6. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОСИЛОВЫМ УСТАНОВКАМ
6.1. Требования к конструкции ЭСУ
6.1.1. В конструкции ЭСУ автомобилей связи и освещения должна быть предусмотрена возможность доступа к элементам управления и обслуживания при эксплуатации, к элементам, требующим проверки и регулирования, а также удобство монтажа и демонтажа.
6.1.2. ЭСУ, имеющие в своем составе аккумуляторные батареи, должны быть оборудованы устройствами для автоматического подзаряда аккумуляторных батарей.
6.1.3. На ЭСУ мощностью 8 кВт и выше должны быть установлены счетчики моточасов.
6.1.4. В отсеках управления АСО кузовного (салонного) исполнения следует предусматривать рабочее место для оператора.
6.1.5. ЭСУ АСО должны работать с наклоном относительно горизонтальной поверхности до 10o.
6.1.6. Вместимость расходных топливных баков АСО должна обеспечивать длительность работы источников питания при номинальной нагрузке без дозаправки топлива не менее 6 ч.
6.1.7. Крепление всех приборов ЭСУ должно исключать ослабление электрического контакта в соединениях во время движения или транспортирования АСО.
6.2. Требования к электрическим параметрам и режимам ЭСУ
6.2.1. Номинальная мощность источников питания АСО должна устанавливаться при следующих значениях факторов внешней среды:
атмосферное давление - 89,9 кПа (674 мм рт. ст.);
температура окружающего воздуха - 313 К (40 oС);
относительная влажность - 70 % [98 % при 398 К (25 oС)].
6.2.2. Источники питания АСО должны допускать перегрузку по мощности на 10 % сверх номинальной (по току при номинальном коэффициенте мощности) в течение 1 ч в условиях работы по п. 6.4. Между перегрузками должен быть перерыв не менее 0,5 ч, необходимый для установления нормального теплового режима.
6.2.3. Суммарная наработка в режиме 10 % перегрузки не должна превышать 10 % отработанного источником питания времени в пределах назначенного ресурса до капитального ремонта.
6.2.4. Нормы качества электрической энергии должны соответствовать ГОСТ 23377.
6.3. Требования к автоматизации ЭСУ
6.3.1. Источники питания ЭСУ автомобилей связи и освещения должны быть автоматизированы в соответствии с ГОСТ 10511. Автоматизация источников питания должна обеспечивать выполнение операций, приведенных в таблице 3.
Таблица 3
Степень автоматизации | Объем автоматизации |
0 | Стабилизация выходных электрических параметров Защита электрических цепей |
1 | Стабилизация выходных электрических параметров Аварийно-предупредительная сигнализация и аварийная защита. Автоматическое поддержание нормальной работы после пуска и включения нагрузки, в том числе без обслуживания и наблюдения в течение 4 или 8 ч |
6.3.2. Источники питания ЭСУ автомобилей связи и освещения должны иметь первую степень автоматизации. По требованию заказчика допускается выполнение ЭСУ повышенных степеней автоматизации.
6.3.3. Источники питания, помимо автоматического, должны иметь ручное управление, кроме стабилизации выходных параметров и защиты электрических цепей.
6.3.4. Аварийная защита и аварийно-предупредительная сигнализация 1-й степени автоматизации должна срабатывать при достижении предельных значений параметров (сопротивления изоляции, давления масла, температуры охлаждающей жидкости и т. п.), перечень которых уточняют в технических условиях на конкретный тип ACO. Кроме того, должно быть предусмотрено ручное отключение защиты и возможность работы при отключенной защите с соблюдением мер предосторожности и применением защитных средств (диэлектрические перчатки, диэлектрические коврики и др.).
6.3.5. Система автоматизации источников питания АСО, имеющая аварийную защиту, должна обеспечивать останов приводного двигателя исполнительными устройствами при аварийных режимах.
Аварийный режим должен сопровождаться световым сигналом на щите управления.
6.3.6. Регуляторы частоты вращения первичных двигателей источников питания должны обеспечивать возможность установки номинальной частоты вращения при любой нагрузке от 10 до 100 % номинальной мощности.
6.3.7. Параметры системы автоматического регулирования частоты вращения первичных двигателей источников питания, автоматизированных по 1-й степени автоматизации, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 10511 к системам регулирования скорости не ниже 3-го класса точности.
6.4. Требования к источникам питания
6.4.1. Источники питания должны быть устойчивыми к воздействию механических факторов внешней среды по группе М18 ГОСТ 17516.
6.4.2. Источники питания следует изготавливать в климатических исполнениях У, УХЛ категорий размещения по ГОСТ 15150.
6.4.3. ЭСУ автомобилей связи и освещения должны допускать эксплуатацию в следующих условиях:
относительная влажность воздуха
при температуре 298 К (25 oС), % ........................................ 98
высота над уровнем моря, м ....................................... до 1000
дождь интенсивностью, мм/мин ............................................. 3
скорость воздушного потока, м/с .................................... до 30
запыленность воздуха, г/м3, не более ................................ 0,5
снег, роса, иней ........................................................допустимы
6.4.4. Источники питания должны сохранять выходные параметры (напряжение, частоту, сопротивление изоляции) после преодоления брода, допустимого для базового шасси АСО.
6.4.5. В качестве основных источников питания ЭСУ АСО должны применяться генераторы однофазного и трехфазного тока с приводом от двигателей базовых шасси АСО и автономных двигателей внутреннего сгорания для переносных ЭСУ, имеющих соответствующую мощность, частоту и направление вращения приводного вала.
6.4.6. Основные номинальные параметры источников питания ЭСУ АСО должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 4.
Таблица 4
Род тока | Напряжение, В | Частота, Гц | Мощность, кВт |
Переменный однофазный | 230 | 400 | 6; 8 |
6; 8; 16; 20; 30; 60 |
Переменный трехфазный | 230; 400 | 50 | 6; 8; 16; 20; 30; 60 |
6; 8; 16; 20; 30; 60 |
6.4.7. Номинальный коэффициент мощности источников питания переменного тока при индуктивной нагрузке 0,8.
6.4.8. Номинальную частоту вращения вала генератора источника питания следует выбирать из ряда 25,0; 33,3; 50,0; 100,0 с-1 (1500; 2000; 3000; 6000 об/мин).
6.4.9. Источники питания на АСО должны устанавливаться в специальных отсеках или нишах. При размещении генераторов в салонах АСО они должны быть закрыты изолирующими кожухами, исключающими прикосновение к вращающимся и токоведущим частям.
Отсеки источников питания необходимо оборудовать вентиляцией.
В ЭСУ мощностью 12 кВт и более должно предусматриваться автоматическое регулирование частоты вращения ротора генератора.
6.4.10. Источники питания трехфазного переменного тока частотой 50 Гц (в ненагруженном состоянии), как правило, должны обеспечивать запуск асинхронного короткозамкнутого двигателя с кратностью пускового тока до 7 и мощностью не менее 70 % при номинальной мощности источника питания до 60 кВт включительно.
При включении асинхронного короткозамкнутого двигателя не должно происходить отключение коммутационных аппаратов источников питания.
6.4.11. В источниках питания трехфазного переменного тока порядок чередования фаз на всех выводах, зажимах, соединителях и разъемных контактных соединениях выходных устройств должен быть одинаковым и соответствовать чередованию фаз А, В, С (при вращении диска фазоуказателя по часовой стрелке).
6.4.12. Корпус источника питания должен иметь электрическую связь с шасси АСО, рамой ЭСУ.
6.4.13. Подключение источника питания к щиту управления должно осуществляться кабелем с медными жилами с резиновой изоляцией, защищенным металлорукавом.
6.4.14. Источники питания ЭСУ АСО напряжением 230 и 400 В по уровню создаваемых радиопомех должны соответствовать "Нормам 8-95" в диапазонах частот, МГц:
от 0,15 до 30 - по напряжению;
от 30 до 300 - по напряженности поля.
6.4.15. Допускаемые величины индустриальных радиопомех (ИРП) оборудования и аппаратуры, устанавливаемых совместно со средствами радиосвязи, должны соответствовать "Нормам 15-93" и ГОСТ 17822.
6.4.16. Источники питания ЭСУ АСО должны быть оборудованы средствами помехоподавления.
Подавление индустриальных радиопомех должно быть выполнено как в самом источнике ИРП, так и на пути их распространения.
Помехоподавляющее оборудование должно состоять из необходимого набора помехоподавляющих устройств и элементов.
6.4.17. Основными методами подавления индустриальных радиопомех в ЭСУ АСО должны являться экранирование и фильтрация.
Экранирование должно заключаться в локализации или изоляции электромагнитного поля ИРП, создаваемого устройством - источником ИРП, от окружающего пространства.
Экранирование должно осуществляться с помощью металлических экранов в виде кожухов, стенок, перегородок, перемычек и т. д.
Для подавления высокочастотных электромагнитных полей должны применяться экраны из металлов: стали, меди, алюминия. Низкочастотные поля должны ослабляться ферромагнитными материалами: ферритами, пермаллоем и др.
Качество экранирования должно обеспечиваться непрерывностью экрана. Для выполнения этого условия следует применять перемычки, вставки, прокладки, пропайку и проклеивание проводящим клеем места соединения отдельных конструкций экранов.
Фильтрация ИРП должна заключаться в снижении напряжения помех на сетевых зажимах источников индустриальных радиопомех с помощью фильтров.
6.4.18. С целью снижения уровня ИРП от коммутационных элементов ЭСУ (терморегуляторы, пускатели, переключатели реле и др.) необходимо применять схемы шунтирования контактов и типовые комбинированные схемы помехоподавления для контактных устройств.
6.4.19. Для снижения уровня радиопомех на путях их распространения в цепях постоянного, пульсирующего и переменного токов следует устанавливать специальные фильтры.
6.4.20. Введение средств помехоподавления в источник питания ЭСУ АСО не должно отрицательно влиять на его работоспособность.
Соединительные проводники между помехообразующими элементами и помехоподавляющими средствами должны быть минимальной длины.
6.5. Принципиальные электрические схемы ЭСУ
6.5.1. Оформление принципиальных схем (в дальнейшем - схем) должно производиться в соответствии с ГОСТ 2.701 и ГОСТ 2.702.
6.5.2. Маркировка цепей в схемах должна соответствовать ГОСТ 2.709.
В целях унификации и удобства при эксплуатации необходимо соблюдать единообразие при маркировке сходных электроцепей в схемах различных источников питания электроэнергией.
6.5.3. Схемы ЭСУ в зависимости от функционального назначения подразделяются на следующие:
силовых цепей;
цепей управления;
цепей собственных нужд;
функциональных устройств автоматики.
6.6. Требования к схемам силовых цепей
6.6.1. Разработка схем силовых цепей источников питания должна вестись с учетом требований, изложенных в настоящем разделе.
6.6.2. Схемы силовых цепей должны состоять из следующих цепей, выделенных по функциональному назначению:
силовой коммутации;
измерения, контроля напряжения и сигнализации;
приборов электробезопасности;
регулирования напряжения.
6.6.3. Класс точности электроизмерительных приборов, устанавливаемых в силовых цепях источников питания для измерения тока, напряжения и мощности, должен быть не ниже 2,5; для измерения частоты и сопротивления изоляции - не ниже 4,0.
6.7. Требования к цепям силовой коммутации
6.7.1. Цепи силовой коммутации должны обеспечивать передачу электроэнергии от источника питания к потребителю, ее коммутацию, а также защиту источника питания от коротких замыканий и недопустимых перегрузок по току.
6.7.2. Цепи силовой коммутации должны обеспечивать следующие виды работы источника питания:
автономную работу;
питание потребителя от внешнего источника питания через распределительное устройство источника питания АСО;
параллельную работу с другим источником питания.
6.7.3. Для выполнения функций, перечисленных в п. 6.6.2, цепи силовой коммутации должны иметь следующие элементы:
а) линию источника питания, рассчитанную для передачи потребителю 100 % мощности (в линии генератора должен быть установлен аппарат, обеспечивающий коммутацию линии и защиту генератора от токов короткого замыкания и перегрузки);
б) линию сети для подключения внешнего источника питания - только для источников питания частотой 50 Гц.
В линии сети должны быть установлены:
аппарат (аппараты), обеспечивающий коммутацию линии, защиту внешнего источника питания от коротких замыканий и перегрузок, а на переносных источниках питания автоматическое отключение его при появлении на корпусе источника питания опасного потенциала;
контактор, сблокированный с коммутационным аппаратом, установленным в линии сети, для соединения нейтрали генератора и нейтрали сети (только для переносимых источников питания).
6.7.4. В качестве коммутационных аппаратов линии генератора должны применяться автоматические выключатели или контакторы в сочетании с устройствами защиты от токов короткого замыкания и перегрузки.
6.7.5. В качестве коммутационного аппарата в линии сети должны применяться автоматические выключатели и магнитные пускатели.
6.7.6. Автоматические выключатели источников питания 1-й степени автоматизации должны иметь независимые расцепители:
на выключателе линии источника питания для отключения при аварийных режимах;
на выключателе линии сети для отключения при появлении потенциала на корпусе источника (только для переносных источников питания).
6.7.7. Для источников питания мощностью до 30 кВт включительно 1-й степени автоматизации вместо автоматического выключателя с дистанционным приводом допускается применение автоматического выключателя в сочетании с малогабаритным контактором.
6.7.8. Цепи силовой коммутации должны предусматривать подключение к источнику питания потребителей при помощи разъемов (для переносных источников питания мощностью до 60 кВт включительно).
6.7.9. Элементы для отбора мощности источников питания должны соответствовать приведенным в таблице 5.
Таблица 5
Мощность источника питания, кВт | Номинальное напряжение, В | Тип разъема |
Линия генератора | Линия сети |
8 | 400 | Розетка РПС25-4 | Вилка ВПС25-4 |
8 | 230 | Тоже | Тоже |
16 | 400 | Розетка РПС40-4 | Вилка ВПС40-4 |
16 | 230 | Розетка РПС63-4 | Вилка ВПС63-4 |
30 | 400 | То же | Тоже |
30 | 230 | Розетка РПС100-4 | Вилка ВПС100-4 |
60 | 400 | Тоже | Тоже |
60 | 230 | Розетка РПС100-4 (две параллельно) | Вилка ВПС100-4 (две параллельно) |
Допускается применять соединители других типов с аналогичными техническими характеристиками.
6.8. Требования к цепям измерения
6.8.1. Цепи измерения, контроля напряжения и сигнализации должны включать в себя совокупность электроизмерительных приборов и аппаратуры, обеспечивающих измерение параметров электрической энергии, вырабатываемой источником питания, контроль и сигнализацию наличия напряжения на отдельных участках силовой цепи.
6.8.2. Цепи измерения должны предусматривать:
а) измерение трех линейных напряжений на шинах генератора (участок линии генератора до коммутационного аппарата) и одного линейного напряжения на шинах источника питания (участок линии источника питания за коммутационным аппаратом);
б) измерение частоты тока на шинах источника питания и на шинах источника питания;
в) измерение тока во всех трех фазах питания потребителей от источника питания источника питания.
6.8.3. В цепях напряжения электроизмерительных приборов должны быть установлены предохранители. Допускается не устанавливать предохранители в случае, если ответвление проводников цепей напряжения электроизмерительных приборов от питающей линии осуществляется в пределах одного щита.
6.8.4. Измерение тока, напряжения и частоты в соответствии с п. 6.8.2. должно производиться амперметром, вольтметром и частотомером через специальные переключатели.
Включение амперметра в цепи измерения тока, киловатт-метра и фазометра должно осуществляться через измерительные трансформаторы тока, установленные в линии источника питания.
В зависимости от способа выполнения силового электромонтажа и конструкции источника питания включение трансформаторов тока может производиться как до коммутационного аппарата линии генератора, так и за ним.
6.8.5. Визуальное наблюдение за наличием напряжения на шинах генератора должно осуществляться по вольтметру, а на шинах источника питания и на вводе линии сети - по сигнальным лампам, включаемым через понижающие трансформаторы напряжения или добавочные сопротивления.
6.8.6. Для контроля напряжения в схеме должны быть предусмотрены специальные устройства контроля напряжения.
6.9. Требования к приборам электробезопасности
6.9.1. ЭСУ автомобилей связи и освещения должны иметь на источнике питания устройство постоянного контроля сопротивления изоляции (ПКИ), а приемники электроэнергии подключаться к источнику питания через устройства защитного отключения (УЗО).
Система обеспечения электробезопасности, состоящая из сочетания ПКИ и УЗО, должна являться основной системой обеспечения безопасности при эксплуатации электросиловых установок АСО.
6.9.2. ПКИ должно контролировать сопротивление изоляции относительно земли (корпуса) всей находящейся под рабочим напряжением ЭСУ в целом: переносных источников электроэнергии, приемников электроэнергии, питающихся от этих источников, распределительных щитов и переносных кабельных сетей; оценивать величину сопротивления изоляции и обеспечивать световую и звуковую сигнализацию, действующую при снижении уровня изоляции ниже установленной величины.
ПКИ в ЭСУ следует устанавливать на источнике питания до главного коммутационного аппарата со стороны генератора.
В цепи присоединения ПКИ к ЭСУ не допускается установка аппаратов, которыми она может быть разорвана.
Для обеспечения безопасности работы личного состава сопротивление изоляции относительно земли всей работающей (находящейся под напряжением) электроустановки в целом, измеренное с помощью ПКИ, должно быть не менее значений, приведенных в таблице 6.
Таблица 6
Род тока | Напряжение, В | Частота тока, Гц | Минимальное допустимое сопротивление изоляции электроустановки относительно земли (корпуса), кОм |
Переменный | 230 400 230 | 50 50 400 | 10,0 20,0 50,0 |
6.9.3. УЗО должны устанавливаться в силовых распределительных щитах и обеспечивать селективное отключение фазных проводов до ввода в розетки распределительного щита.
Для обеспечения безопасности работы личного состава УЗО должны соответствовать НПБ 179-99 и обесточивать аварийные участки при токах утечки не более значений, приведенных в таблице 7.
Таблица 7
Параметры | Частота тока, Гц |
50 | 400 |
Ток утечки (чувствительность защиты), А, не более | 0,05 | 0,015 |
Продолжительность отключения, с, не более | 0,05 | 0,05 |
6.10. Требования к цепям управления
6.10.1. Схемы цепей управления (в дальнейшем - СУ) должны включать в себя совокупность электрических цепей и элементов, обеспечивающих автоматическую работу источников питания и управление ими в соответствии с заданной степенью автоматизации.
6.10.2. СУ источников питания 1-й степени автоматизации должны обеспечивать выполнение следующих функций:
а) управление пуском и остановкой двигателя;
б) аварийную сигнализацию и защиту источника питания от короткого замыкания;
в) автоматический подзаряд стартерных батарей шасси.
6.10.3. СУ должны состоять из следующих отдельных цепей, выделяемых по функциональному назначению:
а) цепей питания;
б) пуска и приема нагрузки;
в) контроля аварийных параметров, защиты от короткого замыкания и сигнализации;
г) остановки;
д) резервирования внешнего источника;
е) исполнительных устройств.
6.11. Требования к цепям питания
6.11.1. Питание цепей управления и исполнительных устройств СУ должно производиться от аккумуляторных батарей (независимого источника) по двухпроводной схеме постоянным током номинальным напряжением 12, 24 В.
6.11.2. В цепях питания должны быть предусмотрены предохранители или автоматы защиты, обеспечивающие защиту электрических цепей СУ от токов короткого замыкания и перегрузок. Защиту необходимо устанавливать в шине, соединенной с плюсом источника питания СУ.
6.11.3. В цепях питания должны быть предусмотрены выключатели или переключатели, обеспечивающие коммутацию цепей ручного и автоматического управления СУ.
6.12. Требования к цепям пуска
Цепи ручного пуска источников питания должны включать в себя цепи и элементы электрооборудования первичных двигателей и выполняться по документации предприятий-изготовителей.
6.13. Требования к цепям контроля
Цепи контроля аварийных параметров, защиты и аварийной сигнализации должны обеспечивать:
а) для источников питания 1-й степени автоматизации контроль следующих параметров:
перегрева охлаждающей жидкости;
перегрева масла;
уровня охлаждающей жидкости ниже допустимого;
давления масла;
оборотов выше допустимых;
отключения выключателя источника питания от короткого замыкания или перегрузки;
отключения источника питания при коротком замыкании или перегрузке;
б) возможность отключения защиты по аварийным параметрам, при которых сохраняется возможность кратковременного электроснабжения потребителя в особых случаях эксплуатации с сохранением сигнализации аварийного состояния;
в) возврат схемы в исходное состояние (ручное) после устранения причины аварии;
г) возможность контрольной проверки.
6.14. Требования к цепям остановки
При аварийной остановке источника питания должна обеспечиваться блокировка пусковой схемы, исключающая возможность пуска двигателя до ликвидации причины аварии и разблокировки схемы.
6.15. Требования к цепям исполнительных устройств
6.15.1. Цепи исполнительных устройств СУ включают в себя цепи управления исполнительными устройствами, обеспечивающими пуск и остановку двигателя, а также включение и отключение выключателей линий генератора и сети.
6.15.2. Цепи исполнительных устройств СУ должны предусматривать возможность включения исполнительных устройств как при ручном, так и при автоматическом управлении.
6.16. Требования к схемам цепей собственных нужд
6.16.1. Схемы цепей собственных нужд включают в себя совокупность электрических цепей и элементов, обеспечивающих ручное и автоматическое управление вспомогательными системами и механизмами источников питания.
6.16.2. Схемы цепей собственных нужд должны состоять из следующих отдельных цепей, выделяемых по функциональному назначению:
а) цепей питания;
б) освещения;
в) подзаряда аккумуляторных батарей.
В зависимости от мощности, конструктивного исполнения (капотное, кузовное) и степени автоматизации источника питания отдельные из перечисленных цепей в составе его схем могут отсутствовать.
Для источников питания с небольшим количеством систем и механизмов собственных нужд допускается не оформлять самостоятельную схему цепей собственных нужд, а соответствующие цепи включать в состав схем силовых цепей или схем автоматического управления.
6.17. Требования к цепям резервирования внешнего источника
6.17.1. Цепи питания должны предусматривать питание вспомогательных механизмов и систем собственных нужд переменным током напряжением 230/400 В от источника питания (при его работе) и от внешнего источника питания (в режиме "резерв"). Для обеспечения указанного требования напряжение на линию собственных нужд должно подаваться с шин источника питания.
6.17.2. На источниках питания кузовного исполнения частотой тока 400 Гц должен предусматриваться ввод внешнего источника напряжением 400 В (трехфазный) или 230 В (однофазный), частотой тока 50 Гц для питания систем освещения и подзаряда аккумуляторных батарей при регламентных и ремонтных работах.
Цепи питания должны предусматривать возможность переключения указанных систем на питание от шин источника питания или от ввода внешнего источника.
6.17.3. На переносных источниках питания должно предусматриваться питание систем собственных нужд от постороннего источника без выведенной нейтрали. При этом при необходимости питания отдельных потребителей собственных нужд фазным напряжением в цепях питания должен предусматриваться понижающий трансформатор.
6.17.4. На вводе внешнего источника для питания собственных нужд должен устанавливаться автоматический выключатель или контактор со схемой защитного отключения при появлении на корпусе источника питания опасного напряжения относительно земли.
6.17.5. Для защиты цепей собственных нужд и электродвигателей механизмов собственных нужд от токов короткого замыкания и недопустимых перегрузок в цепи питания каждой системы должны устанавливаться автоматический выключатель или предохранители.
6.18. Требования к цепям освещения
6.18.1. Цепи освещения должны предусматривать освещение (подсветку) приборных панелей щитов и блоков (при необходимости), двигателя кузова и панели выводов.
6.18.2. Цепи освещения источников питания должны предусматривать питание ламп накаливания от напряжения переменного тока через понижающий трансформатор. При исчезновении напряжения переменного тока должно обеспечиваться автоматическое переключение освещения на стартерные аккумуляторные батареи.
6.18.3. Для защиты от токов короткого замыкания в цепях освещения должны быть предусмотрены предохранители.
6.19. Требования к цепям подзарядки аккумуляторных батарей
6.19.1. Цепи подзарядки аккумуляторных батарей должны предусматривать автоматический подзаряд аккумуляторных батарей источника питания от статических зарядных устройств. На источниках питания 1-й степени автоматизации подзаряд аккумуляторных батарей допускается производить от зарядного генератора базового шасси.
6.19.2. Питание статических зарядных устройств должно обеспечиваться как от генератора источника питания при его работе, так и от внешнего источника питания.
Статические зарядные устройства на источниках питания частотой тока 400 Гц рекомендуется применять с учетом возможности обеспечения ими подзаряда аккумуляторных батарей от генератора частотой тока 400 Гц и от внешнего источника частотой тока 50 Гц.
6.19.3. Для подзаряда аккумуляторных батарей рекомендуется использовать зарядные устройства, обеспечивающие постоянную работу в буфере с аккумуляторной батареей, путем уменьшения зарядного тока к концу зарядки до величины, исключающей перезаряд батарей при возможном изменении напряжения питания на входе.
При применении статических зарядных устройств, не обеспечивающих работу в буфере с аккумуляторной батареей, цепи подзарядки аккумуляторных батарей должны предусматривать возможность ручного и автоматического включения и отключения зарядного устройства.
6.19.4. Для выбора режима подзаряда ("ручной" или "автоматический") в цепях подзаряда аккумуляторных батарей должен применяться переключатель с нейтральным ("отключено") положением.
6.19.5. Для исключения перегрузки статического зарядного устройства, включенного на подзаряд стартерных аккумуляторных батарей, должно обеспечиваться его автоматическое отключение в период включения стартера.
6.20. Требования к щитам управления работой ЭСУ
6.20.1. Щиты управления работой ЭСУ по их функциональному назначению должны разделяться на:
а) щит управления работой двигателя (УД) привода генератора;
б) щит силовой распределительный (СР).
На щитах управления должны размещаться приборы контроля и измерения, органы управления, распределительные устройства, средства индикации и графической информации.
Структура системы управления работой ЭСУ показана на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура системы управления работой ЭСУ автомобилей связи и освещения
6.20.2. В состав щита управления работой двигателя (УД) привода источника питания должны входить:
а) приборы контроля режима работы двигателя, частоты вращения вала привода, температуры жидкости в системе охлаждения, давления масла и другие приборы в зависимости от типа привода;
б) органы управления работой сцепления, регуляторы частоты вращения коленчатого вала, включения коробки отбора мощности и другие в зависимости от конструктивного исполнения ЭСУ;
в) средства индикации и графической информации применительно к типу привода и конструктивному исполнению ЭСУ.
Как правило, при создании ЭСУ на шасси автомобиля с приводом генератора тока от его двигателя для управления используются штатные органы управления, приборы контроля и средства индикации.
6.20.3. В состав силового распределительного щита (СР) должны входить:
а) приборы измерения, контроля и сигнализации;
б) органы управления работой источника питания;
в) органы управления коммутацией электрической энергии;
г) приборы электробезопасности;
д) распределительные устройства;
е) средства индикации и графической информации.
6.20.4. В качестве органов управления работой источника питания следует применять кнопки "возбуждение" и регуляторы напряжения.
В качестве коммутационных аппаратов необходимо применять выключатели, переключатели или контакторы в сочетании с устройствами защиты оттоков короткого замыкания и перегрузки.
6.20.5. Для обеспечения электробезопасности личного состава, обслуживающего ЭСУ, щиты должны оборудоваться приборами постоянного контроля сопротивления изоляции, визуального наблюдения и устройством защитного отключения, позволяющим работать с электросиловым оборудованием без заземления.
6.20.6. Распределительные устройства должны состоять из розеток отбора электроэнергии, коммутационных устройств и световой индикации о наличии напряжения на розетках.
6.20.7. К щитам управления должны предъявляться следующие общие требования:
а) удобство работы и обслуживания;
б) применение оптимальных средств индикации;
в) максимальное использование стандартных узлов, приборов, органов управления;
г) надежность и безопасность работы;
д) минимальные энергоемкость, размеры, масса и возможность компактного размещения;
е) технологичность конструкции и достаточный уровень ремонтопригодности;
ж) эстетическое исполнение.
6.20.8. Приборы и органы управления работой ЭСУ должны размещаться на горизонтальных и вертикальных щитах (панелях) в зависимости от компоновки АСО.
6.20.9. Форма щита (панели), его длина и высота должны быть такими, чтобы оператор со своего места мог видеть приборы и производить необходимые операции по управлению:
а) угловая ширина щита управления - не более 90o;
б) угловая высота - не более 90o, в том числе 35o от плоскости уровня глаз вверх и не более 55o от этой плоскости вниз.
6.20.10. Основной активной зоной воздействия в системе "Оператор-ЭСУ" является оперативная лицевая панель щита управления.
Варианты рекомендуемого взаимного расположения приборов контроля, органов управления и распределительных устройств показаны на рисунке 2.
Рисунок 2. Варианты компоновки щитов управления
6.20.11. При компоновке приборов и органов управления должна быть видна взаимная функциональная связь. Они должны располагаться в соответствии с последовательностью их использования по управлению работой ЭСУ.
Порядок расположения отдельных органов управления внутри функциональной группы должен совпадать с последовательностью выполнения рабочих операций.
При определении места положения органов управления и индикаторов на щитах управления рекомендуется использовать функциональное разделение, предполагающее соответствующее расположение в пространстве (зонирование), разделение по форме (кодирование формой), разделение по цвету (кодирование цветом).
6.20.12. Крепление внешних установочных элементов по возможности должно быть невидимым.
6.20.13. Щиты управления с лицевой стороны должны иметь надписи, указывающие их назначение, а установленные на щитах устройства - надписи или маркировку согласно схемам.
6.20.14. Проводники, присоединенные к рядам зажимов, а также к зажимам аппаратов и приборов, должны иметь маркировку, соответствующую схемам.
6.20.15. Кабель (провода) ввода электроэнергии в щит управления должен иметь маркировку на концах. Концы свободных жил кабеля должны быть изолированы.
6.20.16. Контрольные и измерительные приборы щитов управления работой ЭСУ должны иметь класс точности не ниже 2,5.
Пределы измерений установленных приборов необходимо выбирать с учетом возможных длительных отклонений измеряемых параметров от номинальной величины.
На измерительных приборах рекомендуется отмечать красной чертой (зоной) предельно допустимые значения измеряемой величины.
6.20.17. Требования, предъявляемые к органам управления:
а) расположение в оптимальных зонах моторного поля;
б) хорошо различимые опознавательные знаки;
в) удобство захвата, нажима или поворота;
г) малые диапазоны перемещения в процессе работы;
д) согласованность направления движения рычага или рукоятки с направлением изменения регулируемого параметра.
Например:
а) движения рукоятки "от себя", "вверх", "вправо" должно соответствовать "включению", "пуску", "увеличению параметра";
б) движение рукоятки "к себе", "вниз", "влево", должно вызывать соответственно "отключение", "останов", "уменьшение параметра";
в) нажатие верхних, передвижных, правых кнопок должно вызывать "включение", "пуск", "увеличение";
г) нажатие нижних, задних, левых кнопок должно вызывать "отключение", "останов", "уменьшение".
6.20.18. К основным типам органов управления щитов СР относятся переключатели и выключатели (кнопочные, автоматические, типа "тумблер" и др.).
Выбор органов управления необходимо производить с учетом их функционального назначения, руководствуясь данными таблицы 8.
Таблица 8
Функция | Применение | Вид органа управления |
Выбор между двумя возможными решениями | Пуск, остановка, последовательность включения, отключение, подача срочного сигнала | Выключатель типа "тумблер", кнопка, автоматический выключатель |
Выбор между тремя возможными решениями | Задание режимов работы, выбор диапазона, канала | Переключатели с указанием фиксированных положений |
Грубое регулирование, установка значения параметра | Изменение характеристики канала | Ручка вращения |
6.21. Требования к кнопочным органам управления:
а) диаметр кнопки от 10 до 18 мм;
б) усилие нажатия от 1,5 до 6 Н;
в) глубина утапливания от 3 до 5 мм;
г) наиболее удобная рабочая плоскость кнопки - вогнутая;
д) расстояние между соседними кнопками не менее 30 мм.
6.21.1. Требования к выключателям типа "тумблер":
а) расположение тумблеров должно быть таким, чтобы плоскость их движения находилась в плоскости направления взгляда или перпендикулярно к ней;
б) при групповом размещении тумблеров их следует располагать горизонтальными рядами;
в) при горизонтальном расположении поворот вправо означает "включение", "запуск", "больше", поворот влево "отключение", "стоп", "меньше";
г) расстояние между соседними тумблерами должно быть не менее 30 мм.
6.21.2. Органы управления следует располагать под соответствующими индикаторами, но не над ними, или орган управления и соответствующий ему индикатор размещать примерно в одинаковом положении.
Выбор типа индикатора должен производиться в соответствии с данными таблицы 9.
Таблица 9
Тип информационных сообщений | Цвет индикатора |
Тревога, наступление аварийной ситуации, снижение сопротивления изоляции до критической величины, прекращение подачи электроэнергии, срабатывание защиты | Красный |
Сообщение о необходимости принятия срочных мер, предусмотренных руководством по эксплуатации | Рекомендуется использовать индикатор с мигающим свечением частотой от 0,1 до 1 Гц |
Изменение режима работы, предупреждение, внимание | Желтый |
Включение, работа, общая информация | Зеленый (белый) |
6.22. Средства графической информации
6.22.1. Для обеспечения быстрой фиксации и точной информации количество надписей должно быть минимально необходимым.
Все надписи следует располагать по горизонтали, чтобы их можно было легко читать.
6.22.2. Надписи не должны затруднять восприятие других видов информации. Как правило, надписи следует размещать выше органов управления и индикаторов, к которым они относятся. На панели, находящейся выше уровня глаз, надписи для лучшей видимости можно располагать ниже.
6.22.3. Цвет панелей щитов управления должен быть светлее и менее насыщенным по сравнению с цветом корпусов. Для окраски следует применять эмали с рельефной или матовой фактурой поверхности.
6.23. Требования к приемникам электроэнергии
6.23.1. АСО комплектуются стационарными и переносными приемниками электроэнергии.
6.23.2. Рабочее напряжение приемников электроэнергии должно быть не более 230 В (для переносных приемников тип напряжения должен указываться в конкретных технических условиях).
Корпуса стационарных приемников электроэнергии должны иметь металлическую связь с шасси АСО и рамой ЭСУ. Переносные приемники электроэнергии должны подключаться к ЭСУ через УЗО.
6.23.3. Суммарная мощность, одновременно потребляемая стационарными и переносными приемниками электроэнергии по основным схемам работы, не должна превышать 90 % номинальной мощности источника питания ЭСУ.
6.23.4. Присоединение переносных приемников электроэнергии к распределительному устройству ЭСУ должно осуществляться посредством кабелей.
Запрещается присоединение переносных приемников электроэнергии к питающей сети без разъема.
6.23.5. Разъемы (штепсельные соединения) должны быть с недоступными токоведущими частями и иметь специальный контакт для жилы кабеля, соединяющий корпус приемника электроэнергии с УЗО.
6.23.6. Присоединение корпуса приемника электроэнергии к ЗОУ должно осуществляться посредством специальной жилы переносного кабеля. Эта жила должна быть в общей оболочке кабеля, но не должна одновременно служить проводником рабочего тока.
6.24. Требования к раз ветви тельным коробкам и кабельным катушкам
6.24.1. Разветвительные коробки для подключения группы приемников электроэнергии должны быть оборудованы розетками для снятия напряжения.
6.24.2. Розетки разветвительных коробок должны иметь заглушки для защиты от попадания влаги и грязи.
6.24.3. На разветвительных коробках необходимо предусматривать световую сигнализацию наличия напряжения.
6.24.4. Кабельные катушки необходимо конструктивно выполнять таким образом, чтобы исключалась возможность контакта корпусов разъемов кабеля с поверхностью земли.
6.24.5. Для повышения оперативности работы с выносными приемниками электроэнергии в комплект ЭСУ необходимо вводить переносные катушки с силовыми кабелями длиной от 25 до 40 м и стационарные катушки с магистральным кабелем длиной от 90 до 100 м (конкретная длина должна определяться заказчиком).
6.24.6. Переносные кабельные катушки должны быть оборудованы ремнем для переноски.
6.24.7. Конструкция разветвительных коробок должна соответствовать требованиям степени защиты IP45 по ГОСТ 14254.
6.24.8. Разъемы соединительных кабелей между агрегатами должны иметь соединения, исключающие их самопроизвольное отключение.
6.25. Требования по электробезопасности
6.25.1. Электробезопасность АСО должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.037.
6.25.2. Конструкция ЭСУ АСО должна обеспечивать безопасность обслуживающего персонала от поражения электрическим током в соответствии с ГОСТ 12.1.019 и "Правилами безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов", от травмирования вращающимися и подвижными частями и получения ожогов от частей, нагретых до высокой температуры.
Конструкция ЭСУ капотного и контейнерного исполнения должна соответствовать требованиям степени защиты 1Р23 по ГОСТ 14254.
6.25.3. Схема электрических соединений ЭСУ АСО переменного трехфазного тока должна иметь изолированную нейтраль (при соединении обмоток генератора по схеме "звезда" с выведенной нулевой точкой).
Не допускается применять какие-либо устройства, создающие электрическую связь фазных проводов или нейтрали с корпусом либо землей как непосредственно, так и через искусственную нулевую точку (кроме устройства для подавления помех радиоприему).
Для эксплуатации совместно с электрической сетью государственной энергетической системы в ЭСУ АСО должно быть предусмотрено автоматическое защитное отключающее устройство (АЗОУ).
6.25.4. Для обеспечения электробезопасности в ЭСУ напряжением 36 В и выше должен быть предусмотрен постоянный контроль сопротивления изоляции и устройства защитного отключения аварийных участков электросети.
Система обеспечения электробезопасности, состоящая из сочетания устройств постоянного контроля сопротивления изоляции и устройств защитного отключения, должна являться основной системой обеспечения электробезопасности при эксплуатации ЭСУ АСО.
6.25.5. Приборы постоянного контроля изоляции (ПКИ) должны иметь световую и звуковую сигнализацию о снижении сопротивления изоляции ниже допускаемого значения.
6.25.6. Все металлические нетоковедущие части электрооборудования, которые могут оказаться под опасным напряжением вследствие повреждения изоляции, должны иметь электрическое соединение с корпусом источника питания, а также с рамой шасси АСО.
6.25.7. Сопротивление изоляции отдельных разобщенных силовых цепей номинальным напряжением 230 и 400 В между собой и по отношению к корпусу должно быть не менее 0,5 МОм.
6.25.8. ЭСУ должны иметь заземляющие зажимы для подключения защитного и рабочих заземлений и знаки заземлений, выполненные по ГОСТ 21130.
6.25.9. ЭСУ напряжением 230 и 400 В должны быть укомплектованы стержневыми заземлителями, изготовленными в соответствии с ГОСТ 16556. Комплект заземлителя с устройством для забивки его в грунт и извлечения из грунта должен иметь один стержень длиной 2000, 1500 или 1180 мм, зажим, замок и молот.
Покрытие изделий должно соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ 9.301. Замок на стержне должен закрываться и открываться усилием руки, при этом зазор между разъемными частями замка, закрепленного на стержне, должен быть в пределах 1,5-3,5 мм. Молот должен свободно без усилий перемещаться вдоль стержня при забивке заземлителя в грунт и извлечения его из грунта. Зажим должен обеспечивать надежный контакт со стержнем трех заземляющих проводников с площадью сечения от 6 до 25 мм.
Переходное сопротивлением между стержнем и заземляющими проводниками не должно превышать 600 мкОм.
Заземляющее устройство должно обеспечивать сопротивление растеканию не более 25 Ом.
Количество стержневых заземлителей должно устанавливаться в нормативно-технической документации на АСО конкретных моделей.
6.25.10. Электрическая изоляция токоведущих частей ЭСУ АСО должна выдерживать без повреждения в течение 1 мин практические синусоидальные испытательные напряжения частотой 50 Гц (при отключенных конденсаторах и полупроводниковых приборах):
при номинальном напряжении ЭСУ 230 В -1500 В;
при номинальном напряжении ЭСУ 400 В -1800 В.
6.25.11. ЭСУ АСО должны отвечать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004.
6.25.12. Щиты силовые распределительные должны размещаться в кабинах, салонах и специальных отсеках АСО.
В отсеках со щитами не допускается размещение механических передач, гидравлических, пневматических и других коммуникаций, не относящихся к ЭСУ.
Щиты, как правило, должны устанавливаться с применением виброизолирующих устройств.
6.25.13. На лицевой панели или в другом месте, удобном для обзора СР и РУ, если оно выделено в автономный блок, должен быть предупреждающий знак "Осторожно! Электрическое напряжение" по ГОСТ 12.4.026.
6.25.14. Ввод проводов в корпуса, коробки, щитки и другие устройства следует осуществлять через изоляционные детали. При этом должна исключаться возможность повреждения проводов и их изоляции в процессе монтажа и эксплуатации ЭСУ.
6.25.15. Вводы, проводники, штепсельные разъемы должны иметь маркировку. Навеска маркировочных бирок не допускается. Маркировка проводников должна выполняться на обоих концах каждого проводника.
6.25.16. Предупреждающие сигналы, надписи и таблички должны применяться для указания: включенного состояния изделия, защиты, наличия напряжения, включения стационарных и переносных приемников электроэнергии и иных действий, установленных для конкретных видов изделий.
6.25.17. Корпуса распределительных устройств, разветвительных коробок, приемников электроэнергии, кабельных катушек на разные частоту тока и напряжение должны иметь отличительную окраску, а штепсельные соединения - конструктивно отличаться, с тем чтобы исключить возможность взаимного включения.
6.25.18. Переносные приемники электроэнергии должны быть безопасными в работе и иметь недоступные для прикосновения токоведущие части.
6.25.19. Питание переносных приемников электроэнергии должно осуществляться переносным гибким кабелем с медными жилами, резиновой изоляцией в оболочке, устойчивой к многократным перегибам и истиранию, стойкой к окружающей среде.
6.25.20. Соединительные кабели не должны иметь повреждений (трещин, изломов, срезов и т. п.), видимых без применения увеличительных приборов.
6.25.21. Степень защиты переносных приемников должна соответствовать исполнению не менее IP45 по ГОСТ 14254.
6.25.22. АСО должен быть укомплектован средствами индивидуальной защиты личного состава от поражения электрическим током (диэлектрические перчатки, боты, коврики, а также ножницы для резки электропроводов).
6.26. Требования к средствам связи
АСО в соответствии с Наставлением по службе связи ГПС МВД России, утвержденным приказом МВД России от 30 июня 2000 г. № 700, должен быть оснащен средствами связи, позволяющими обеспечивать организацию оперативного управления подразделениями ГПС, их взаимодействия и обмена информацией.
Для выполнения этих функций автомобиль связи и освещения должен быть оборудован средствами:
а) радиосвязи;
б) проводной телефонной связи;
в) аппаратурой звукозаписи и звукоусиления;
г) вычислительной техники.
6.27. Требования к средствам радиосвязи
6.27.1. АСО должен быть оборудован возимыми и носимыми радиостанциями, тип и количество которых определяется в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель АСО.
6.27.2. Радиостанции должны соответствовать требованиям ГОСТ 12252 и техническим условиям на радиостанции конкретного типа (диапазон рабочих частот и количество рабочих каналов - в соответствии с техническими условиями на радиостанции конкретного типа).
6.27.3. Радиостанции должны быть рассчитаны на работу в симплексном или в дуплексном режиме. В радиостанциях могут быть предусмотрены оба режима.
6.27.4. В приемниках радиостанций с симплексным режимом работы должен быть предусмотрен шумоподавитель. Возможность его выключения должна указываться в технических условиях на радиостанции конкретного типа.
6.27.5. Радиостанции должны быть предназначены для работы с несимметричными антенно-фидерными устройствами с номинальным волновым сопротивлением 50 или 75 Ом, установленным в ТУ на радиостанции конкретного типа.
6.27.6. Требования к конструкции радиостанций должны соответствовать ГОСТ 12252 и устанавливаться в ТУ на радиостанции конкретных типов.
6.27.7. Радиостанции должны соответствовать требованиям по устойчивости к механическим и климатическим воздействиям, установленным в ГОСТ 16019.
6.27.8. Радиостанции должны соответствовать требованиям по надежности в соответствии с ГОСТ 17676.
6.27.9. Питание радиостанций в зависимости от назначения должно осуществляться от следующих источников питания:
сети переменного тока номинальным напряжением 220 В и частотой 50 Гц;
внешнего источника постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В;
собственного источника тока напряжением, определяемым типом примененных аккумуляторов, сухих элементов и др.
6.27.10. В возимых радиостанциях (питание которых предусматривается от бортовой сети АСО) общий провод питания, соединенный с корпусом радиостанции, должен быть отрицательной полярности.
6.27.11. В радиостанциях должна быть предусмотрена защита от повреждения при неправильном включении полярности электропитания.
6.27.12. Радиостанции должны отвечать требованиям по уровню индустриальных помех в соответствии с Нормами 15-93.
6.28. Требования к средствам проводной телефонной связи
6.28.1. Автомобиль связи и освещения должен быть оборудован средствами телефонной проводной связи, в состав которой должны входить:
телефонные аппараты;
телефонный коммутатор;
катушки с телефонным кабелем.
6.28.2. Для обеспечения телефонной связью руководителей штаба пожаротушения и боевых участков АСО должен быть укомплектован телефонными аппаратами, которые разделяются:
а) по способу питания микрофонов - системы МБ (местная батарея) и ЦБ (центральная батарея);
б) по способу обслуживания - ручная телефонная станция (РТС) и автоматическая телефонная станция (АТС);
в) по конструкции корпуса - настольные, настенные и универсальные;
г) по исполнению - обычные и специальные.
Количество, тип и марка телефонных аппаратов ЦБ и МБ устанавливается в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель АСО.
6.28.3. АСО должен быть оборудован телефонным коммутатором для обеспечения связью руководителя тушения пожаров (РТП) с ЦУС, штаба пожаротушения с боевыми участками и тылом.
Количество подключаемых к коммутатору телефонов - до 8 (16), абонентских линий АТС - до 2.
Коммутатор должен обеспечивать телефонную связь между абонентами коммутатора, выход абонентов на линии АТС, прием вызовов с линии АТС на любой из телефонов, проведение речевых циркуляров с абонентами коммутатора.
6.28.4. Тип телефонного коммутатора должен определяться из нормативно-технической документации на конкретную модель АСО.
В качестве коммутаторов могут быть использованы беспроводные радиотелефонные мини-АТС стандарта DECT. Это позволит повысить оперативность развертывания средств связи на пожаре, улучшить качество связи, избавит от необходимости прокладки линий связи.
6.28.5 Для прокладки линий телефонной связи АСО должен быть укомплектован катушками с телефонным кабелем (ТК). В телефонных катушках должен использоваться кабель типа П-271, П-274 или П-275 (в зависимости от предполагаемой длины прокладываемых линий). Длина кабеля на катушках, а также их количество определяются из нормативно-технической документации на конкретную модель АСО.
Конструкция катушек должна обеспечивать их удобство во время эксплуатации (сматывание - разматывание, подключение отключение), а также во время их переноски.
6.29. Требования к аппаратуре звукоусиления и звукозаписи
6.29.1. АСО должен быть оборудован аппаратурой звукоусиления, которая в большинстве случаев представляет собой сигнально-громкоговорящие установки, предназначенные для направленной передачи команд и другой усиленной звуковой информации во время движения и стоянки АСО.
6.29.2. Сигнально-громкоговорящая установка должна обеспечивать трансляцию информации с микрофонов, магнитофонов и радиостанций с раздельной регулировкой усиления по каждому из входов, а также на стационарных (смонтированных непосредственно на АСО) и на выносных акустических системах (громкоговорителях) в условиях различных уличных шумов на расстоянии не менее 300 м.
Сигнально-громкоговорящая установка должна иметь устройство для подачи кратковременных звуковых предупредительных сигналов (электронную сирену) и проблесковые маяки - для подачи световых предупредительных сигналов.
6.29.3. В дополнение к сигнально-громкоговорящей установке для кратковременной направленной передачи команд и другой информации АСО должен быть укомплектован электромегафоном.
6.29.4. Тип, марка и количество сигнально-громкоговорящих установок и электромегафонов определяются в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель АСО.
6.29.5. АСО должен быть оборудован звукозаписывающей аппаратурой для регистрации переговоров, ведущихся по радиоканалам и телефонным линиям, а также команд, отдающихся по каналам громкоговорящей связи на пожаре.
Количество, тип и марка звукозаписывающей аппаратуры определяются в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель АСО
6.30. Требования к средствам вычислительной техники
6.30.1. Для организации сети пакетной радиосвязи, позволяющей осуществлять обмен данными по радиоканалу между Центром управления силами (ЦУС) гарнизона и пунктами связи частей (ПСЧ), а также с подвижными средствами пожаротушения с целью обеспечения информационной поддержки руководителей тушения пожаров и оперативных штабов, АСО должен быть оборудован терминальным комплексом. Последний должен состоять из трех функционально законченных устройств (ПЭВМ, радиостанции и контролера пакетной радиосвязи), соединенных между собой специальными кабелями.
6.30.2. Терминальный комплекс должен обеспечивать:
адресный обмен данными в реальном масштабе времени с ЦУС и другими абонентами радиосети;
циркулярную передачу данных абонентам;
режим почтового ящика;
обмен данными с другими подвижными средствами как в движении, так и при нахождении их на стоянке;
передачу данных по радиоканалу со скоростью не менее 1200 бит/с.
Кроме того, терминальный комплекс должен обладать:
возможностью документальной регистрации сообщений;
возможностью использования стандартных протоколов обмена сообщениями;
малыми габаритами и массой.
6.31. Требования к выносному штабному столу
6.31.1. Выносной стол предназначен для оперативной организации рабочего места руководителя штаба пожаротушения вне салона АСО.
6.31.2. Выносной штабной стол должен изготавливаться в трансформируемом варианте, предусматривающем его удобную транспортировку во время движения (в салоне АСО), оперативное развертывание и удобство в эксплуатации.
На выносном столе должны быть предусмотрены места для установки.
телефонных аппаратов;
планшета;
прибора местного освещения;
микротелефонной трубки с усилителем (из комплекта радиостанции);
громкоговорителей для прослушивания радиостанций;
микрофона громкоговорящей установки;
часов автомобильных;
разъемов для подключения кабелей питания оборудования и аппаратуры.
Кроме того, в комплектацию выносного стола должны входить:
ограждение со стойками;
складные стулья;
флагшток (сигнальный фонарь на стойке);
вымпел "Штаб";
тент с арматурой для защиты от атмосферных осадков (по требованию заказчика).
6.32. Требования к осветительной мачте
6.32.1 Для увеличения зоны освещения, прилегающей к месту пожара, АСО должен быть оборудован осветительной мачтой для подъема прожекторов на высоту не менее 8 м от поверхности земли.
6.32.2. Осветительная мачта для конкретной модели АСО должна выбираться, исходя из значений массы поднимаемого груза (в данном случае - массы прожекторов, установленных на поворотной платформе с механизмом ориентации) и эксплуатироваться без растяжек.
6.32.3. Для подъема (опускания) осветительной мачты на заданную высоту она должна быть оснащена механизмом привода (электрическим, гидравлическим, пневматическим), органы управления которым должны находиться на рабочем месте водителя.
В исключительных (технически обоснованных) случаях осветительная мачта может быть оборудована ручным приводом подъема.
Независимо от типа привода мачта должна иметь автоматический тормоз, фиксирующий ее на заданной высоте.
Мачта должна быть оборудована механизмом дистанционной ориентации (поворотным устройством) прожекторов в пространстве в двух плоскостях.
а) по горизонтали не менее ±90o,
б) по вертикали не менее ±45o
Дистанционные органы управления механизмом ориентации прожекторов должны находиться на рабочем месте водителя АСО.
6.32.4. Типы, количество, сила света прожекторов для конкретной модели АСО должны соответствовать СНиП 23-05-95.
Конструкция прожекторов должна соответствовать требованиям степени защиты IP45 по ГОСТ 14254.
6.32.5. В случае транспортного положения осветительной мачты во время движения и стоянки АСО поворотная платформа и установленные на ней прожектора должны быть надежно зачехлены.
6.33. Требования к лакокрасочным покрытиям
6.33.1. Наружные поверхности АСО должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резины, стекол и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже III класса в соответствии с ГОСТ 9.032, группой условий эксплуатации VI для исполнения У, УХЛ категории размещения 1.
Основной цвет покрытия - красный, контрастирующих полос и дверей - белый. Для покрытия наружных поверхностей должна применяться эмаль марки МЛ-152 ГОСТ 18099 или другие эмали того же цвета, по защитным свойствам не хуже указанной.
Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием - по ГОСТ 9.402.
6.33.2. Нижние поверхности кузовов, кабин, отсеков, подножек, элементов трансмиссии, ходовой части АСО должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже VI класса; группа условий эксплуатации по ГОСТ 9.032.
Цвет покрытия - черный или иной в зависимости от цвета эмали, применяемой на базовом шасси АСО.
Для покрытий должна применяться эмаль марки ПФ-115 (ГОСТ 6465) или другие эмали, по защитным свойствам не хуже указанной.
6.33.3. Антикоррозийную защиту электрооборудования АСО необходимо осуществлять нанесением лакокрасочных металлических и неметаллических неорганических покрытий или их сочетаний.
6.33.4. Внутренние поверхности кабины, салона и его отсеков должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже V класса по ГОСТ 9.032.
6.33.5. Цвет покрытия - светло-голубой, серо-голубой, светло-серо-голубой. Для покрытий должны применяться эмали марки ХВ110 (ГОСТ18374), МЛ-152 (ГОСТ 18099) или другие эмали тех же цветов, по защитным свойствам не хуже указанных.
6.33.6. Повреждения лакокрасочных покрытий после сборки должны быть устранены. Если площадь поврежденного участка отдельной панели или сборочной единицы составляет свыше 10 % от площади окрашенной поверхности, то восстановление покрытия должно быть проведено по всей поверхности.
При повреждении внешнего слоя подкраска должна производиться тем же покрывным лакокрасочным материалом.
6.33.7. Лакокрасочные покрытия должны допускать возможность механизированной мойки сосредоточенной струей воды под давлением до 1,5 кгс/см2, а также быть стойкими к воздействию воды, растворов пенообразователей, топлива и смазочных материалов.
6.34. Комплектность
6.34.1. АСО должны быть укомплектованы в соответствии с Нормами табельной положенности и расхода противопожарного, технологического и гаражного оборудования для пожарной охраны МВД России, Наставлением по службе связи Государственной противопожарной службы МВД России и нормативно-технической документацией на конкретную модель.
6.34.2. В комплект поставки АСО должны входить формуляр и руководство по эксплуатации базового шасси в соответствии с ГОСТ 2.601, инструкция по эксплуатации ЭСУ, а также инструмент, принадлежности (аптечка, огнетушители, противооткатные упоры и т. п.).
В состав сопроводительной документации должны входить сведения о выдаче "Одобрения типа транспортного средства" для базового шасси, предъявляемого в ГИБДД при постановке АСО на учет.
6.35. Маркировка
6.35.1. Во всех АСО на видном месте должна быть установлена маркировочная табличка в соответствии с ГОСТ 12969 и ГОСТ 12971, содержащая следующие данные:
а) фирменное наименование и товарный знак предприятия-изготовителя;
б) условное обозначение модели АСО;
в) обозначение технических условий или другого нормативного документа, по которым выпускается данный тип АСО;
г) заводской номер АСО (по системе нумерации предприятия-изготовителя);
д) дата выпуска (год, месяц);
е) знак соответствия (для продукции, подлежащей сертификации);
ж) страна-изготовитель АСО.
6.36. Упаковка
6.36.1. АСО должен отправляться потребителю в собранном виде без упаковки.
6.36.2. Эксплуатационная и сопроводительная документация должна быть упакована в соответствии с ГОСТ 23170 и техническими условиями на конкретную модель.
6.36.3. Перед отправкой АСО с предприятия-изготовителя необходимо:
а) руководствоваться требованиями по транспортировке базового шасси;
б) слить воду из системы охлаждения и смывателя стекол (антифриз допускается не сливать);
в) отключить аккумуляторные батареи;
г) выпустить воздух из пневмосистемы шасси;
д) в топливный бак шасси залить топливо, гарантирующее пробег до 50 км. Пробка заливной горловины топливного бака должна быть исправна, плотно закрыта и опломбирована;
е) на лобовое стекло кабины с внутренней стороны приклеить ярлык с указанием сведений об удалении охлаждающей жидкости из системы охлаждения, воды из смывателя стекол, воздуха из пневмоприводов, об отключении и состоянии аккумуляторных батарей (с электролитом, без электролита), о смазке в двигателе и силовых передачах (летняя, зимняя).
В случае получения потребителем АСО непосредственно на заводе-изготовителе указанные выше мероприятия не проводятся.