4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1. Общие требования
4.1.1. АПК должны изготовляться в соответствии с требованиями ТУ на конкретную модель и рабочих чертежей, утвержденных в установленном порядке.
Конструкция АПК должна отвечать требованиям международных и национальных нормативных документов в области обеспечения безопасности конструкций (Правила ЕЭК ООН, ГОСТы). Шасси, используемые в качестве базовых, должны быть сертифицированы.
4.1.2. При движении по дорогам с различными покрытиями АПК должны сохранять:
а) конструкционную прочность, исключающую нарушение ее целостности и крепления съемного оборудования, а также изменение положения узлов и элементов конструкции;
б) управляемость и устойчивость, обеспечивающие безопасное движение с максимально допустимой скоростью.
4.1.3. АПК должны обладать статической и динамической устойчивостью и прочностью, обеспечивающими возможность безопасного проведения спасательных работ и тушение пожаров, в том числе:
а) при установке их на поверхности с уклоном до 6o включительно;
б) при работе лафетного ствола с подачей не менее 20 л/с и давлением до 0,6 МПа (6 кгс/см2), или трех генераторов пены типа ГПС-600 по ГОСТ Р 50409, или одного генератора типа ГПС-2000 по ГОСТ 12962, установленных в люльке;
в) при скорости ветра на уровне люльки не более 10 м/c.
4.1.4. Полная масса АПК, распределение ее по осям и бортам, координаты центра масс и коэффициент (и/или угол) поперечной статической устойчивости должны укладываться в пределы, установленные для базовых шасси.
4.1.5. Коэффициент грузовой устойчивости АПК должен быть не менее 1,4 при отсутствии дополнительных нагрузок*, а при их наличии – не менее 1,15.
_________
* Сила инерции, реакция струи, ветровая нагрузка.
4.1.6. АПК должны иметь аварийный привод, позволяющий привести его из развернутого состояния в транспортное.
4.1.7. Должно быть предусмотрено плавное (бесступенчатое) регулирование скорости движения люльки со всех пультов управления (ПУ).
4.1.8. Среднее давление на грунт основанием выдвижной опоры или специальной подкладки должно быть не более 0,6 МПа (6 кгс/см2).
4.1.9. Конструкция АПК должна предусматривать работу при установке опор с одной стороны без их выдвигания, при наклоне стрелы в сторону, в которую опоры выдвинуты полностью (для АПК, у которых конструкция стрелы исключает создание опрокидывающего момента от ее собственной массы, направленного в сторону невыдвинутых опор).
4.1.10. АПК должны быть оборудованы механизмом управления двигателем, который обеспечивает запуск, остановку и регулировку числа оборотов коленчатого вала двигателя, с размещением органов управления на основном пульте.
4.1.11. АПК могут оснащаться устройствами для крепления эластичного спасательного рукава и самими рукавами и/или снабжаться другими специальными средствами спасания с высоты.
4.1.12. Показатели профильной проходимости должны соответствовать ГОСТ 22748. В отдельных случаях, по согласованию с заводом-изготовителем базового шасси и заказчиком, допускается увеличение базы и уменьшение дорожного просвета.
4.1.13. Максимальная скорость АПК должна быть не менее 80 км/ч. Время разгона до заданной скорости не более, чем у базового шасси.
4.1.14. Технические требования к тормозным системам и нормативы их эффективности должны соответствовать ГОСТ 22895.
4.1.15. АПК должны быть оборудованы световозвращателями по ГОСТ 20961.
4.1.16. Основная система привода должна обеспечивать непрерывную работу АПК в течение не менее 6 ч с последующим перерывом не более 1 ч.
4.1.17. АПК должен иметь систему выравнивания, обеспечивающую горизонтальность люльки при любом ее положении и горизонтальность ступеней лестницы, расположенной вдоль стрелы (при ее наличии). При этом отклонение от горизонтальности пола люльки должно быть не более 3o, а ступеней - не более 2o.
4.1.18. На АПК должны быть предусмотрены места для установки регистрационных государственных знаков транспортных средств по ГОСТ Р 50577.
4.1.19. Усилия на органы управления не должны превышать значений, предусмотренных ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.
4.1.20. Уровень радиопомех, создаваемых при эксплуатации АПК, не должен превышать значений, установленных ГОСТ 17822 и ГОСТ 16842.
4.1.21. АПК должен быть снабжен счетчиком моточасов работы привода надстройки, который должен автоматически включаться с включением коробки отбора мощности (КОМ).
4.1.22. АПК должны изготовляться в климатических исполнениях У или Т категории I по ГОСТ 15150 для работы при температуре окружающего воздуха от 40 до минус 40 oС. По требованию заказчика возможно изготовление АПК для использования с более широким диапазоном температур.
4.1.23. Не допускается появление течи рабочей жидкости в гидросистеме АПК.
4.1.24. Цветографическая схема окраски АПК и установка специальных световых и звуковых сигналов по ГОСТ Р 50574.
4.1.25. Поручни и ручки замков отсеков платформы должны иметь защитно-декоративное покрытие по ГОСТ 9.303.
4.1.26. Наружные поверхности АПК должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резины, стекол и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже IV класса (ГОСТ 9.032), группа условий эксплуатации У1 для исполнений У, ХЛ1 – для исполнений ХЛ (ГОСТ 9.104).
4.1.27. Нижние поверхности платформы, кабины, отсеков, подножек должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже V класса (ГОСТ 9.032), группа условий эксплуатации согласно п. 4.1.26.
4.1.28. Все масленки, установленные на АПК, должны быть окрашены в желтый цвет.
4.1.29. Конструкция топливного бака должна обеспечивать возможность пломбирования сливной пробки и пробки наливной горловины.
4.1.30. По условиям компоновки АПК допускается перенос топливного бака и аккумуляторов с их штатных мест на базовом шасси, не противоречащий требованиям изготовителя шасси.
4.1.31. Дополнительные требования, относящиеся к конкретным моделям АПК, должны быть указаны в технических условиях на них.
4.2. Требования к стреле
4.2.1. Стрела должна состоять из отдельных колен, соединенных между собой телескопически и/или шарнирно. Система выдвигания (сдвигания) и/или раскладывания (складывания) колен должна обеспечивать их плавное движение, а при остановке надежно удерживать колена относительно друг друга.
4.2.2. На вершине нижнего колена стрелы должно быть предусмотрено устройство для крепления грузового каната при работе АПК в качестве крана.
4.2.3. По требованию заказчика стрелы АПК могут быть дополнительно снабжены лестницей, при этом:
а) размер между боковыми фермами должен быть не менее 410 мм, высота ферм по верхнему стержню (поручню) не менее 300 мм;
б) ступени лестницы должны иметь покрытие или накладки, препятствующие скольжению. Расстояние между ступенями (шаг) – (300 ±20) мм.
4.2.4. Стрела АПК должна быть снабжена водопенными коммуникациями, обеспечивающими возможность подачи огнетушащих веществ в соответствии с п. 4.1.3 и снабженными сливным краном диаметром не менее 50 мм, обеспечивающим полный слив огнетушащего вещества из водопенных коммуникаций.
4.3. Требования к пульту управления и рабочему месту оператора
4.3.1. Основной (нижний) пульт управления должен быть расположен на поворотном основании с левой стороны по ходу движения автомобиля.
4.3.2. На основном пульте управления должны находиться:
а) органы управления двигателем;
б) органы управления движениями люльки (подъем, поворот, опускание);
в) орган аварийного останова люльки;
г) специальный выключатель для восстановления электрической цепи после срабатывания блокировок;
д) приборы контроля за работой и состоянием системы привода;
е) приборы световой и звуковой сигнализации;
ж) средства связи;
з) приборы освещения органов управления, обеспечивающие величину освещенности не менее 30 лк по ГОСТ 27472.
4.3.3. Органы управления блокировкой рессор и выдвижными опорами должны располагаться на задней панели платформы шасси, при этом в процессе установки АПК на опоры последние должны быть в поле зрения оператора. Допускается располагать органы управления и в другом месте, если не ухудшаются условия работы оператора.
4.3.4. АПК должны быть снабжены указателями (контрольными приборами):
а) высоты подъема люльки;
б) вылета люльки;
в) угла наклона нижнего колена стрелы;
г) поперечного угла наклона стрелы;
д) перегрузки.
Указатели (контрольные приборы) по п. 4.3.4, а и б должны быть скомпонованы в едином блоке, хорошо видимом с рабочего места оператора, и иметь погрешность показаний не более 5 %.
АПК-22…25, АПК-28…31, АПК-37…40, АПК-49…52 дополнительно снабжаются указателем горизонтальности (уровнем) поворотного основания, хорошо видимым с места управления выносными опорами.
4.3.5. В люльке должен быть установлен дополнительный пульт управления движениями люльки (подъем, поворот, опускание), при управлении с которого исключается возможность управления с основного пульта.
4.3.6. Органы управления движениями люльки должны давать возможность выполнения одновременно не менее двух маневров.
4.4. Требования к платформе
4.4.1. Конструкция платформы должна предусматривать удобство обслуживания агрегатов и механизмов АПК и содержать отсеки для размещения пожарно-технического вооружения (ПТВ) и принадлежностей по п. 4.10.
4.4.2. Отсеки для размещения ПТВ и принадлежностей должны быть оборудованы дверками с замками и ограничителями открывания.
4.4.3. Пол платформы и люльки должен обладать коррозионной стойкостью и препятствовать скольжению.
4.4.4. Уровень освещенности отсеков должен быть не менее 10 лк.
4.4.5. Конструкция отсеков должна исключать попадание в них воды и пыли и соответствовать степени защиты IР45 по ГОСТ 14254.
4.4.6. Нижняя ступень подножки для подъема на платформу должна быть расположена на высоте не более 500 мм.
Подножки должны обладать коррозионной стойкостью, а их опорная поверхность должна препятствовать скольжению – иметь рифы высотой от 1 до 2,5 мм.
4.5. Требования к люльке
4.5.1. Люлька должна иметь ограждение, образованное двумя рядами поручней на высоте (1,1 ±0,1) м и (0,5 ±0,1) м. По периметру пола люльки должно быть сплошное ограждение (плинтус) высотой не менее 0,1 м.
4.5.2. Площадь пола люльки для АПК с высотой подъема до 22 м – не менее 1,4 м2, от 22 до 31 м – не менее 2,0 м2, более 31 м – не менее 2,5 м2.
4.5.3. Люлька должна быть оборудована одной или более одностворчатыми дверками с замком, открываемым изнутри и снаружи, или откидными поручнями. Ширина дверного проема должна быть не менее 450 мм.
4.5.4. Люлька должна быть оборудована механизмом поворота, обеспечивающим ее поворот в горизонтальной плоскости в пределах не менее ±30o.
4.5.5. Люлька должна быть оборудована ограничителем лобового удара.
4.5.6. Люлька должна быть оборудована ограничителем грузоподъемности, обеспечивающим невозможность движения при размещении в ней груза, превышающего номинальную грузоподъемность на 10 %.
4.5.7. В люльке и/или на вершине стрелы должна быть предусмотрена возможность для установки лафетного ствола и/или пеногенераторов в соответствии с требованием п. 4.1.3, подпункта б.
4.6. Требования эргономики
4.6.1. Эргономические характеристики кресла оператора должны отвечать требованиям ГОСТ 21889.
4.6.2. Эргономические показатели рабочей зоны оператора должны соответствовать ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 21829, ГОСТ 22269 и ГОСТ 23000.
4.6.3. Эргономические требования к органам управления по ГОСТ 21753, ГОСТ 21786 и ГОСТ 21829.
4.6.4. Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять символику по ГОСТ 26336.
4.6.5. Размещение ПТВ в отсеках должно учитывать тактику его оперативного использования и обеспечивать надежность его фиксации, удобство и оперативность съема и установки. При размещении ПТВ в отсеках рекомендуется объединять его по группам назначения. Для облегчения поиска места размещения ПТВ и другого оборудования на внутренней поверхности дверей или боковых стенках отсеков должны быть установлены хорошо видимые таблицы-указатели.
4.6.6. Размеры отсеков, размещенных на платформе, должны соответствовать рекомендациям, изложенным в ГОСТ 12.2.033.
4.6.7. Компоновка автомобиля должна обеспечивать возможность свободного доступа ко всем устройствам и узлам пневмо-, гидро- и электросистем, подлежащим обслуживанию и контролю в процессе эксплуатации.
4.6.8. Расположение и конструкция наливной горловины топливного бака должна обеспечивать возможность его заливки как на АЗС с помощью заправочного пистолета, так и вручную из канистры.
4.7. Требования к электрооборудованию и освещению
4.7.1. Органы управления движениями должны быть самовозвратными, во влагопылезащищенном исполнении.
Выключатели аварийного останова должны быть расположены выше других выключателей и окрашены в красный цвет.
4.7.2. По требованию заказчика включение аварийного привода может осуществляться также из люльки.
4.7.3. Для освещения мест работы на АПК должны быть установлены фары или прожекторы:
а) на ограждении люльки или на вершине стрелы для освещения мест выхода из люльки;
б) на вершине нижнего колена для освещения рабочего места на земле при подъеме груза при использовании АПК в качестве крана;
в) у основания крепления нижнего колена для освещения при движении АПК задним ходом.
4.7.4. Электрическое оборудование АПК должно удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).
4.7.5. Установка устройств освещения и световой аварийной сигнализации должна быть выполнена в соответствии с ГОСТ 8769.
4.8. Требования к устройствам связи
4.8.1. АПК должны быть оборудованы переговорными устройствами, обеспечивающими громкоговорящую двустороннюю связь основного пульта управления с люлькой.
4.8.2. При передаче речи нормального уровня (не требующей чрезмерного напряжения речевых органов) с расстояния (0,5 ±0,1) м через микрофон ее воспроизведение через динамик должно обеспечивать полную разборчивость слов (без чрезмерного напряжения органов слуха, без переспроса), при этом слушающий должен находиться на расстоянии (5,0 ±0,5) м от динамика.
4.9. Требования надежности
4.9.1. Надежность АПК должна характеризоваться следующими показателями безотказности и долговечности (определения по ГОСТ 27.002):
а) гамма-процентной (y = 80 %) наработкой спецагрегатов и их привода до отказа;
б) гамма-процентным (y = 80 %) ресурсом агрегатов АПК до первого капитального ремонта;
в) полным средним сроком службы до списания.
4.9.2. Гамма-процентная (y = 80 %) наработка до отказа спецагрегатов и их приводов не менее 100 ч.
4.9.3. Гамма-процентный (y = 80 %) ресурс специальных агрегатов АПК до первого капитального ремонта не менее 1500 ч.
4.9.4. Полный средний срок службы до списания – в соответствии с действующими Нормами амортизационных отчислений по основным фондам народного хозяйства.
4.10. Комплектность
4.10.1. В комплект АПК должны входить:
а) комплект ПТВ согласно ТУ на конкретную модель АПК;
б) запасные части, инструмент, принадлежности и материалы согласно ведомости ЗИП;
в) эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601.
4.11. Требования безопасности и охраны окружающей среды
4.11.1. Конструкция АПК должна соответствовать требованиям безопасности, установленным ГОСТ 12.2.007.1, ГОСТ 12.4.009, ГОСТ 12.4.026, ГОСТ 12.2.040, ГОСТ 12.2.037, Правилами устройства электроустановок и Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей.
4.11.2. Методы проверки параметров технического состояния АПК, как автотранспортных средств, по ГОСТ 25478.
4.11.3. АПК должен иметь блокировки, исключающие:
а) транспортное движение АПК при включенной коробке отбора мощности, заблокированных рессорах, выдвинутых опорах и поднятой стреле;
б) движения люльки при незаблокированных рессорах и поднятых опорах;
в) возможность движения стрелы вне рабочего поля;
г) движение стрелы при соприкосновении люльки с препятствием;
д) движение стрелы при превышении грузоподъемности более чем на 10 %.
4.11.4. Среднеквадратичные значения параметров виброскорости общей вибрации в октавных полосах частот на рабочем месте оператора в соответствии с ГОСТ 12.1.012 не должны превышать значений, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | 2 | 4 | 8 | 16 | 31,5 | 63 |
Среднеквадратичные значения уровня вибрации, м/с, не более | 0,035 | 0,013 | 0,0063 | 0,0056 | 0,0056 | 0,0056 |
4.11.5. Звуковая и световая сигнализация АПК, расположенная на пультах управления, должна оповещать:
а) о подходе люльки к границе рабочего поля движения;
б) перегрузке люльки;
в) моменте срабатывания ограничителя лобового удара.
4.11.6. Световая сигнализация, расположенная в кабине водителя, должна оповещать:
а) о выходе выносных опор из транспортного положения;
б) об открытии отсеков платформы.
4.11.7. Скорость движения люльки должна автоматически замедляться при достижении предельных значений поля безопасности или крайних положений исполнительных механизмов приводов движений (только при использовании систем с пропорциональным управлением).
4.11.8. АПК должен быть снабжен указателем горизонтальности подъемно-поворотного основания, хорошо видимого с места работы оператора при установке его на выносные опоры.
4.11.9. Содержание вредных веществ на рабочем месте оператора не должно превышать значений, предусмотренных требованиями ГОСТ 12.1.005.
4.11.10. Уровень внешнего шума у основного пульта на рабочем месте оператора при работе спецагрегатов не должен превышать значений, установленных ГОСТ 27436.
4.11.11. Дополнительная система отвода отработавших выхлопных газов должна обеспечивать их выброс на расстояние не менее 4 м от автомобиля.
4.11.12. Ускорение люльки при включении или выключении привода не должно превышать 1,5 м/с2.
4.12. Маркировка
4.12.1. На каждом АПК на свободном видном месте должна быть установлена маркировочная табличка по ГОСТ 12969 и ГОСТ 12971, содержащая:
а) фирменное наименование и/или торговую марку предприятия-изготовителя;
б) условное обозначение типа АПК;
в) заводской номер АПК (по системе нумерации предприятия-изготовителя);
г) дату выпуска (год, месяц);
д) знак соответствия;
е) наименование страны-изготовителя.
4.13. Упаковка
4.13.1. Полностью укомплектованный АПК должен отправляться потребителю в собранном виде без упаковки.
4.13.2. Эксплуатационная и сопроводительная документация должна быть упакована в соответствии с ГОСТ 23170 и техническими условиями на конкретную модель.
4.13.3. Перед отправкой потребителю АПК должен быть подвергнут пломбированию. Места пломбирования и виды пломб должны быть указаны в технических условиях на конкретную модель. Перед пломбированием и отправкой с предприятия-изготовителя в соответствии с требованиями по транспортировке базового шасси необходимо:
а) слить воду из системы охлаждения и омывателя стекол (незамерзающие жидкости допускается не сливать);
б) отключить аккумуляторную батарею;
в) выпустить воздух из пневмосистемы шасси;
г) в топливный бак шасси залить топливо объемом, гарантирующим пробег не менее 50 км. Пробка топливного бака должна быть исправна, плотно закрыта и опломбирована;
д) на лобовое стекло кабины с внутренней стороны приклеить ярлык с указанием об удалении воды из системы охлаждения, воды из омывателя стекол, воздуха из пневмоприводов, об отключении и состоянии аккумуляторной батареи (с электролитом, без электролита), о смазке в двигателе и силовых передачах (летняя - зимняя);
е) заправить техническим спиртом вне зависимости от времени года предохранитель от замерзания пневмопривода тормозной системы (тех АПК, для которых это предусмотрено технической документацией на базовое шасси).
Если потребитель получает изделие непосредственно на заводе-изготовителе, указанные подготовительные мероприятия не проводятся.