ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В результате изучения предмета слушатели должны:
Знать: психологические требования к профессии пожарного и спасателя, свои индивидуально-психологические особенности, особенности психологического воздействия обстановки при чрезвычайных ситуациях, методы и приемы управления собственным состоянием;
Уметь: учитывать свои индивидуальные психологические особенности при тушении пожаров и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ и корректировать их, психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях; применять на практике знания, умения и навыки в поддержании психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, контролировать свое психическое состояние и применять приемы управления им, развивать способности к быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни, поддержанию эффективного внутригруппового взаимодействия.
В рамках программы проводится тестирование, на основе которого делаются выводы об индивидуально-психологических особенностях пожарного.
Психологическая подготовка пожарных осуществляется в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов МЧС России с учетом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций.
К проведению занятий привлекаются прошедшие подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах психологи, медицинские работники, командно-преподавательский состав учебного подразделения.
Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке пожарных в учебных подразделениях создается современная учебно-материальная база, которая включает:
специальные классы (кабинеты), оснащенные современными техническими средствами обучения и контроля знаний, средствами индивидуальной защиты;
для тренировочных баз: кабинеты, оборудованные аппаратурой контроля психологического состояния обучаемых, специально оборудованные площадки, полосы, участки психологической подготовки, тренажеры, имитаторы аварийных ситуаций;
кино- и видеоаппаратуру, комплекты учебно-тематических планов, учебных пособий, методических материалов, кино- и видеофильмов, плакатов, слайдов, тестов для оценки качеств важных для профессии пожарного.
Изучение предмета завершается зачетом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Всего час. | Количество часов по видам занятий |
лекций, семинарских занятий | практических занятий |
1 | Психологические основы профессиональной деятельности пожарного в современном обществе. | 4 | 2 | 2 |
2 | Психологическая подготовка пожарного к действиям в чрезвычайных ситуациях | 4 | 2 | 2 |
3 | Профессионально-важные качества пожарного | 4 | 2 | 2 |
4 | Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях. | 3 | 1 | 2 |
5 | Методы управления психическим состоянием при действиях в чрезвычайных ситуациях. | 3 | 1 | 2 |
6 | Основы саморегуляции и психологической реабилитации | 4 | 2 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Психологические основы профессиональной деятельности пожарного в современном обществе
Спасание людей – смыслообразующая основа жизни пожарного, доминирующий мотив профессии. Профессиональное становление пожарного. Роль морального фактора, примеры самоотверженных действий пожарных при аварии на ЧАЭС, в других чрезвычайных ситуациях. Роль профессиональных традиций и истории пожарного дела в формировании личностных качеств пожарного. Демонстрация документальных кино- видеофильмов.
Возрастание социальной значимости профессии пожарного в связи с ростом в современных условиях числа аварий и катастроф техногенного и природного характера.
Практическое занятие.
Проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации поведения обучаемых.
Тема 2. Психологическая подготовка пожарного к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях, создание моделей чрезвычайных ситуаций, проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях, на огневой полосе психологической подготовки пожарных с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ; создание трудных ситуаций по спасанию пострадавших (манекенов) из-под завалов при наличии загораний, тушение загораний на манекенах, тренировки по решению задач с применением видео и компьютерных имитаторов ситуаций аварий на химически и радиационно опасных объектах, принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки; психологическая закалка, посещение морга, демонстрация учебных фильмов по подготовке врачей травматологов.
Практическое занятие.
Тренинг психологической устойчивости к стрессам.
Тема 3. Профессионально-важные качества пожарного.
Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарного.
Психологические особенности пожарного, требуемые для профессиональной деятельности:
личностные характеристики: эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях, стиль взаимоотношений в отряде, готовность к риску, дисциплинированность, настойчивость и целеустремленность при ведении спасательных работ;
статистические и динамические характеристики психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования;
способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью, к мобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других пожарных в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности.
Практическое занятие.
Проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков.
Беседа и обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации.
Тема 4. Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях.
Психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштаб события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления.
Демонстрация документальных кинофильмов, комментарии и беседа по результатам их просмотра.
Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранении самообладания, способности к активной деятельности; кратковременных изменениях психического состояния; патологических нарушениях психической деятельности.
Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ. Поведение пожарного среди паникующей и социально напряженной толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде. Массовое помешательство при галлюцинации. Приемы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из практики ведения спасательных работ.
Практическое занятие.
Ознакомление с клинической картиной психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация учебных фильмов для подготовки врачей-психиатров (психотерапевтов).
Тема 5. Методы управления психическим состоянием при действиях в чрезвычайных ситуациях.
Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость пожарного.
Изменение текущего состояния пожарного при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления.
Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием пожарного и повышение эффективности спасательных работ, сохранение здоровья пожарного.
Практическое занятие.
Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника ее проведения. Дыхательные и физические упражнения. Приемы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния.
Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении работ.
Тема 6. Основы саморегуляции и психологической реабилитации
Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.
Практическое занятие.
Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.