НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ | Более 1000 нормативных документов в разделе ЗАКОНЫ, удобный поиск! | |||
| ППБ | НПБ | СНИПы | ГОСТы | РД | ПУЭ | Правовые акты | Лицензирование | | ||||||||||
Поиск идет по названию и сокращенному названию документа в тех разделах, где проставлены "галки". Если ни один из разделов не помечен, то поиск идет по всем разделам. В поиске старайтесь использовать корень ключевого слова. Вывод списка из большого (более 200) числа ссылок занимает некоторое время. Старайтесь сокращать список. |
Издание НЕ официальное [по материалам ВНИИПО] |
Порядок осуществления контроля за соблюдением требований нормативных документов на средства огнезащиты (разработка, применение и эксплуатация)
НПБ 232-96
Дата введения в действие 1.07.96г.
Вводятся впервые
1. Общие положения
1.1. Нормы Государственной противопожарной службы МВД России (далее ГПС) являются обязательным для исполнения нормативным документом по пожарной безопасности, устанавливающим порядок организации контроля за соблюдением требований стандартов, Строительных Норм и Правил, технических условий и других нормативных документов при производстве и применении средств огнезащиты, а также при эксплуатации огнезащищенных материалов, конструкций и изделий (далее - НД).
1.2. Контроль за соблюдением требований НД на средства огнезащиты включается органами управления ГПС в план работ и осуществляется в соответствии с ежегодным планом проверок.
1.3. Основные цели и задачи проведения контроля должны быть изложены в пояснительной записке к плану проверок.
1.4. Объектами контроля являются:
1.4.1. предприятия, организации и иные юридические лица (далее предприятия):
осуществляющие производство средств огнезащиты;
выполняющие огнезащиту материалов, конструкций и изделий;
эксплуатирующие огнезащищенные материалы, конструкции и изделия;
1.4.2. средства огнезащиты;
1.4.3. огнезащищенные материалы, изделия и конструкции;
1.4.4. технология изготовления огнезащитных составов;
1.4.5. технология проведения огнезащитных работ;
1.4.6. нормативные документы на средства огнезащиты (см.п.3.1.).
2. Порядок организации контроля (подготовка, состав комиссии)
2.1. Территориальные органы управления ГПС осуществляют контроль в соответствии с планом проверок, в ходе пожарно-технических обследований объектов и в случае необходимости.
Контроль может осуществляться также в ходе плановых проверок, проводимых другими Государственными надзорными органами (Госстандартом, Минстроем России, центрами стандартизации, метрологии и сертификации, органами лицензирования и др.) с привлечением территориальных органов управления ГПС.
2.2. План проверок на следующий год, проводимых территориальными органами управления ГПС, разрабатывается с учетом анализа необходимой информации не позднее четвертого квартала текущего года с указанием объектов контроля, подлежащих проверке, с соответствующими обоснованиями.
Запрос о предоставлении необходимой информации для составления плана проверок федерального уровня оформляется на официальном бланке Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России (далее ГУГПС) или Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МВД России (далее ВНИИПО) и направляется в территориальные органы управления ГПС. Информация о средствах огнезащиты и их применении в ответ на запрос оформляется по форме, приведенной в приложении 1. Сроки ответа оговариваются в запросе, но не позднее месяца со дня его получения.
Территориальные органы управления ГПС должны своевременно и полно предоставлять необходимую информацию по результатам проверок во ВНИИПО в порядке, установленном настоящими НПБ (раздел 4). ВНИИПО ежегодно подготавливает план контроля федерального уровня и представляет его в ГУГПС на утверждение не позднее второго квартала текущего года.
Выбор объектов контроля производится на основе анализа информации по регионам России об ассортименте средств огнезащиты, объемах их применения, а также о предприятиях и организациях, специализирующихся на производстве и применении средств огнезащиты, статистических данных по пожарам и информации из банка данных "Лицензирование" по установлению вида деятельности в области обеспечения огнезащиты. При разработке плана проверок особое внимание следует обращать на организации, осуществляющие производство средств огнезащиты, а также получившие впервые лицензию на право осуществления деятельности по огнезащите, опасные в пожарном отношении объекты (АЭС, ТЭЦ и т.д.), крупные сельскохозяйственные объекты, а также объекты социально-культурного и бытового назначения с массовым пребыванием людей.
2.3. Контроль за соблюдением НД на средства огнезащиты осуществляется комиссиями, сформированными на месте проверки.
В обязанности территориальных органов управления ГПС входит формирование комиссии на объекте контроля (предприятии).
2.4. В состав комиссий территориальных органов включаются представители: подразделений Управления (отдела), испытательной пожарной лаборатории (ИПЛ)) ГПС, объектовых подразделений ГПС (если объект контроля является охраняемым предприятием), при необходимости, представители территориальных органов Госстандарта (центра стандартизации, метрологии и сертификации) и (или) Минстроя России.
К работе комиссии привлекаются:
при производстве средств огнезащиты: представитель предприятия-изготовителя, при необходимости, разработчик состава;
при применении (нанесении) средств огнезащиты: представитель заказчика, подрядчика и, при необходимости, разработчик состава и представитель предприятия-изготовителя;
при эксплуатации огнезащищенных материалов, конструкций и изделий: представители предприятия, на балансе которого находится объект контроля, подрядчика, при необходимости, предприятия-изготовителя.
Организационные работы по согласованию состава комиссии возлагаются на территориальный орган управления ГПС.
Не позднее, чем за месяц до начала работы комиссии, территориальные органы управления ГПС информируют всех участников проверки, а также руководство проверяемого предприятия о сроках проведения проверки.
3. Методы контроля
3.1. Работа по контролю за соблюдением требований НД на средства огнезащиты на предприятиях и объектах строительства должна проводится по следующим направлениям:
проверка наличия и комплектности НД на средства огнезащиты;
проверка наличия лицензии и соблюдения условий лицензирования;
проверка наличия сертификатов, технических паспортов и других документов, подтверждающих качество средств огнезащиты и выполненных огнезащитных работ;
экспертиза НД, имеющихся на предприятии или на которые сделаны ссылки, на полноту изложения требований, предъявляемых к качеству средств огнезащиты и выполненных огнезащитных работ, а также на соответствие действующим нормативам; контроль качества выпускаемых и применяемых средств огнезащиты и их соответствия требованиям НД;
проверка наличия и состояния технологического оборудования для приготовления огнезащитных составов; контроль норм расхода огнезащитных составов;
проверка наличия на рабочих местах выписок из технологических карт по приготовлению и нанесению средств огнезащиты;
проверка уровня квалификации лиц, осуществляющих контроль за качеством выпускаемых и применяемых средств огнезащиты, выполнением огнезащитных работ, в рамках их должностных инструкций;
наличие случаев использования в производстве компонентов без входного контроля или несоответствующих требованиям НД;
контроль состояния огнезащитных покрытий, нанесенных на защищаемые материалы и конструкции, по истечении различных сроков их эксплуатации;
проверка соответствия условий хранения огнезащитных составов требованиям НД;
проверка соответствия условий эксплуатации огнезащитных покрытий требованиям НД.
3.2. С целью определения качества производимых и применяемых средств огнезащиты проводятся контрольные испытания на соответствие требованиям НД отобранных проб огнезащитных составов. Испытания осуществляются в аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораториях (центрах) или ИПЛ.
3.3. С целью определения качества выполненной огнезащитной обработки металлоконструкций, кабелей, деревянных конструкций, защищенных огнезащитными средствами, не относящимися к пропиточным составам, и других материалов проводится визуальный осмотр нанесенных огнезащитных покрытий для выявления необработанных мест, трещин, отслоений, изменения цвета, посторонних пятен, инородных включений и других повреждений, а также замер толщины нанесенного слоя. Внешний вид и толщина слоя огнезащитного покрытия, нанесенного на защищаемую поверхность, должны соответствовать требованиям НД на данное покрытие.
Качество огнезащитной обработки деревянных конструкций пропиточными составами проверяется визуально для выявления необработанных мест, повреждений поверхностного слоя древесины и по горючести стружки согласно пункту 6 раздела 4 Руководства "Способы и средства огнезащиты древесины". - М.: ВНИИПО, 1994.
3.4. Требования НД на средства огнезащиты считаются соблюдаемыми, если выпускаемая продукция, выполненные работы (оказанные услуги), режимы эксплуатации соответствуют всем установленным показателям, а состояние производства обеспечивает стабильность выполнения данных показателей.
3.5. Требования НД на средства огнезащиты считаются не соблюдаемыми, если выпускаемая продукция, выполненные работы (оказанные услуги), режимы эксплуатации не соответствуют хотя бы одному из установленных показателей.
При установлении факта несоблюдения хотя бы одного из требований НД на средства огнезащиты руководство предприятия обязано устранить отмеченные недостатки в указанные комиссией сроки.
4. Порядок отчетности
4.1. По результатам работы по контролю за соблюдением требований НД на средства огнезащиты составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии (см.приложения 2,3,4). Члены комиссии, которые не согласны с содержанием акта, подписываются под своим "особым мнением", которое вносится в вышеупомянутый акт отдельным разделом.
4.2. Акт, составленный по результатам проверки, направляется в течение месяца во ВНИИПО, территориальный орган управления ГПС, руководителю предприятия, на котором проводилась проверка, руководителю предприятия, выполнившему огнезащитные работы, при необходимости, в Госстандарт или Минстрой России.
4.3. Информация, содержащаяся в актах проверок, по мере поступления и обработки в течение планового года анализируется ВНИИПО, выводы и предложения направляются в ГУГПС, при необходимости, в территориальный управления орган ГПС, Госстандарт или Минстрой России.
4.4. Повторная проверка с целью контроля за устранением выявленных недостатков осуществляется по истечении срока, указанного в акте проверки. Проведение повторной проверки допускается поручать территориальным органам управления ГПС, которые в этом случае сообщают в ГУГПС и во ВНИИПО о ее результатах в срок, указанный в акте.
В случае неустранения указанных в акте недостатков, грубых и систематических нарушений НД, условий лицензирования, делаются сообщения в соответствующие органы Государственного надзора с требованием принятия действенных мер воздействия к нарушителям.
Приложение 2 (Обязательное)
А К Т
проверки соблюдения требований нормативных
документов на средства огнезащиты
(производство, применение и эксплуатация)
(наименование предприятия)
(дата проверки)
Почтовый адрес:
Руководитель предприятия: (ф.и.о. полностью, телефон)
Лицензия: (номер, кем выдана, срок действия, вид лицензионной деятельности)
Основание:
1. Исходные данные
(краткие сведения о предприятии, область специализации, список применяемых средств огнезащиты, а также оборудования для их нанесения)
2. Состояние нормативных документов
(перечень НД и их комплектность)
3. Организация технического контроля
(система контроля качества и ответственные за его выполнение)
4. Выводы и предложения
Акт составлен на листах в экземплярах
и направлен
Состав комиссии: (подпись) (ф.и.о.)
Приложение 3 (Обязательное)
А К Т
проверки состояния и условий эксплуатации
огнезащитных покрытий
Объект проверки:
Почтовый адрес:
Руководитель предприятия: (ф.и.о. полностью, телефон)
Основание:
Дата проведения:
1. Состояние огнезащитных покрытий
2. Условия эксплуатации покрытий
3. Соответствие требованиям НД (в том числе проверка имеющейся в акте сдачи-приемки информации)
4. Выводы и предложения
Акт составлен на листах в экземплярах и
направлен
Состав комиссии: (подпись) (ф.и.о.)
Приложение 4 (Рекомендуемое)
А К Т
отбора проб
Объект контроля:
Основание:
Цель контроля:
Дата отбора:
Характеристика отобранных проб
№п/п
Наименование продукции и НД Изготовитель Номер партии и дата изготовления Количество пробы Место отбора пробы 1 2 3 4 5 6
Место испытания отобранных проб:
Акт составлен на листах в экземплярах и
направлен
Состав комиссии: (подпись) (ф.и.о.)
Приложение 1 (Рекомендуемое)
Информация о средствах огнезащиты и их применении
№п/п
Наименование предприятия Адрес, телетайп, телефон, ф.и.о. руководителя предприятия Наименование огнезащитных средств и вид огнезащитных работ НД на огнезащитные средства и их применение (ГОСТ, ТУ, инструкции и т.д.) Объем годового выпуска (применения) за 199 г. Номер лицензии, кем выдана, вид лицензируемой деятельности, дата окончания действия Примечание 1 2 3 4 5 6 7 8
Пояснение:
Графа 2 - указывается полное наименование предприятия и его подчиненность, вид собственности (государственное, малое, акционерное предприятие, товарищество и т.д.).
Графа 4 - наименование огнезащитного средства (краска, паста, состав, раствор) в соответствии с действующим на него НД.
Графа 5 - указывается вид НД (ГОСТ, ТУ, регламент, инструкция и др.), его наименование, номер, срок действия, кем утвержден.
Графа 6 - при отсутствии точных данных можно указать ориентировочные с соответствующей пометкой.
Графа 7 - указывается наименование и адрес организации, выдавшей лицензию, номер лицензии, вид разрешенных лицензией огнезащитных работ, срок окончания действия лицензии.
Графа 8 - приводятся сведения, имеющие, по мнению заполняющего лица, существенное значение, например: случаи нарушения или отступления от НД, наличие рекламаций на низкое качество средств огнезащиты и проведенных огнезащитных работ.