придорожной территории выбросами углерода, м2/м3
Рис. 5 Содержание железа в напочвенном слое придорожной полосы в зависимости от расстояния от полотна дороги
Рис. 6 Содержание меди (1) и кадмия (2) в напочвенном слое придорожной полосы в зависимости от расстояния от полотна дороги
l - Расстояние от полотна дороги, м
l - Расстояние от бровки земляного полотна, м
Рис. 7 Изменение концентрации свинца в почве с удалением от дороги, в зависимости от расположения лесопосадок
Рис. 8 Номограмма для определения ширины зоны влияния загрязнения придорожной полосы выбросами автомобильного транспорта тяжелыми металлами в зависимости от высоты насыпи, прироста интенсивности движения, расхода топлива (Р).
(, где NI - кол-во автомобилей определенной марки; РI - расход топлива автомобиля этой марки; N- интенсивность движения)