6. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
6.1. Общие положения
6.1.1. Подлежащие испытаниям АПК должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящих НПБ, нормативно-технической и конструкторской документации, полностью укомплектованы, технически исправны и пройти приемосдаточные испытания.
АПК должен пройти надлежащую обкатку в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя.
6.1.2. Для испытаний (в случае испытаний серийных образцов) АПК выбираются методом случайного отбора по ГОСТ 18321 представителями организации, проводящей испытания, и представителем заказчика из готовой продукции, выпущенной в текущем квартале, принятой ОТК предприятия-изготовителя и не подвергшейся какой-либо специальной подготовке к испытаниям.
6.1.3. Дополнительная подготовка и переукомплектование испытываемых АПК, не предусмотренные настоящими нормами, техническими условиями, инструкцией по эксплуатации, методикой или программой испытаний, не допускаются.
6.1.4. Испытания АПК следует проводить в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и ТУ на конкретную модель.
6.1.5. Топливо, масла и специальные жидкости должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации (РЭ) и ТУ на конкретную модель и соответствовать климатическим условиям проведения испытаний.
6.1.6. В течение всего периода испытаний АПК должны проходить техническое обслуживание (ТО) в соответствии с требованиями РЭ.
Условия хранения АПК в период испытаний должны исключать возможность несанкционированного влияния на их техническое состояние, комплектность и регулировку.
6.1.7. Требования безопасности при проведении испытаний определены ГОСТ 12.3.002, требования по электробезопасности установлены ГОСТ 12.1.019.
6.1.8. Персонал, допускаемый к испытаниям, должен пройти обучение в порядке, установленном ГОСТ 12.0.026.
6.1.9. На испытательной площадке во время проведения испытаний должны быть установлены предупреждающие знаки по ГОСТ 12.4.026.
6.1.10. Применяемые средства испытаний, контроля и измерений должны обеспечивать создание требуемых испытательных режимов и условий испытаний.
6.1.11. Испытательное оборудование должно подвергаться первичной и периодической аттестации. Порядок подготовки, проведения и организации аттестации определен в ГОСТ 24555.
6.1.12. Результаты испытаний заносят в таблицу протокола проведения испытаний АПК. Бланк протокола испытаний АПК указан в приложении 3.
6.2. Внешний осмотр
6.2.1. Качество покрытий (пп. 4.1.25 – 4.1.27) проверяют по ГОСТ 9.302 (контроль внешнего вида).
6.2.2. При внешнем осмотре визуально проверяют:
а) наличие поверхностей, препятствующих скольжению, на платформе и ступенях (пп. 4.4.3 и 4.4.6);
б) отсутствие утечки (подтекания) рабочей жидкости (п. 4.1.23);
в) расположение основного пульта управления на поворотном основании с левой стороны по ходу движения автомобиля (п. 4.3.1);
г) наличие на основном пульте управления органов управления, приборов контроля, связи и сигнализации согласно требованиям (п. 4.3.2);
д) наличие самовозвратных органов управления во влагозащищенном исполнении (п. 4.7.1);
е) наличие выключателей аварийного останова, расположенных выше других выключателей и выкрашенных в красный цвет (п. 4.7.1);
ж) наличие органов управления блокировкой рессор и выдвижными опорами и место их расположения (п. 4.3.3);
з) наличие указателя горизонтальности подъемно-поворотного основания (п. 4.11.8);
и) наличие световых сигналов (п. 4.11.5), расположенных на пульте управления;
к) наличие расположенной в кабине водителя световой сигнализации (п. 4.11.6);
л) наличие у стреловой конструкции отдельных колен (п. 4.2.1) и возможности выдвигания и/или раскладывания одного колена относительно другого;
м) наличие устройства для крепления грузового каната, расположенного на вершине нижнего колена (п. 4.2.2);
н) наличие спасательного рукава и устройства его крепления и/или других специальных средств спасания с высоты (п. 4.1.11);
о) наличие и объем отсеков для размещения съемного оборудования и принадлежностей, дверок с замками и ограничителей открывания (пп. 4.4.2, 4.6.6);
п) наличие дверок с замками на люльке (п. 4.5.3);
р) наличие фар и/или прожекторов (п. 4.7.3);
с) наличие внешних световых приборов и световой аварийной сигнализации (п. 4.7.5);
т) наличие световозвращателей (п. 4.1.15);
у) наличие мест для размещения государственных регистрационных знаков (п. 4.1.18);
ф) наличие дополнительной системы отвода отработавших выхлопных газов (п. 4.11.11);
x) возможность пломбирования сливной пробки и наливной горловины топливного бака (п. 4.1.29);
ц) комплектность (п. 4.10).
6.3. Определение времени совершения маневров
6.3.1. Временные характеристики на соответствие требованиям таблицы 1 (пп. 7, 9 – 11) допускается определять с погрешностью до 5 с за время не менее 1 ч, в качестве нагрузки использовать меры массы общего назначения по ГОСТ 7328. Нагрузку размещать равномерно на полу люльки.
6.3.2. Определение временных характеристик производится после стабилизации работы агрегата (двигателя шасси), являющегося источником энергии для привода исполнительных механизмов.
6.3.3. Отсчет фиксируемого времени производится с момента начала перемещения тумблера (рычага), с помощью которого обеспечивается управление соответствующим маневром, до его окончания.
6.3.4. Маневр считается выполненным, если исполнительный механизм, обеспечивающий выполнение данного маневра, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.
6.3.5. При определении времени установки АПК на выносные опоры последние перед началом этого маневра должны находиться в положении, соответствующем транспортному; подкладки под выносные опоры не устанавливаются (за исключением условий, имитирующих работу на уклоне).
6.3.6. Время совершения каждого маневра следует фиксировать не менее трех раз. За результат принимать среднеарифметическое значение полученных результатов.
6.3.7. В процессе определения временных характеристик также проводят проверку плавности регулирования скорости движения люльки со всех ПУ (п. 4.1.7), а также возможность совершения не менее двух маневров одновременно (п. 4.3.6).
6.3.8. При изменении скорости движения люльки от минимальной до максимальной в любом направлении люлька должна перемещаться плавно, без видимых толчков и рывков. Разгонять и замедлять движение люльки в любую сторону необходимо не менее пяти раз.
6.3.9. При одновременном совершении маневров следует совмещать не менее двух произвольно выбранных движений. Продолжительность маневров не менее 20 с. Количество испытаний не менее трех. При всех вариантах совмещения основной привод АПК должен обеспечить возможность одновременного совершения маневров.
6.4. Определение наружных размеров
6.4.1. Линейные размеры определяются соответствующими средствами измерения с погрешностью не более 5 мм, угловые - с погрешностью не более 0o15,.
6.4.2. Измерение наружных размеров производится в транспортном положении в соответствии с ГОСТ 22748.
6.4.3. Размеры опорного контура (см. таблицу 1, п. 6) измеряют после установки АПК на выносные опоры. Размеры определяются по центрам опорных плит.
6.4.4. Площадь пола люльки, размеры дверных проемов, а также высота поручней и плинтуса измеряются в транспортном положении или при опускании ее на землю и проверяются на соответствие требованиям пп. 4.5.1; 4.5.2 и 4.5.3.
6.4.5. Размеры элементов лестницы (п. 4.2.3), высоту расположения подножки и величину рифов (п. 4.4.6) измеряют в транспортном положении.
6.4.6. Ширина каждой из двух полос контрастирующего цвета (п. 4.1.24), нанесенных на капот, должна быть от 120 до 180 мм с расстоянием между полосами (90,0 ±0,5) мм. Полосы должны располагаться симметрично относительно продольной оси автомобиля.
6.4.7. Длина рукава, отводящего отработавшие выхлопные газы (п. 4.11.11), измеряется после его раскатывания на ровной поверхности.
6.4.8. За результат принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений каждого из линейных и угловых размеров.
6.5. Определение предельных размеров рабочего поля АПК (зоны досягаемости)
6.5.1. Для определения максимального и минимального рабочего вылета (см. таблицу 1, пп. 3, 4) следует использовать средства измерения в соответствии с п. 6.4.1.
6.5.2. При определении предельных размеров рабочего поля АПК устанавливается на выносные опоры, стрела поворачивается на (90±5) o и приводится в положение, соответствующее предельным значениям измеряемого показателя.
6.5.3. Измерение размеров по горизонтали производится от плоскости, параллельной продольной оси автомобиля и проходящей через ось вращения поворотного основания АПК, до указанной в измеряемом размере точки.
6.5.4. Измерение размеров по вертикали производится от горизонтальной опорной поверхности до указанной в измеряемом размере точки.
6.5.5. В процессе определения рабочего вылета по п. 6.5.1 производят сравнение и оценку показаний автоматической системы контроля положения стрелы и люльки (п. 4.3.4).
Результаты измерений считаются удовлетворительными, если показания указателей отличаются от полученных не более чем на 5 %.
6.5.6. При определении максимального вылета люльку подводят к границе рабочего поля, при этом выбирают три произвольных, но равномерно расположенных (два крайних – верхний и нижний – обязательны) по высоте уровня. На каждой из трех выбранных высот люльку подводят к границе рабочего поля не менее двух раз. В каждом случае должна срабатывать (п. 4.11.5) звуковая и световая сигнализация.
6.5.7. В каждом случае при достижении люлькой границ рабочего поля (п. 4.11.7) должна замедляться скорость перемещения люльки. Испытания проводить с грузом и без него.
6.5.8. За результат измерения максимального и минимального рабочего вылета принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений каждого из вылетов соответственно.
6.6. Проверка водопенных коммуникаций
6.6.1. Для проверки водопенных коммуникаций (п. 4.1.3, б) используют манометр для определения давления воды с диапазоном измерений от 0 до 1,6 МПа и классом точности не ниже 1,5 и расходомер с погрешностью измерения не более ±5 %.
6.6.2. Водопенная коммуникация автоподъемника проверяется в двух положениях:
а) люлька опущена на землю;
б) люлька поднята на максимальную высоту.
Для подачи воды (раствора пенообразователя) можно использовать стационарные насосы или передвижную пожарную технику.
6.6.3. Установить лафетный ствол в люльке, присоединить к приемному патрубку водопенных коммуникаций напорный рукав и подать воду к лафетному стволу под давлением (0,9 ±0,1) МПа. После появления воды из лафетного ствола стояк перекрывают и выдерживают в течение (5,0 ±0,1) мин. После этого открыть сливной кран и стояк и слить воду.
6.6.4. Испытания проводить для каждого положения люльки не менее двух раз. Струйные течи в соединениях водопенных коммуникаций не допускаются. Допускаются капельные утечки.
Для определения расхода ствола подать воду к нему под давлением (0,6 ±0,05) МПа. Давление определяют перед стволом. Измерение давления и расхода проводится не менее чем через 10 с после того, как установилось значение заданного давления.
6.6.5. Для проверки работы пеногенераторов присоединить гребенку к патрубку в люльке, навесить генераторы пены и произвести подачу раствора пенообразователя.
Не менее чем через 5 с после появления пенной струи визуально определить полноту ее сечения.
6.6.6. Испытания повторить не менее двух раз. В каждом случае пенная струя, выходящая из генераторов пены, должна подаваться полным сечением.
6.6.7. Проверку работоспособности сливного крана (п. 4.2.4) проводят каждый раз после испытаний по пп. 6.6.3 и 6.6.5 соответственно. В каждом случае сливной кран должен обеспечивать полный слив огнетушащего вещества из водопенной коммуникации АПК.
6.7. Проверка горизонтальности пола люльки, ступеней лестницы и наличия системы выравнивания
6.7.1. Определяя горизонтальность пола люльки на соответствие требованиям п. 4.1.17, следует использовать средства измерения в соответствии с п. 6.4.1.
6.7.2. Горизонтальность пола люльки контролируется по двум ее взаимно перпендикулярным осям – продольной и поперечной.
6.7.3. Стрела развертывается таким образом, чтобы люлька находилась непосредственно у поверхности испытательной площадки на минимальном расстоянии от АПК, в этом положении фиксируют её горизонтальность.
6.7.4. Люлька устанавливается в положение, при котором она имеет максимальный вылет и поднята на максимальную высоту для этого вылета, после чего проверяется её горизонтальность.
6.7.5. Стрелу поворачивают в горизонтальной плоскости на 360o вправо или влево с остановкой через каждые (90±5)o и последующей проверкой горизонтальности люльки.
6.7.6. Люлька поднимается на максимальную высоту, после чего определяется её горизонтальность.
6.7.7. Стрелу поворачивают в горизонтальной плоскости на 360o вправо или влево с остановкой через каждые (90±5)o и последующей проверкой горизонтальности люльки.
6.7.8. Люлька устанавливается в положение по п. 6.7.3, после чего проверяется ее горизонтальность.
Проверку горизонтальности ступеней лестницы проводить по п. 22.5 НПБ-188.
6.7.9. При обеспечении горизонтальности пола люльки в соответствии с требованиями п. 4.1.17 считается, что АПК имеет систему выравнивания.
6.8. Проверка ограничителя лобового удара
6.8.1. Проверка работоспособности ограничителя лобового удара проводится на соответствие требованию п. 4.11.3, подпункта г.
6.8.2. Установив люльку в непосредственной близости от земли, развернуть стрелу на (90±5) o к продольной оси АПК.
6.8.3. Установить люльку на расстоянии, меньшем максимального вылета на 0,3 – 0,5 м, таким образом, чтобы элементы системы защиты от столкновения люльки с препятствием оказались на уровне специального щита-препятствия (справочное приложение 4, рисунок 1) и касались его поверхности, расположенной перпендикулярно направлению, в котором будет двигаться люлька при приближении к нему.
6.8.4. Путем перемещения колен стрелы относительно друг друга отвести люльку от поверхности щита-препятствия на расстояние от 0,8 до 1,0 м.
6.8.5. Переместить люльку с помощью колен стрелы в сторону щита-препятствия по направлению, перпендикулярному его плоскости, на минимальной скорости и после ее остановки при срабатывании предохранителей от лобового удара измерить расстояние от поверхности щита-препятствия до ближайшей части люльки, не учитывая элементы конструкции, относящиеся к предохранителям от удара.
6.8.6. Осуществить замеры по п. 6.8.5 при выполнении маневра с максимальной скоростью.
6.8.7. Путем поворота стрелы отвести люльку от щита-препятствия (справочное приложение 4 , рисунок 2) на расстояние 0,8 – 1,0 м.
6.8.8. Повторить испытания по пп. 6.8.5 и 6.8.6, перемещая люльку с помощью поворота стрелы.
6.8.9. Испытания проводить не менее двух раз с каждой скоростью. Результаты испытаний считаются удовлетворительными, если люлька во всех испытаниях не касается поверхности щита, а при соприкосновении предохранителей с поверхностью щита-препятствия срабатывает звуковая и световая сигнализация (п. 4.11.5).
6.9. Проверка ограничителя грузоподъемности
6.9.1. Проверка срабатывания ограничителя грузоподъемности проводится на соответствие требованиям п. 4.11.3, подпункта д.
6.9.2. В качестве нагрузки следует использовать гири общего назначения шестого класса точности (ГОСТ 7328).
6.9.3. Поднять люльку на максимальную высоту при максимальном вылете, предварительно установив стрелу под углом (90±5)o к продольной оси автомобиля.
6.9.4. К люльке приложить нагрузку, соответствующую 80 – 90 % ее номинальной грузоподъемности, указанной в технической документации на АПК.
6.9.5. Увеличить высоту подъема люльки. Если ограничитель грузоподъемности блокирует подъем люльки, то испытания прекращаются до выяснения и устранения причин преждевременного его срабатывания.
6.9.6. Если ограничитель грузоподъемности не срабатывает, то постепенным увеличением нагрузки (но не более чем на 5 % от номинальной грузоподъемности люльки) достигают момента срабатывания ограничителя грузоподъемности. При этом величина грузоподъемности должна быть не менее указанной в таблице 1, п. 2. После срабатывания ограничителя грузоподъемности величину нагрузки уменьшают на 5 %. При этом должна восстанавливаться возможность совершения маневров люлькой.
6.9.7. Испытания по п. 6.9.6 проводить не менее трех раз, во всех случаях должен срабатывать ограничитель грузоподъемности.
При срабатывании ограничителя грузоподъемности (п. 4.11.5, подпункт б) должна срабатывать звуковая и световая сигнализация.
6.10. Определение показателей массы и поперечной устойчивости
6.10.1. Определение показателей массы и поперечной устойчивости проводится на соответствие требованиям п. 4.1.4.
6.10.2. Полную массу АПК и ее распределение по осям и бортам определять с погрешностью, не превышающей 1,5 % от определяемой величины.
6.10.3. При определении осевой нагрузки на дорогу в момент взвешивания колеса взвешиваемой оси должны находиться на весовом устройстве, а колеса остальных осей – на твердой поверхности, лежащей в одной горизонтальной плоскости с его платформой. Допускается определять осевую нагрузку на одну из осей расчетным путем по результатам взвешиваний, которые получены для одной или нескольких других осей и всего автомобиля в целом.
6.10.4. При оценке распределения нагрузки на дорогу по бортам в момент взвешивания колеса, расположенные по одну сторону относительно продольной оси АПК, должны находиться на весовом устройстве, а находящиеся по другую сторону – на твердой поверхности, лежащей в одной горизонтальной плоскости с его платформой. По результатам этого взвешивания и взвешивания всего АПК рассчитывается нагрузка на другой борт.
6.10.5. Соответствие угла поперечной устойчивости требованиям п. 4.1.4 проверяют на стенде опрокидывания с платформой соответствующих грузоподъемности и размеров. Платформа должна обеспечивать угол наклона в горизонтальной плоскости, при котором испытываемый автомобиль теряет устойчивость. Для определения угла следует использовать средства измерения в соответствии с п. 6.4.1.
Платформа стенда должна иметь устройства, позволяющие зафиксировать момент потери устойчивости (отрыв колес от поверхности платформы) и в то же время предотвращать дальнейшее опрокидывание машины.
6.10.6. Испытания могут проводиться как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе.
При испытаниях на открытом воздухе скорость ветра не должна быть более 3 м/с. Поверхность платформы стенда должна быть сухой, свободной от грязи и льда.
6.10.7. АПК устанавливают на платформе стенда таким образом, чтобы его продольная ось и направление движения колес были параллельны оси наклона платформы с отклонением не более чем на 1o. При испытаниях должен быть включен стояночный тормоз и первая передача.
Сбоку колес, относительно которых будет происходить опрокидывание, устанавливают опорные брусья высотой 20 – 22 мм.
6.10.8. Измерение углов поперечной статической устойчивости АПК проводят на две стороны.
Увеличение угла наклона платформы производят плавно до тех пор, пока одно из колес не оторвется от платформы. Эту операцию повторяют до тех пор, пока три отсчета подряд будут иметь разницу не более 1o.
6.10.9. Координаты центра масс АПК определяются расчетным путем на основании результатов взвешивания и опрокидывания.
6.11. Определение уровня шума на рабочем месте оператора
6.11.1. При определении уровня шума, в соответствии с требованиями п. 4.11.10, следует использовать измеритель шума и вибрации первого класса точности с диапазоном измерения 2 – 18x103 Гц.
6.11.2. Измерение уровня звука и уровня звукового давления на рабочем месте оператора производится при выполнении всех возможных рабочих операций или маневров с максимальной рабочей нагрузкой.
6.11.3. При испытаниях микрофон устанавливается на уровне уха оператора и ориентируется в направлении его взгляда при выполнении конкретной операции или маневра.
6.11.4. На шумомере должна быть установлена временная характеристика "медленно". Если показания шумомера колеблются в пределах 5 дБ, то следует принимать за результат среднее значение уровней.
6.12. Определение уровня вибрации на рабочем месте оператора
6.12.1. Для измерения уровня вибрации, в соответствии с требованиями п. 4.11.4, следует использовать средства контроля в соответствии с п. 6.11.1.
6.12.2. Измерение уровня вибрации на рабочем месте оператора у основного пульта и пульта в люльке производится при выполнении всех возможных рабочих операций или маневров с минимальной и максимальной рабочими нагрузками в люльке. Уровень вибрации на рабочем месте водителя измеряется при движении АПК по дорогам с твердым покрытием.
6.12.3. При измерении общей вибрации с участием оператора вибропреобразователь устанавливают на переходном элементе-адаптере. По направлению действия вибрацию подразделяют в соответствии с направлением осей ортогональной системы координат.
Для общей вибрации: ось Zo – вертикальная, перпендикулярная к опорной поверхности; ось Xo – горизонтальная, от спины к груди; ось Уo – горизонтальная от правого плеча к левому.
6.12.4. Измерение величины виброускорения проводить согласно требованиям по ГОСТ 12.1.012 (приложение 9, п. 2).
6.13. Статические испытания
6.13.1. Для проведения статических испытаний на соответствие требованиям таблицы 1, пп. 1; 4.1.3 – 4.1.5 следует использовать средства измерения и оборудование в соответствии с пп. 6.4.1 и 6.9.2.
6.13.2. Комбинации прикладываемых нагрузок должны соответствовать указанным в нормативной и технической документации на конкретный АПК.
6.13.3. Испытания проводят как на горизонтальной площадке, так и на площадке с уклоном 6o ±30,. АПК полностью раскладывается и занимает положение, обеспечивающее максимальную рабочую высоту.
6.13.4. В этом положении, принимаемом за ненагруженное, определяется максимальная рабочая высота подъема пола люльки.
6.13.5. К центру люльки прикладывается сосредоточенная испытательная нагрузка, величина которой соответствует грузоподъемности люльки.
6.13.6. В этом положении, принимаемом за нагруженное, замеряется высота (по полу люльки).
6.13.7. После выдерживания АПК в таком положении не менее 10 мин производится повторный замер по п. 6.13.6.
6.13.8. После снятия всех приложенных нагрузок производится повторный замер по п. 6.13.4 и осмотр элементов конструкций.
6.13.9. Общий прогиб на соответствие требованиям п. 12 таблицы 1 определяется как среднее арифметическое разностей соответствующих измерений по пп. 6.13.4, 6.13.6 и по пп. 6.13.7, 6.13.8.
6.13.10. Нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции не допускается. Максимальный прогиб стрелы не должен превышать значений, указанных в таблице 1, п. 12.
6.13.11. К центру люльки, поднятой на максимальную высоту, прикладывается испытательная нагрузка, величина которой должна превышать грузоподъемность люльки на 50 %.
6.13.12. При нагружении АПК нагрузкой, превышающей ее грузоподъемность, блокировки предварительно отключаются.
6.13.13. В таком положении изделие выдерживается в течение не менее 10 мин и производится его осмотр. Не допускается опускание люльки, нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности.
6.13.14. После снятия всех приложенных нагрузок производится складывание АПК и осмотр элементов конструкции.
6.13.15. Стрела устанавливается в положение, обеспечивающее максимальный вылет при максимальной для него высоте, и операции по пп. 6.13.4 - 6.13.14 повторяются.
6.13.16. Нижнее колено стрелы в сложенном состоянии устанавливается горизонтально под углом (90 ±5)o к продольной оси автомобиля.
6.13.17. К грузовому крюку на вершине нижнего колена прикладывается нагрузка, превышающая грузоподъемность для этого режима на 50 %. В таком положении АПК выдерживается не менее 10 мин. Не допускается опускание стрелы, нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности.
6.13.18. Люлька должна быть установлена так, чтобы в нее можно было положить тарированные грузы, но чтобы при этом она не касалась поверхности испытательной площадки.
6.13.19. На полу люльки равномерно раскладываются тарированные грузы общей массой, превышающей на 50 % ее грузоподъемность, и в таком положении она выдерживается не менее 10 мин. Не допускается опускание люльки, нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности.
6.13.20. На своих штатных местах устанавливаются специальные средства спасания.
6.13.21. К люльке, в точке приложения равнодействующей от общей массы одновременно эвакуируемых с помощью специальных средств спасания людей, прикладывается испытательная нагрузка, превышающая номинальную для этого режима работы на 25 %, и в таком положении конструкция выдерживается в течение не менее 10 мин. Опускание люльки и нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности не допускается.
6.13.22. Опоры с правого борта АПК установить без выдвижения. Стрела устанавливается в соответствии с п. 6.13.15 по левому борту АПК, предварительно на полу люльки размещают тарированные грузы, не превышающие общей массой ее грузоподъемность более чем на 5 %. В таком положении конструкция выдерживается в течение не менее 10 мин. Опускание люльки и нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности не допускается.
6.13.23. Испытание повторить в соответствии с п. 6.13.22, разместив стрелу с правого борта АПК, а опоры левого борта установить без выдвижения.
6.13.24. АПК устанавливается на площадке с уклоном 6o, или уклон имитируется с помощью подкладок под выносные опоры. Операции по пп. 6.13.15 – 6.13.17 повторяются для случаев установки АПК вдоль уклона и поперек.
6.13.25. Стрела устанавливается под углом (45 ±5) o и (135 ±5) o относительно продольной оси автомобиля, и испытания проводятся по пп. 6.13.15 - 6.13.17 и 6.13.24.
6.13.26. Коэффициенты грузовой и собственной (при отсутствии дополнительных нагрузок) устойчивости АПК определяются расчетным путем.
6.14. Динамические испытания
6.14.1. Для проведения динамических испытаний на соответствие требованиям п. 4.1.3 следует использовать средства измерения и оборудование в соответствии с пп. 6.4.1, 6.9.2.
6.14.2. На полу люльки равномерно укладываются грузы общей массой, превышающей ее грузоподъемность на 10 %. Ограничитель грузоподъемности отключается.
6.14.3. При проведении динамических испытаний комбинации прикладываемых нагрузок должны соответствовать нагрузкам, указанным в нормативной и технической документации на конкретный АПК, при которых возможно совершение маневров люлькой. Скорость маневров должна быть минимальной.
6.14.4. Люлька поднимается на максимальную высоту при максимальном вылете, а стрела устанавливается под углом (90 ±5)o к продольной оси автомобиля.
6.14.5. После приложения всех нагрузок производится поворот стрелы вправо и (или) влево на (360 ±5)o с остановками через каждые (60 ±5)o (таблица 1, п. 5). Круговое вращение поворотного основания должно происходить в любую сторону равномерно, без рывков. Результаты испытаний считаются положительными, если поворотное основание АПК совершит не менее двух круговых вращений в любую сторону.
6.14.6. В каждом из указанных в п. 6.14.5 положениях производится подъем люльки на максимальную высоту и после остановки опускание ее до первоначального положения, соответствующего максимальному вылету.
6.14.7. Для проведения динамических испытаний АПК с подачей огнетушащих веществ в люльке устанавливаются предусмотренные инструкцией по эксплуатации пожарные стволы, которые соединяются с источником огнетушащих веществ. После этого осуществляется подача огнетушащих веществ с номинальным напором.
При подаче огнетушащих веществ производится поворот ствола во всех возможных направлениях. В крайних и среднем положениях осуществляется резкое прекращение и начало подачи огнетушащих веществ с помощью перекрывных устройств на самом стволе и/или на емкости с огнетушащими веществами.
6.14.8. АПК обладает динамической устойчивостью и прочностью, если не происходит нарушений механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыва опор от поверхности.
6.15. Определение грузоподъемности АПК при работе в качестве крана
6.15.1. При определении грузоподъемности на соответствие требованиям таблицы 1, п. 8 стрела АПК должна быть полностью сложена и установлена горизонтально, перпендикулярно продольной оси автомобиля.
6.15.2. К крюку грузового кранового устройства подвешивается груз, превышающий грузоподъемность для этого режима на 10 %.
6.15.3. Груз поднимается на 0,5 - 1,0 м, производится поворот стрелы вправо и влево не менее чем на 180o или на максимально возможный угол. После подъема груза на максимальную высоту повторяется поворот стрелы вправо и влево на 180o или на максимально возможный угол. После этого стрела возвращается в исходное положение, и груз опускается.
6.15.4. Нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции не допускается.
6.16. Определение усилий на органах управления
6.16.1. Для определения усилия на органах управления на соответствие требованиям п. 4.1.19 следует применять динамометры не ниже второго класса точности с диапазоном измерения 0,02 – 0,20 кН.
6.16.2. К органу управления в том месте, где прикладывается усилие от руки, присоединяется динамометрическое звено, через которое это усилие и передается.
6.16.3. К динамометрическому звену прикладывается усилие, необходимое для перемещения органа управления в крайнее положение, при этом фиксируется его максимальное значение. Если конструкция органа управления предусматривает его перемещение в нескольких направлениях, то замеры производятся по всем направлениям, а за величину усилия на данном органе управления принимается максимальное значение.
6.16.4. За результаты испытаний принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений на каждом из органов управления.
6.17. Проверка скоростных свойств
6.17.1. Скоростные свойства на соответствие требованиям п. 4.1.13 следует контролировать с использованием приборов для определения скоростных свойств АПК с диапазоном измерения не менее 100 км/ч и основной погрешностью измерения не более 0,5 %.
6.17.2. Максимальную скорость определяют на прямом участке дороги, на передаче, обеспечивающей достижение наибольшей устойчивой скорости движения, которая устанавливается до выезда на измерительный участок. Педаль управления подачи топлива должна быть нажата до упора.
6.17.3. Время разгона до заданной скорости определяют непосредственным его измерением или по результатам записи режима разгона АПК с места. Разгон выполняют при полной подаче топлива и переключении передач с минимальной до номинальной скорости (номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя) или при скорости (частоте вращения), ограниченной регулятором.
За результат измерения принимается среднеарифметическое значение не менее трех измерений по пп. 6.17.2, 6.17.3.
6.18. Проверка тормозных свойств
6.18.1. Тормозные свойства проверяются на соответствие требованиям п. 4.1.14 с использованием приборов для определения тормозных свойств автомобиля с основной погрешностью измерения не более 0,5 %.
6.18.2. Тормозные свойства АПК при стендовых испытаниях могут быть определены в соответствии с методикой, изложенной в приложении 4 ГОСТ 25478.
6.18.3. Дорожные испытания рабочей тормозной системы проводят с фиксированными значениями начальной скорости и усилия на органе управления. Измеряют или тормозной путь, или установившееся замедление и время срабатывания тормозов.
6.18.4. При проверке рабочей и запасной (аварийной) тормозных систем АПК разгоняют до скорости (44 ±1) км/ч и отключают двигатель от трансмиссии. В момент, когда скорость АПК достигает 40 км/ч, производят полное торможение с фиксированным усилием на органе управления и регистрируют тормозной путь или замедление и время срабатывания. За результат испытаний принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений.
6.18.5. При проверке стояночной тормозной системы АПК устанавливают на подъеме с уклоном (16 ±2)o и предварительно обеспечивают неподвижное состояние АПК с помощью рабочей тормозной системы.
Затем двигатель отключают от трансмиссии и приводят в действие стояночную систему. После этого рабочую систему плавно растормаживают и фиксируют возможность обеспечения неподвижного состояния АПК на данном уклоне. Растормаживание производят не менее трех раз. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние АПК на данном уклоне.
6.19. Проверка управления маневрами из люльки
6.19.1. Проверку управления маневрами из люльки на соответствие требованиям п. 4.3.5 проводят только после положительных результатов статических и динамических испытаний.
6.19.2. Проверку работоспособности пульта проводит оператор, находящийся в люльке.
При работе с пульта, установленного в люльке, АПК должен управляться устойчиво и надежно. Проверяется достаточность блокировки и невозможность вмешательства с дублирующего пульта в работу основного (нижнего) пульта. Сбои и перехват в управлении не допускаются.
6.20. Проверка блокировок АПК
6.20.1. АПК должен находиться в транспортном положении (выдвижные опоры убраны и рессоры не заблокированы). При попытке выполнить любое из движений стрелой с основного и дополнительного пультов она должна оставаться неподвижной (п. 4.11.3).
6.20.2. Опустить опоры до упора в грунт и произвести выравнивание АПК. Блокировка рессор должна происходить автоматически до момента соприкосновения опорных тарелок с грунтом.
6.20.3. Испытания по пп. 6.20.1 - 6.20.2 проводить не менее трех раз.
6.21. Проверка аварийного привода
6.21.1. При проверке аварийного привода на соответствие требованиям п. 4.1.6 следует разместить в люльке тарированные грузы массой, соответствующей ее грузоподъемности. Основным приводом произвести подъем люльки на максимальную высоту и повернуть на угол (90 ±5)o вправо или влево относительно продольной оси автомобиля.
6.21.2. С помощью аварийного привода привести стрелу в транспортное положение и сдвинуть выносные опоры.
6.21.3. Повторить операции по п. 6.21.2 после опускания люльки на землю и на максимальную глубину (если это предусмотрено).
6.21.4. Результаты испытаний считаются положительными, если после завершения маневров с помощью аварийного привода АПК имеет возможность перемещаться по испытательной площадке (АПК может совершать транспортное движение).
6.22. Проверка счетчика моточасов
6.22.1. Для проверки счетчика моточасов на соответствие требованиям п. 4.1.21 необходимо:
а) включить коробку отбора мощности (КОМ);
б) по показанию счетчика моточасов убедиться, что он автоматически включается одновременно с включением КОМ.
6.22.2. Количество включений не менее трех. АПК считается снабженным работоспособным счетчиком моточасов, если этот счетчик автоматически включается и выключается одновременно с КОМ.
6.23. Проверка поворотного механизма люльки
6.23.1. Для проверки угла поворота люльки на соответствие требованиям п. 4.5.4 следует использовать средства измерения в соответствии с п. 6.4.1.
6.23.2. Люльку АПК расположить на высоте не более 1 м над поверхностью испытательной площадки.
6.23.3. Укрепить на люльке два отвеса так, чтобы расстояние от них до грунта было не более 20 мм. Один отвес должен являться продолжением вертикальной оси поворотного устройства люльки и оставаться неподвижным. Другой крепится на внешней стороне люльки и является проекцией точки, расположенной на условной оси симметрии люльки.
6.23.4. Поворотным устройством перемещают люльку в крайнее положение вправо и влево, фиксируя положения отвесов полотном рулеток.
6.23.5. Проводят не менее трех поворотов в каждую сторону, за результат принимают среднеарифметическую величину измеренных углов.
6.23.6. Люлька считается оборудованной механизмом поворота, если полученный результат соответствует требованиям п. 4.5.4.
6.24. Проверка конструкционной прочности
6.24.1. Конструкционную прочность АПК на соответствие требованиям п. 4.1.2, подпункта а проверяют в условиях пробеговых (дорожных) испытаний на дорогах общего пользования.
Ежедневно, непосредственно перед началом пробеговых испытаний и в конце их, а также через каждые 50 – 300 км пробега (в зависимости от качества дорожного покрытия) производится проверка работы надстройки и ее приводов на номинальных режимах.
6.24.2. Осмотр и проверка целостности и отсутствия повреждений элементов конструкций АПК должны производиться без снятия и разборки агрегатов и узлов.
6.24.3. Протяженность пробеговых испытаний не менее гарантийного пробега. Допускается определение конструкционной прочности путем проведения форсированных испытаний на специальных дорогах автополигонов. Распределение протяженности пробега по видам дорог представлено в таблице 3.
Таблица 3
Виды дорог | Процентная величина пробега |
Нормальные испытания | Форсированные испытания |
1. Дороги с усовершенствованными покрытиями (асфальтобетон, цементобетон): |
а) дороги общего пользования и/или скоростная дорога автополигона | 30 | 10 |
б) городские дороги и/или имитация городского движения на дорогах полигона | 10 | - |
в) режим "разгон - торможение" | - | 3 |
г) подъемы малой крутизны (6–10 %) | - | 3 |
2. Булыжные дороги общего пользования в удовлетворительном состоянии и/или булыжная дорога автополигона с ровным мощением | 20 | 7 |
3. Дороги с низшими покрытиями, без покрытия: |
а) грунтовые дороги общего пользования в удовлетворительном состоянии и/(или) грунтово-равнинная дорога автополигона | 30 | - |
б) грунтовые разбитые дороги (с колеями и выбоинами) в сухом или замороженном состоянии | 5 | - |
в) грунтовые дороги размокшие, неукатанные, снежная целина, сыпучий песок или тяжелая грунтовая дорога автополигона | 5 | - |
4. Булыжная дорога автополигона с профилированным мощением | - | 2 |
5. Специальные дороги автополигона: |
а) "бельгийская мостовая" | - | 1,0 |
б) короткие волны | - | 0,1 |
6.24.4. Нарушение целостности конструкции, крепления съемного оборудования и изменение положения узлов АПК относительно их транспортного положения не допускается.
6.25. Освещенность рабочего места оператора и отсеков платформы
6.25.1. Для измерения уровня освещенности на соответствие требованиям пп. 4.3.2, з и 4.4.4 следует применять люксметр с пределом измерения от 1 до 100 лк и основной погрешностью измерения на всех пределах измерений не более ±10 %.
6.25.2. При определении освещенности в светлое время суток от естественного источника источники местного освещения не включаются.
6.25.3. Измерение уровня освещенности органов управления на пульте производится при непосредственном касании чувствительного элемента тыльной стороной выступающих элементов органов управления. При измерении освещенности чувствительный элемент люксметра размещают в левом верхнем углу пульта управления, затем последний перемещают в центр и завершают измерение в правом нижнем углу.
6.25.4. Измерение освещенности в отсеках проводится при условии отсутствия в последних съемного оборудования. Чувствительный элемент люксметра размещают в центре левой стенки так, чтобы тыльная сторона касалась чувствительного элемента последней, затем размещают элемент в центре отсека на полу и последний замер производят в центре правой стенки.
6.25.5. При измерении освещенности в темное время суток и суммарной освещенности в светлое время суток двигатель автомобиля должен быть прогрет и выведен на номинальный режим работы холостого хода.
6.25.6. Перед измерением освещенности в каждой контрольной точке все возможные потребители электроэнергии, влияющие на общий баланс мощности бортовой энергосистемы, выводятся на номинальный режим работы, и замеряется напряжение бортовой сети АПК.
6.25.7. Колебания напряжения бортовой сети АПК не должны превышать ±1В от номинального для испытываемого образца.
6.25.8. Измерение уровня освещенности в соответствии с пп. 6.25.3 и 6.25.4 производится не менее трех раз в каждом из мест, указанных выше. За результат измерения принимается среднеарифметическое значение.
6.26. Надежность
6.26.1. Испытание опытного образца (образцов).
Испытание на надежность опытного образца (образцов) АПК проводят в составе приемочных испытаний. Количество образцов для испытаний должно быть оговорено в техническом задании.
При испытаниях контролируют (определяют) гамма-процентную (y = 80 %) наработку спецагрегатов АПК и их привода до отказа.
Гамма-процентный (y = 80 %) ресурс агрегатов АПК до первого капремонта определяют по результатам наблюдений за АПК в условиях эксплуатации.
6.26.2. Испытание на надежность АПК серийного производства проводят в ходе периодических и типовых испытаний (если вносимые в конструкцию АПК изменения могут повлиять на его надежность) или выделяют в самостоятельно проводимые испытания, если необходимая продолжительность испытаний не позволяет завершить их в установленные сроки.
Контроль (определение) гамма-процентной наработки и гамма-процентного ресурса осуществляется в соответствии с РД-50-690 при следующих исходных данных:
а) регламентированная вероятность y/100 = 80;
б) доверительная вероятность при годовом объеме выпуска соответственно:
менее 1000 шт. – 0,8; от 1000 до 2000 шт. – 0,9; более 2000 шт. – 0,95.
Установленное число отказов (предельных состояний) r = 1.
В соответствии с принятыми величинами исходных данных количество АПК для контроля гамма-процентных показателей должно соответствовать величинам, указанным в таблице 4.
Таблица 4
Годовой объем выпуска, штук | Доверительная вероятность g | Количество испытываемых АПК* | Число отказавших АПК |
1000 | 0,8 | 8 | 1 |
1000-2000 | 0,9 | 10 | 1 |
>2000 | 0,95 | 13 | 1 |
_________
* По согласованию с заказчиком допускается подвергать испытаниям один АПК, а недостающую информацию по другим образцам, предварительно отобранным и зарегистрированным, получать при подконтрольной эксплуатации.
6.26.3. Испытания АПК проводят в циклическом режиме, который включает следующие последовательно выполняемые операции:
а) включение коробки отбора мощности;
б) выдвигание и опускание опор;
в) подъем стрелы из транспортного положения и поворот ее на 90o;
г) опускание люльки до уровня грунта;
д) подъем люльки на максимальную высоту;
е) поворот стрелы на 360o;
ж) опускание люльки до уровня грунта.
Операции по подпунктам а, б, в, г повторяются после 10-кратного повторения операций по подпунктам д - ж.
6.26.4. При выполнении циклов общее количество операций (кроме установки и снятия с выносных опор) может быть распределено в зависимости от перемещения силового исполнительного органа (гидроцилиндр, гидромотор и т. д.) в пределах зоны его рабочего использования и рабочей нагрузки следующим образом:
полное перемещение ………. | 25 % от общего количества циклов |
перемещение на: | |
(75±5) % ………………. | 30 % от общего количества циклов |
(50±5) % ……………….. | 25 % от общего количества циклов |
(25±5) % ……………….. | 20 % от общего количества циклов |
максимальная рабочая нагрузка ………… | 25 % от общего количества циклов с одним перемещением |
нагрузка, составляющая: | |
(75±3) % максимальной …… | 25 % от общего количества циклов с одним перемещением |
(50±3) % максимальной … | 25 % от общего количества циклов с одним перемещением |
(25±3) % максимальной … | 25 % от общего количества циклов с одним перемещением |
6.26.5. Время непрерывной работы АПК должно быть не менее 6 ч (п. 4.1.16) при максимальном количестве циклов с последующим перерывом не менее 1 ч. При этом полная наработка должна составлять не менее 100 ч.
6.26.6. Периодичность испытаний на надежность:
а) не реже одного раза в три года контроль гамма-процентной наработки;
б) не реже одного раза в шесть лет контроль гамма-процентного ресурса.
6.26.7. Контроль полного среднего срока службы АПК до списания следует проводить методом сбора и обработки статистических данных при подконтрольной эксплуатации АПК в базовых гарнизонах пожарной охраны.
6.27. Проверка степени защиты отсеков
6.27.1. Испытание отсеков АПК на степень защиты (п. 4.4.5) проводить по ГОСТ 14254 (таблица 3, п. 4 и таблица 4, п. 5).
6.28. Системы связи
6.28.1. При проверке на соответствие требованиям п. 4.8.2 качества связи привод спецагрегатов должен работать на максимальном режиме.
6.28.2. Микрофон должен находиться на расстоянии (0,5 ±0,1) м от лица абонента, передающего информацию, динамик – на расстоянии (5,0 ±0,5) м от абонента, принимающего информацию.
6.28.3. Речь абонента, передающего информацию, должна быть нормального уровня, не требующая чрезмерного напряжения речевых органов.
6.28.4. Для абонента, принимающего информацию, она должна быть полностью разборчивой и восприниматься без чрезмерного напряжения органов слуха.
6.29. Механизм управления двигателем при работе гидропривода
6.29.1. Для проверки механизма управления двигателем АПК на соответствие требованиям п. 4.1.10 необходимо:
а) прогреть двигатель до устойчивых оборотов коленчатого вала на холостом режиме работы;
б) включить коробку отбора мощности основного привода АПК;
в) загрузить насос гидропривода и проверить при рабочем давлении изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя на контрольных приборах АПК.
6.29.2. Проверить не менее трех раз запуск и остановку двигателя при включенном зажигании с пульта управления и достижение заданного рабочего давления в гидросистеме.
6.29.3. АПК считается оборудованным механизмом управления двигателем базового шасси, если механизм управления двигателем обеспечивает плавное изменение числа оборотов двигателя как при их повышении, так и при понижении, а запуск и останов двигателя осуществляется при переключении соответствующего тумблера на основном пульте управления.
6.30. Световая сигнализация, размещенная в кабине водителя
6.30.1. Испытание световой сигнализации (п. 4.11.6) проводить при включенном зажигании базового шасси.
6.30.2. В произвольной последовательности выдвинуть каждую из выносных опор из транспортного положения не менее двух раз. Выдвижение производить не более чем на 0,10 м.
6.30.3. При каждом выдвижении в кабине водителя должна срабатывать световая сигнализация, соответственно при сдвигании опор – отключаться.
6.30.4. В произвольной последовательности открывают и закрывают не менее двух раз каждый из отсеков.
6.30.5. При каждом открывании в кабине водителя должна срабатывать световая сигнализация, соответственно при закрытии отсека – отключаться.
6.30.6. По результатам испытаний считается, что АПК оборудован световой сигнализацией открытых отсеков и выдвинутых опор, если выполняются требования п. 4.11.6.
6.31. Уровень радиопомех
6.31.1. Испытания АПК на уровень излучаемых радиопомех (п. 4.1.20) проводить по ГОСТ 17822 (раздел 2) и ГОСТ 16842 (раздел 5).
6.32. Коэффициент грузовой устойчивости
6.32.1. Коэффициент грузовой и собственной (при отсутствии дополнительных нагрузок) устойчивости автоподъемника (п. 4.1.5) определяется расчетным путем.
6.33. Давление на грунт выносной опоры
6.33.1. Для определения удельного давления на грунт, создаваемого выносной опорой (п. 4.1.8), применяются средства измерения (п. 6.4.1), а также динамометры сжатия с диапазоном измерения от 0 до 15 т и классом точности не ниже 2.
6.33.2. Выносные опоры выдвигают, динамометры устанавливают под их опорную плиту и выравнивают АПК. На полу люльки размещают нагрузку, соответствующую ее грузоподъемности. Люльку поднимают на максимальную высоту при максимальном вылете. Стрелу поворачивают на (360 ±15)o от транспортного положения в сторону опоры, под которой установлены динамометры.
6.33.3. При наличии одного динамометра допускается устанавливать его поочередно под каждую из опор, при этом стрела разворачивается в сторону создания максимальной нагрузки на испытываемую выносную опору.
6.33.4. Измерения проводить не менее трех раз для каждой выдвижной опоры. За результат принимается среднеарифметическое значение измеренных величин.
6.33.5. Измерить площадь опорных плит каждой выдвижной опоры. Результаты, полученные в ходе испытаний (п. 6.33.4), разделить на площадь каждой из опорных плит соответственно.
Допускается определять величину давления расчетным методом.
6.34. Минимальный радиус поворота
6.34.1. Испытания АПК на минимальный радиус поворота (таблица 1, п. 13) проводить по ОСТ 37.001.244 (раздел 10).
6.35. Световые и цветовые характеристики устройств освещения и световой аварийной сигнализации
6.35.1. Испытания устройств освещения и световой аварийной сигнализации АПК (п. 4.7.5) проводить по ГОСТ 10984 (раздел 3).
6.36. Параметры технического состояния АПК
6.36.1. Испытания технического состояния АПК, как транспортного средства (п. 4.11.2), проводить по ГОСТ 25478 (раздел 2).
6.37. Управляемость и устойчивость
6.37.1. Испытания АПК на управляемость и устойчивость (п. 4.1.2, б) проводить по ОСТ 37.001.471 (раздел 2).
6.38. Климатическое исполнение АПК
6.38.1. Климатическое исполнение АПК (п. 4.1.22) подтверждается применением соответствующих материалов, комплектующих и оборудования, использованных в их конструкции.
6.39. Специальный световой сигнал
6.39.1. Для измерения частоты мигания f специального светового сигнала (п. 4.1.24) следует применять электронный частотомер с пределом измерения частоты 5x101 – 1x108 Гц и погрешностью измерения частоты не более (5x10-7 ±1) ед. счета, а также индикатор световых сигналов (приложение 5).
6.39.2. Индикатор световых сигналов устанавливают на расстоянии (0,30 ±0,05) м от специального светового сигнала, располагая чувствительный элемент индикатора на оптической оси, проходящей через центр источника излучения света, в горизонтальной плоскости. Выход индикатора соединяют со входом частотомера.
6.39.3. Напряжение питания подают на специальный световой сигнал и индикатор световых сигналов, используя при этом аккумуляторы шасси. Напряжение питания подавать не менее 15с.
6.39.4. Испытание повторить не менее трех раз. За результат принимают среднеарифметическое значение частоты мигания f.
6.39.5. Продолжительность свечения t, с, должна быть не более величины 0,6/f.
6.40. Специальный звуковой сигнал
6.40.1. При испытаниях специального звукового сигнала (п. 4.1.24) используют следующие средства измерения:
а) осциллограф запоминающий цифровой с входным сигналом от 5x10-3 до 50 В, с полосой пропускания не менее 1 МГц и погрешностью измерения не более 3 %;
б) шумомер с пределом измерения от 30 до 130 дБА и погрешностью измерения не более 5 %.
6.40.2. Для определения пределов изменения основной частоты и продолжительности цикла изменения этой частоты сигнал с генератора звукового сигнала подают на вход осциллографа. Осциллограф устанавливается в режим запоминания при ждущей развертке. Диапазон развертки 100 мс. Диапазон входного сигнала 5 В.
6.40.3. Питание подается на генератор звукового сигнала согласно ТД на специальный звуковой сигнал. На экране происходит запись изменения основной частоты. После завершения полного цикла изменения звуковых частот измеряют период изменения основной частоты от минимальной до максимальной.
Для определения пределов изменения основной частоты вычисляют минимальную и максимальную частоту изменения звукового сигнала по формулам:
f min = 1/T max,
где Tmax – максимальный период; Tmax определяется по полученной осциллограмме как временной интервал между двумя синфазными точками двух соседних импульсов:
fmax = 1/Tmin,
где Tmin – минимальный период; Tmin определяется по полученной осциллограмме как временной интервал между двумя синфазными точками двух соседних импульсов.
6.40.4. По экранной картинке определяется время полного цикла изменения основной частоты. Время полного цикла измеряется как расстояние между двумя амплитудами одинаковых частот.
6.40.5. Запись процесса на экране осциллографа проводить не менее трех раз. Изменения основной частоты должны быть в пределах от 150 до 2000 Гц. Продолжительность цикла изменения основной частоты должна быть в пределах 0,5 – 6,0 с.
6.40.6. Для измерения уровня звукового давления микрофон устанавливается на расстоянии (2,0 ±0,1) м от выходного отверстия звукового сигнального устройства по оси, перпендикулярной ему.
6.40.7. Измерение проводить не менее трех раз. Уровень звукового давления должен быть в пределах 110 – 125 дБА. Уровень звукового давления в полосе частот от 1800 до 3500 Гц должен быть не ниже 110 дБА и выше уровня любой составляющей звукового спектра, превышающей 3550 Гц.